Пивоваров, Ю. Шелковый путь для спецмашин : [беседа с директором ООО «Зумлион-МАЗ» Ю. Пивоваровым] / Юрий Пивоваров // Экономика Беларуси. — 2018. — № 4. — С. 44—49.
Белорусский сектор спецтехники устремился ввысь, после того как Минский автозавод и компания Zoomlion запустили серийное производство автокранов в Могилеве и разработали «великана» рекордной для страны грузоподъемностью 60 тонн. Идея на первый взгляд проста — совместить белорусское шасси с китайским оборудованием, но планы у альянса куда серьезнее — трансфер технологий, глубокая локализация и расширение присутствия в странах СНГ. Директор ООО «Зумлион-МАЗ» Юрий ПИВОВАРОВ рассказал в интервью журналу «Экономика Беларуси» о растущих потребностях стройотрасли, ставке на разветвленный сервис и ожиданиях от нового завода в «Великом камне».
— Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить существующий технологический разрыв между отечественными и зарубежными производителями спец-техники?
— В советское время технологическая специализация по производству спецтехники была распределена по регионам. На Минском автозаводе, например, выпускали в основном автомобильную технику для транспортировки различных грузов тягачи, бортовые автомобили и самосвалы. После создания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» уже и Минский автозавод стал собирать спецмашины. Однако за рубежом технологии шагнули далеко вперед, и в какой-то момент стало ясно, что в одиночку сократить это отставание практически невозможно. Белорусский автогигант начал искать партнеров для производственной кооперации и реализации совместных проектов. В течение нескольких лет было создано несколько моделей спецтехники совместно с европейскими компаниями. Но они предлагали только бизнес по поставке оборудования, а вот к производственной кооперации готовы не были. В отличие от китайского автопрома, который по своему технологическому Уровню уже давно входит в число мировых лидеров. Так, Zoomlion является международной компанией, продукция которой используется во всем мире.
— То есть создание альянса было единственным решением для отрасли?
— Не единственным, но наиболее эффективным. Если все делать самостоятельно, то потребуются огромные финансовые вложения в конструкторские разработки, оборудование, подготовку производства. Здесь же работает эффект синергии: МАЗ получает современное навесное оборудование и доступ к новым технологиям, Zoomlion — одно из лучших шасси, сервисную сеть и рынки сбыта на постсоветском пространстве. А заодно и производственные мощности, поскольку сборка осуществляется на свободных площадях «Могилевтрансмаша». То есть от создания СП выиграли обе стороны. Большое значение имели и технические характеристики спецтехники, которую могли предложить рынку МАЗ и Zoomlion. Нам было важно выделиться на фоне конкурентов, поскольку новому игроку всегда сложнее.
— А как происходит взаимодействие Минского автозавода и компании Zoomlion?
— МАЗ изготавливает продукцию для совместного предприятия, Zoomlion в свою очередь поставляет навесное оборудование. Окончательная сборка происходит в Могилеве. Кроме того, по чертежам Zoomlion осуществляется локализация узлов. В частности, первая модель — 25-тонный автокран ZMC-25 — уже на 52% является изделием, произведенным в Беларуси. И степень локализации будет лишь расти. Создав СП, мы установили тесные контакты на уровне технологов. То есть Zoomlion не просто вложил инвестиции в Беларусь, но и с самого начала предложил обмениваться инновациями и совместно работать над ноу-хау. Мы получили доступ к современным технологиям, благодаря которым белорусская отрасль сможет развиваться быстрее. Китайские специалисты постоянно находятся на предприятии, участвуют в сборке машин и проводят обучение. Кроме того, белорусские специалисты ездили на стажировку в Китай. Разработка новых моделей ведется совместно.
Минский автозавод и компания Zoomlion запустили серийное производство автокранов в Могилеве и разработали «великана» грузоподъемностью 60 тонн.
— Как Вы оцениваете потенциал белорусского рынка спецтехники? В каких сферах требуются спецмашины?
— Наша продукция прежде всего ориентирована на экспорт, так как емкость внутреннего рынка относительно невелика. Перед СП стоят масштабные задачи по расширению присутствия в странах СНГ и Европы. Но мы собираемся удовлетворить и спрос в Беларуси. Рынок спецтехники определяется уровнем развития тех отраслей, в которых она используется. Например, если меняется культура сбора мусора и повышаются требования к защите окружающей среды, то возникает необходимость в новых мусоровозах. Ускоряются темпы строительства — растет спрос на автокраны, возводятся новые дороги — усиливается интерес к дорожно-строительной технике. Так что потребность в спец-технике напрямую зависит от темпов и специфики развития направлений ее использования.
— Каково состояние рынка спецтехники в России, Казахстане и Украине? На какую долю рынка там рассчитываете?— Один из наиболее перспективных рынков — российский. Сейчас выходим в отдельные сегменты, которые, например в случае с автокранами, определяются грузоподъемностью машин. В каждом сегменте мы рассчитываем на долю в 20-30 %, которую планируем занять в ближайшие три года. Пробный выход оказался успешным — все, что предлагаем, расходится в кратчайшие сроки. Мы уже задумались над увеличением объемов производства, чтобы удовлетворить спрос на автокраны. Каких-то больших преград у нас не возникает. Еще в прошлом году прошли сертифика цию Таможенного союза, что позволило официально продавать спецтехнику в России, Казахстане и других странах ЕАЭС. В основном конкурируем с российскими производителями, но по соотношению цены и технических характеристик у нас преимущество перед конкурентами. В Казахстане несколько сложнее — рынок гораздо менее емкий: нет бурного роста строительной индустрии. Спрос на спецтехнику хотя и небольшой, но стабильный. Но есть и ограничение в виде пошлин и сборов, которое ставит местных производителей в более выгодные условия. Перспективным для нас стал украинский рынок. Российские производители на нем сейчас практически не представлены, а потребность в спец-технике существует. Так что рынок страны-соседки открывает нам широкие возможности.
ООО «сЗумлион-МАЗ» зарегистрировано в феврале 2017 года в СЭЗ «Могилев». Учредителями совместного предприятия выступили Минский автомобильный завод и корпорация Zoomlion. Производство спецтехники организовано на свободных площадях завода «Могилевтрансмаш». Первой освоена линейка автокранов, в дальнейшем здесь будут собирать и другие виды спецтехники. Преимущественно продукция предназначена для экспорта в страны СНГ, где уже организована разветвленная сервисная сеть.
— Почему было решено стартовать с разработки автокранов?
— Zoomlion традиционно славится в мире автокрановыми технологиями. «Могилевтрансмаш», где располагается сборочное производство, тоже занимается выпуском кранов. То есть учитывался обоюдный опыт. Кроме того, это понятный продукт с точки зрения производства и вывода на рынок. Мы изначально разработали автокран, не имеющий аналогов в СНГ. Как результат, у нас не было проблем с поиском покупателей.
— Вслед за ZMC-25 вы представили автокран грузоподъемностью 60 тонн. Но есть ли потребность в «великанах»?
— Потребность в них высокая. Первый экземпляр, который мы представили в сентябре на выставке «Будпрагрэс-2018». уже продан в Россию. В Беларуси такие краны тоже нужны, но. как правило, здесь планируют их покупку на год вперед. Сейчас как раз строительные организации формируют бюджет, и мы, безусловно, нацелены участвовать в обновлении парков спец-техники.
— Какие еще виды спецтех-ннки планируется выпускать в Беларуси?
— Пока наши усилия направлены на расширение модельной линейки автокранов. В планах на следующий год запустить в производство первый опытный образец автокрана грузоподъемностью 100 тонн. Ничего такого в Беларуси ранее не выпускали. Мы также планируем в 2019 году приступить к выпуску бетононасосов.
— Как планируется повысить локализацию производства, прежде всего навесного оборудования?
— При сборке спецтехники мы стараемся по максимуму использовать белорусские комплектующие. Там. где это возможно и оправданно. Но для создания отдельных компонентов требуется сложное дорогостоящее оборудование. Его можно приобрести и установить, но это серьезные капитальные вложения, которые не лучшим образом скажутся на экономической составляющей проекта. Так что локализация будет проводиться последовательно.
— Для покупателей спецтех-ники большую роль играет доступность сервиса. Что можно противопоставить, скажем, российским производителям?
— Сервисная сеть у нас всегда движется впереди продаж. Наша философия: сначала обеспечить качественный сервис и только после этого показывать готовый продукт. Поэтому сервисную сеть в странах СНГ организовали еще до запуска производства. В настоящее время аттестовано более 20 сервисных центров, и сеть продолжает расширяться. Специалистов готовили в Беларуси, делая особый акцент на обслуживание навесного оборудования, поскольку с шасси МАЗа они уже и так хорошо знакомы. Важно гарантировать покупателям, что спецтехника будет работать исправно и, соответственно, приносить доход. А это невозможно сделать без сертифицированных центров сервисного обслуживания. Поэтому мы расширяем свое присутствие даже там, где пока не продали ни одного автокрана. Взять тот же Дальний Восток. Все это инвестиции в будущее, без них не будет продаж.
Первая модель СП — 25-тонный автокран ZMC-25 -уже на 52 % является изделием, произведенным в Беларуси. И степень локализации будет лишь расти.
— Недавно вы представили автокран в Узбекистане и даже нашли на него покупателей. Почему там предпочли спецтехнику из Беларуси, а не Китая, который географически ближе?
— На выставке «Made in Belarus», которая прошла в Ташкенте, мы нашли покупателей на два автокрана ZMC-25. Рынок Узбекистана сейчас на подъеме: много всего строится инфраструктура активно развивается. Почему не из Китая? Им так выгоднее и удобнее. По своим внешнеэкономическим связям Узбекистан одинаково близок к России и Китаю. Но в сфере спецтехники больший интерес представляет продукция из стран СНГ — это связано и с традициями, и с требовани ями к шасси, которые отличаются от используемых в Китае. При этом Zoomlion там хорошо знают, так что объяснять ничего не пришлось. Покупателей нашли очень быстро, равно как и дилера. Сейчас планируем развивать это направление.
— Каковы перспективы экспорта спецмашин «Зумлион-МАЗ» в страны Евросоюза?
— С поставками в Евросоюз не все так просто. Дело в том, что там требуется спецтехника класса Евро-6. Существуют и другие барьеры, которые предстоит преодолевать. Все это у нас в планах — рынок-то привлекательный. Тем более что белорусско-китайская продукция не уступает по техническим характеристикам европейским аналогам и при этом дешевле. Для Евросоюза наши цены ниже уровня их рынка.
— Какие еще рынки считаете перспективными? Может, Ближний Восток или Африка?
— Нашей техникой там уже интересуются, но мы не хотим торопить события. Сейчас надо закрепиться на рынках стран СНГ и постепенно расширять свое присутствие. Так как эксплуатация техники в разных климатических условиях требует ее специальной адаптации, решения по выходу на новые рынки нужно принимать взвешенно.
— А корпорация Zoomlion не будет сдерживать географические устремления?
— Нет, перед нами не ставили каких-то ограничений. Нам не говорили, что вы можете идти в одни страны, но не можете в другие. Все определяют эффективность и целесообразность. Всему свое время.
— Как создание белорусско-китайского альянса влияет на возможности автопрома?
— Прежде всего это открыло возможность для Беларуси выйти на новый технологический уровень в производстве спецтехники. А также повысить компетенции технических специалистов, участвующих в производственном процессе. Теперь мы можем выпускать востребованные спецмашины мирового уровня. А следовательно, способны не только обеспечить спрос в республике, но и поставлять продукцию за границу. На мой взгляд, это одно из ключевых преимуществ белорусско-китайского сотрудничества.