Душа и тело глины

Апарович, Л. Душа и тело глины : [интерактивная площадка в Могилевском областном краеведческом музее] / Лилия Апарович // Днепровская неделя. — 2019. — 16 января. — С. 4.

НЕПОСЛУШНАЯ ГЛИНА! ИЗ-ПОД МОИХ РУК НА ГОНЧАРНОМ КРУГЕ ВЫКРУТИЛАСЬ ОЧЕРЕДНАЯ КРИВУЛЬКА. А ДОЛЖЕН БЫЛ В ИТОГЕ ПОЛУЧИТЬСЯ ГОРШОЧЕК.

Александр Марков, мастер гончарного дела, так вкусно рассказывал о том, какую чудесную кашу (пшенную либо перловую) можно в нем приготовить в духовке обычной газовой плиты! Главное — томить не менее полутора часов. Сразу вспомнились ароматы, доносившиеся когда-то в детстве из бабушкиной русской печи. И я уже было размечталась…

ПРАВИЛО 1

Вроде, и делала все правильно: кусочек глины положила строго по центру круга. Одной смоченной в воде рукой приглаживала его сверху, другой — сбоку, пытаясь вывести симметричный усеченный конус. Да не тут-то было. Параллельно приходилось ногой раскручивать тяжелый гончарный круг: видимо, болтало меня вместе с ним из стороны в сторону, вот симметрии никакой и не вышло.

— Ничего страшного, в первый раз никогда ни у кого не получалось, — успокаивал Александр.

Действительно. То, что происходило сейчас со мною, неоднократно приходилось наблюдать на ночи музеев. Во время ее проведения здесь, на интерактивной площадке Могилевского областного краеведческого музея, — настоящий аврал. Из желающих попробовать себя в роли гончарных дел мастера выстраивались длиннющие очереди. И более-менее толковые работы получались только с помощью профессионала — в четыре руки. В последний музейный праздник-2018 на мастер-классе разошлось аж 3 ведра глины, а это целых 60 килограммов: материал-то тяжеловесный! На один небольшой горшочек уходит около полукилограмма.

Очередная ночь музеев конечно же состоится в мае 2019-го. И если решите посетить интерактивную площадку гончара, запоминайте и затем применяйте на практике основные правила работы с глиной.

Итак, правило первое — найти и почувствовать баланс: ощутить себя одним целым со станком и материалом, с которым работаешь, найти нужный ритм — одно из важнейших условий при работе за гончарным кругом. Именно поэтому в процессе изготовления керамики не рекомендуется разговаривать, необходимо контролировать свое дыхание.

ПРАВИЛО 2

И когда комочек, вращаясь по кругу, все-таки превращается (пусть и не с первого раза!) под руками в правильный усеченный конус, начинается следующий этап работы. Необходимо строго по центру пальцем проделать, а затем постепенно расширить углубление в будущем горшке. Увеличиваясь, оно сделает шире и само изделие. Вот тогда-то и нужно выводить и ровнять стенки.

Самая распространенная ошибка на этом этапе — неравномерная толщина стенок и дна. Важно стараться сделать их одинаковыми и не очень толстыми!

Но, не набив руку, выполнить правило не так-то просто! Александр помнит, что и его первые глиняные изделия получались чрезмерно толстостенными, и лишь спустя время он научился чувствовать «золотую середину». Признаюсь: моя работа была оценена «на троечку»: если стенки выведены еще более-менее ровно, дно я буравила пальцем так, что еще чуть-чуть, и получилась бы дыра!

ПРАВИЛО 3

На рабочем столе мастера — набор… стоматологических инструментов — всевозможных зондов. Именно ими, по его мнению, удобнее всего работать с глиной. К тому же, находясь постоянно во влажной среде, зонды не подвержены ржавчине. Если и заменять их чем-то попроще, то лучше — любым шилом. Но только не специальными стеками, которые продаются в магазине: они слишком грубые.

Зондом мы срезали (чтобы сделать ровным) горлышко горшка. Затем, когда все уже было готово, взяли еще один странный инструмент — примерно полуметровой длины леску (можно использовать гитарную струну) — и, натянув ее, аккуратно подцели под дно изделия, отделив тем самым его от гончарного круга.

Все сделано. Снимаю фартук. Сюрприз: на брюках глиняные «кляксы», — поставила их, видимо, когда смачивала руки в процессе работы в стоящем рядом тазу с водой.

Кстати, если управившись с работой, вы обнаруживаете, что, несмотря на меры предосторожности, все-таки заляпали одежду глиной, не пытайтесь тут же ее оттирать. Только все испортите. Дайте пятнам подсохнуть, и глина просто ссыплется.

Глиняной работе затем нужно дать время в течение нескольких суток подсохнуть и обжечь ее в специальной муфельной печи. У Александра есть такая дома. Есть у него и гончарный круг, более модернизированный, чем в музее, — с электрическим приводом. На нем работать удобнее: меньше физических сил приходится прикладывать. К слову, гончарный же круг для музейной интерплощадки Александр собирал сам: знакомого столяра попросил вырезать круг, сколотить лавку. На заводе заказал металлические детали. Подшипники купил в магазине. А подставкой под вторую ногу при работе (для упора) служит располовиненный огромный древесный спил.

НЕОБЫЧНЫЕ СУВЕНИРЫ

Но сделать глиняную посудинку — только полдела. Глина — материал благородный, его нужно одухотворить, тогда она заговорит на своем загадочном языке.

И поскольку пришла к нам она из древности, то и наполнения требует — архаичного, с историческим подтекстом.

Александр хорошо запомнил, как ему пришлось делать под заказ в качестве свадебного подарка белорусский национальный спарыш: глиняное изделие из двух соединенных между собою сосудов с одной на двоих ручкой. Исторически эту посудину использовали для того, чтобы носить в поле для работающих на сенокосе еду. .Но, согласитесь, во внешнем ее виде легко читается символ единения супружеских судеб.

Еще один запомнившийся заказанный сувенир — чашка со стилизованным древним орнаментом из сложенных в определенной последовательности черточек. Такие наносили на глиняные изделия наши предки, жившие в бронзовом веке. По узору можно определить, какому именно племени принадлежала вещь. Оказывается, заказчики захотели, чтобы на чашку был нанесен орнамент, который, как они считали, был опознавательным знаком племени их предков.

Стильно и знаково! Не просто подарки, а настоящие обереги или талисманы! Это вам — не простенькие фигурки в виде поросят,которые народ бодро раскупал в сувенирных лавках накануне Нового года!

Лилия АПАРОВИЧ