Тайны Ильинской горы

Гришанова, Л. Тайны Ильинской горы : [Успенская церковь в Могилеве] / Людмила Гришанова // Днепровская неделя. — 2018. — 24 октября. — С. 4.

Недавно довелось прочитать письма человека, много лет назад уехавшего из Могилева, адресованные двоюродному брату. Участники переписки ушли в мир иной, а письма попали в музей, как образец эпистолярного жанра конца XX века. В одном из посланий зацепили строки: «В месте слияния Дубровенки и Днепра стоял храм. Стоит ли сейчас? Немцы его не тронули!» Автор имел в виду Успенскую церковь, взорванную летом 1957 года.

На подвалах Успенской церкви

Считается, что на церковном фундаменте было построено здание облавтотреста. Как оказалось, подвалы храма уходили в сторону от новостройки.

— Я живу в переулке Береговом с 1965 года, — рассказывает 78-летний Вячеслав Степанов. — Пришел из армии, для трудоустройства в Могилеве, а я сам из Голынца, требовалась прописка. Знакомая молочница из нашей деревни, продававшая молоко на Папинке, договорилась с матерью моей будущей жены, о прописке у них. Пришел прописаться — понравилась девушка.

На семью девушки обрушились несчастья: утонул отец, а через год умерла мать. Вячеслав Тимофеевич стал хозяином дома и участка своей возлюбленной.

— Когда я начинал здесь жить, то на огороде перед домом находилась кирпичная лестница, ведущая в церковные подвалы, — вспоминает собеседник. — А под землей располагались три помещения. Соседи говорили, что до того, как участок выделили в 1946 году моему тестю, подвалами пользовались военные из воинской части, что находится по другую сторону улицы Челюскинцев. Они взрывали лед на Днепре и затягивали в подвалы огромные глыбы. Использовали подземные сооружения, как ледник для хранения продуктовых запасов.

Молодой хозяин провел в подвалы электричество, сделал в них полки — использовал до тех пор, пока не обрушились подземные своды. Вячеслав Тимофеевич организовал доставку грунта несколькими грузовиками и засыпал провал.

— Лет десять назад на месте подвалов вновь образовалась яма, как после бомбежки, — присоединяется к разговору дочь хозяина Елена Тишкевич. — Засыпали землей, мусором — чем могли. Теперь на этом месте газон, а на участке построили декоративно- подпорную стену, отделяющую «подвальную» часть.

Радушные хозяева демонстрируют и землю, засаженную картофелем.

— Раньше эта часть огорода была ровной, — комментирует Вячеслав Тимофеевич. — Теперь она расположена под наклоном. Видимо, под ней тоже имелись какие-то сооружения, которые обрушились со временем. Когда поливаем картофель, то если бросить шланг на землю, под напором воды образовывается сквозная промоина. Вот так и живем…

Вячеслав Степанов перестроил на участке дом и теперь может спать спокойно, зная, что жилище стоит на твердой земле.

Мы шутим с хозяевами, что лет через триста археологи будут заниматься раскопками церковных подвалов и совершать исторические открытия.

Осязаемым напоминанием об Успенской церкви остается примерно трехметровая часть бывшей церковной ограды, которую жители переулка 1-й Советский используют в качестве забора.

«Клен ты мой опавший»

— Все мое детство прошло на развалинах Успенской церкви,— делится воспоминаниями еще один житель переулка Берегового (бывшая улица Ильинская) Владимир Бельский. — Церковная ограда была значительно длиннее, чем сейчас. Помню, что в ней находилась калитка на участок дома №7. Старики рассказывали, что от церкви вели подземные ходы под Днепр в сторону Подниколья. Они были такие по размеру, что в них проходила карета.

Может быть, обрушившиеся подвалы соседей и есть не что иное как начало подземного хода?! Владимир Яковлевич вспоминает о любимом месте детских игр — огромном старом клене, который могли обхватить пятеро мальчишек, взявшись за руки, росшем на бывшей церковной территории. В его кроне пацаны устраивали смотровую площадку, с которой наблюдали за окрестностями.

— В одну из Перуновых ночей, или рябиновых, как иначе называют ночи в августе с ливнями, грозой и шквалистым ветром, в клен попала молния, и он потом засох, — делится Владимир Бельский. — Помню, когда строили на месте церкви здание облавтотреста. Экскаваторы рыли котлован и выбрасывали на поверхность грунт с черепами и костями.

Если вспомнить о том, что каменный Успенский храм строился в 1670—1684 годах (после того, как во время осады Могилева московскими войсками в 1660-м сгорела деревянная церковь, действовавшая с 1552 года), традиционно при храмах устраивались некрополи, то становится понятным происхождение останков.

— Мой брат Сергей даже сфотографировался на память с одним из черепов, — дополняет коренной житель Папинки. Дом, в котором ныне живет Владимир Яковлевич, построил в XIX веке его прадед Апалько Иван Семенович.

Владимир Яковлевич хранит купчую прадеда на участок размером 7 соток, в который входит место, на котором построен дом, пологая лужайка и склон Ильинской горы.

— Этот склон мой отец, Яков Иванович, укреплял металлом, высаживал на нем деревья, чтобы они удерживали корнями землю, — поясняет Бельский. — Вы не представляете, какие потоки воды бегут с горы после дождя. Еще до моего рождения с Ильинской горы сполз каменный крест. Он до сих пор у ее подножия.

Хозяин разворачивает заросли травы и демонстрирует крест размером примерно метр на метр: с одинаковыми по размеру «лопастями». Такими обычно были кресты дохристианского происхождения — солярные символы, т.е. посвященные культу Солнца. Позже они использовались для обозначения памятных захоронений.

Могила 600 стрельцов на Самусевой горе

В «Хронике города Могилева» Ильинская гора упоминается как место казни в 1610 году зачинщиков бунта ремесленников против могилевского магистрата: «Пять человек обезглавлены на Ильинской горе, где стоит крест…» К сожалению, в «Хронике…» не указано, какой был крест — каменный или деревянный.

В окрестностях Папинки находится или находилось захоронение 600 стрельцов русского гарнизона, убитых могилевцами в 1661 году. О местонахождении Самусевой горы, где похоронены стрельцы, за Успенской церковью указано в «Опыте описания Могилевской губернии» А.Дембовецкого. О том, что на этой братской могиле находился деревянный крест, установленный в XVIII веке, и существовала ограда, констатировал в 1939 году во время экспедиции по учету памятников истории Могилева и Могилевского края ее руководитель А.Виннер. В паспорте памятника «братская могила на Самусевой горе» указывалось, что расположена могила на углу ул.Грушевской и 1-го Советского переулка. Довоенные исследователи памятника истории отмечали аварийное состояние захоронения. «Могила наполовину разрыта местными жителями с целью взятия глины и представляет собой холм с углублением до 4-х метров, доходящим до подошвы холма. Ранее существовавшая ограда и памятник в виде деревянного креста разобраны. Необходимо приведение в порядок могилы, восстановление могильной насыпи, ограды и установка памятника». Предложения научного сотрудника не были осуществлены. Через пару лет началась Великая Отечественная война. После ее окончания надо было восстанавливать разрушенное народное хозяйство и поднимать Могилев из руин.

Сегодня на углу ул. Грушевской и 1-го Советского переулка находится частный жилой дом. Его хозяин, вышедший на звонок, сказал, что живет в доме 18 лет и ничего не знает о могиле стрельцов.

Сколько еще тайн хранит Ильинская гора, у подножия которой стоит каменный крест, свидетель многовековой истории Могилева?

Людмила ГРИШАНОВА