ЖКХ : режим перезагрузки

Александров, Г. ЖКХ : режим перезагрузки / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2018. — 6 декабря. — С. 13. 

Каждый сезон, когда подключают отопление к домам, на ЖЭУ обрушивается шквал звонков от жильцов: батареи еле греют, комнаты, а то и квартиры — холодные. Многие люди в течение нескольких дней не могли связаться с диспетчерами и мастерами ЖЭУ — их телефоны были постоянно заняты.

–В нашем подъезде всегда с подачей тепла возникает проблема: один из стояков на всех этажах остается холодным, — рассказывал знакомый. — Причина одна и та же — воздушная пробка в системе. Чтобы запустить стояк, нужно стравить воздух в квартире на верхнем этаже. Дело нескольких минут, однако работу должен выполнить специалист. Проблема еще и в том, что хозяина этой квартиры (его работа связана с разъездами) трудно застать дома. Согласовали время, когда он будет на месте, начали звонить в ЖЭУ — одни короткие гудки. Пришлось отпроситься с работы и идти туда лично, чтобы дать заявку. Объяснил ситуацию, мне сказали, что слесарь-сантехник подойдет к условленному часу. Но — не пришел, а сосед долго ждать не мог. Позвонили в ЖЭУ — в ответ все те же короткие гудки. Вышли из положения так: один из жильцов вспомнил, что у него есть номер «мобильника» знакомого сантехника, который обслуживает соседний участок, позвонил ему, тот быстро пришел и за «пятерку» все сделал. Выяснять, где был наш сантехник, мы не стали — бесполезно…

Что ж, с будущего года «достучаться» до ЖЭУ будет проще. Как отметили в Комитете госконтроля Могилевской области, на базе оперативно-производственного сектора (диспетчерской) и отдела обращений граждан, кадровой и юридической работы ГО «ЖКХ области» завершается создание «Контакт-центра», специалисты которого будут контролировать выполнение районными диспетчерскими службами поступающих заявок, работу над устранением претензий граждан. Во всех районах области уже созданы единые диспетчерские службы с коротким номером 115, по которому с 1 января 2019 года планируется принимать заявки граждан. Все вызовы будут регистрироваться в автоматизированной системе, а затем оправляться в эксплуатирующие организации. О результатах выполнения заявок люди будут информированы. Как показал опыт в Минске, где подобная система работает более 2 лет, исполнительская дисциплина работников жилищно-коммунальных служб города под таким контролем значительно повысилась.

Создание областных контакт-центров и единых диспетчерских служб с коротким телефонным номером, вопросы повышения эффективности работы организаций ЖКХ, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, снижения их себестоимости, совершенствования работы и оптимизации стоимости услуг АИС «Расчет-ЖКУ», ускоренной замены в жилых домах лифтов, отработавших нормативные сроки службы, и другие остаются на контроле у главы государства. В связи с этим КГК провел анализ деятельности ЖКХ области и, в частности, выполнения показателей госпрограммы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016 — 2020 годы за 9 месяцев 2018- го.

К сожалению, основной поток обращений в КГК по-прежнему связан с недостатками при осуществлении ремонта жилья и в работе ЖКХ, отмечают специалисты комитета. Люди продолжают жаловаться на плохое состояние жилого фонда и дворовых территорий,  на длительный и некачественный капитальный ремонт домов, несоблюдение температурного режима воды и тепла в квартирах. Неужели теплые квартиры, непротекающая крыша, внимательный и готовый оказать качественные услуги работник ЖЭУ — это, что называется, из области фантастики? На то, чтобы «превратить сказку в быль», и нацелена госпрограмма «Комфортное жилье». Для оценки эффективности ее выполнения в 2018 году установлены 9 целевых показателей. По данным контролеров, за январь—сентябрь в области выполнены только 3 из них: снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) населению (5,34% при задании 5%), уменьшение претензий на качество оказываемых услуг (3,1 и 1,5% соответственно) и собираемость платежей за ЖКУ (99,5% и 86%).

— Эти результаты свидетельствует о том, что работа по выполнению поручений главы государства о повышении эффективности работы ЖКХ ведется, — подчеркнул начальник управления контроля отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы КГК Могилевской области Дмитрий Захаров. — Но насколько действенно? За 9 месяцев не выполнены такие важные целевые показатели гос­программы, как, например, снижение потерь тепловой энергии собственного производства, по вводу общей площади жилых домов после капремонта, по замене и модернизации в жилых домах лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации.

Как известно, капремонт жилищного фонда — одна из самых болезненных для населения проблем: сроки его проведения на многие дома истекли, качество ремонта нередко такое, что вызывает нарекания жильцов. За 9 месяцев текущего года в области, по данным КГК, введено в эксплуатацию лишь 59,8% от годового плана. Одна из основных причин — недостаточное финансирование. Иной раз вот люди задаются вопросом: дому, мол, свыше 40 лет, мы платим за ремонт, где же наши деньги? В Беларуси на капремонт люди отчисляют их только с 1999 года. Эти средства не аккумулируются на счетах, а направляются на ремонт домов, которые находятся в более худшем состоянии — собранной жильцами одного конкретного дома суммы на капремонт хватает разве что на составление проектной документации. Поэтому источник финансирования капремонта — не только отчисления жильцов, но и бюджетные средства, которые выделяются каждый год. Но их бывает недостаточно. Вместе с тем контрольно-аналитические мероприятия показали, что в области имеются резервы для выполнения работ по капремонту в гораздо большем объеме.

— В марте 2016 года были внесены изменения в законодательство, согласно которым отчисления на капремонт подлежат аккумулированию на специальных счетах исполкомов, а не организаций ЖКХ, — рассказывает Дмитрий Захаров. — В ходе проверок было, однако, выявлено, что эти средства продолжали поступать и аккумулироваться на счетах ряда организаций (например, обслуживающих ведомственное жилье). По предложению КГК данные отчисления (более 960 тысяч рублей) поступили в текущем году на спецсчета исполкомов. Кроме того, в области, также по инициативе КГК, продолжается работа по привлечению к участию в финансировании капремонта собственников нежилых помещений (магазинов и других структур), расположенных в многоквартирных домах, — на 1 ноября уже поступило 200 тысяч рублей. Эти финансовые резервы позволят увеличить объем капремонта.
Но важно еще и сделать его качественно! В апреле 2018-го сотрудники КГК совместно с представителями горисполкома и других компетентных организаций провели обследование многоквартирного жилого дома по улице Бакунина, капремонт которого был выполнен в 2016 году. Увы, выяснилось, что строительно-монтажные работы были сделаны просто безобразно (выявлены дефекты окраски балконов, фасада дома, заплесневелость деревянных элементов стропильной системы, сколы ступеней лестничных маршей в подъездах, низкая температура горячей воды в квартирах и др.). Установлены и случаи включения организациями ЖКХ Костюковичского, Кировского и Белыничского районов в отчетность о вводе в эксплуатацию в 2016 году свыше 5 тысяч квадратных метров жилья после проведения капремонта, тогда как не был выполнен весь комплекс необходимых мероприятий.
Как избежать подобных огрехов? Мне рассказывали: жильцов одной из могилевских многоэтажек ЖЭУ уведомило: необходимо отремонтировать подъезд. Собственники квартир срочно собрались и решили обратиться к услугам частного предпринимателя — он сделал ремонт дешевле и, по крайней мере, не хуже, чем работники ЖЭУ. Теперь и для проведения капремонта домов, сообщили в КГК, можно будет выбрать, по опыту Минска, исполнителей (подрядчиков) работ и услуг на конкурентной основе. Согласно решениям Могилевского и Бобруйского Советов депутатов созданы службы заказчика по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе капитального и текущего ремонта жилищного фонда. В Могилеве таким заказчиком стало «Управление коммунальных предприятий», в Бобруйске —  «Бобруйскжилкомхоз». Они могут теперь привлекать к оказанию услуг сторонние организации с разной формой собственности и контролировать их работу — сделан шаг к выходу из порочного круга, когда организации ЖКХ сами выполняли все работы и сами проверяли себя.
Еще один резерв экономии средств связан с тем, что, как показал мониторинг, предприятия ЖКХ области продолжают нести значительные финансовые потери из-за выполнения несвойственных им функций. К примеру, на 1 октября текущего года на их балансе числилось 418 непрофильных объектов — убыток от их содержания составил 423,8 тысячи рублей.

— В отношении 278 объектов местными органами власти приняты решения по их сносу, передаче в аренду, безвозмездной передаче другим юридическим лицам, — отметил Дмитрий Захаров. — Однако дальнейшее использование остальных 140 все еще не определено, и убытки организаций ЖКХ по содержанию и обслуживанию непрофильных активов горрайисполкомы не возмещают.

Конечно, эти затраты влияют на себестоимость жилищно-коммунальных услуг, формирование планово-расчетных цен на них и, стало быть, через тарифы компенсируются населением. Как и «утечка» тепла при транспортировке. По информации КГК, потери тепловой энергии собственного производства ЖКХ составили 12,5% при задании 11,4%, не обеспечили выполнение этого целевого показателя 10 из 23 организаций. В соответствии с Программой социально-экономического развития Беларуси на 2016—2020 годы для снижения потерь необходимо ежегодно проводить замену не менее 4 процентов старых тепловых сетей. В Могилевской области предполагалось в 2018 году заменить с применением современной ПИ-трубы 92,5 км сетей (4,01% от общей протяженности). Однако, как установили контролеры, на 1 ноября было заменено лишь 81,3 км.

А выполнение поручения главы государства об ускоренной замене лифтов в многоквартирных жилых домах и вовсе под угрозой срыва. Не все ладно также в сфере водопроводно-канализационного хозяйства. К примеру, строительство главного канализационного коллектора в Могилеве предусматривалось осуществить за счет средств займа еще в 2009—2013 годах в рамках госпрограммы «Чистая вода» на 2006—2010 годы. Однако до сих пор объект не завершен, запланированный на сентябрь 2018-го срок его ввода сорван. Странно, но даже финансируемый за счет средств основного и дополнительного займов Международного банка реконструкции и развития проект «Развитие систем водоснабжения и водоотведения» реализуется неэффективно — затягиваются сроки проектирования и строительства 4-х объектов в Могилеве, Бобруйске, Быхове и Мстиславле. Словом, констатировали в КГК, реализация госпрограммы «Комфортное жилье» надлежащим образом не обеспечивается, должные меры не приняты практически каждой второй организацией ЖКХ области. А это значит, что эффективное управление ими оставляет желать лучшего.

Как кардинально исправить ситуацию, повысить ответственность руководителей за выполнение целевых показателей госпрограммы, усилить эффективность работы по снижению потерь, издержек и затрат в сфере ЖКХ? Эти и другие вопросы будут обсуждены на заседании коллегии КГК Могилевской области с участием руководителей местных органов власти.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ