Даешь экспорт!

Александров, Г. Даешь экспорт! : [внешняя торговля Могилевской области] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2019. — 4 апреля. — С. 13. 

Беларусь — экспортно ориентированная страна. Она и в советские времена считалась «сборочным цехом» Союза и сегодня около 70% продукции реализует за рубежом. На чем государство зарабатывает? По данным статистиков, первые строки в экспорте занимает продукция машиностроительной, химической, древесной и легкой промышленности.

Похожая структура и на Могилевщине: ключевые экспортные товары — шины, молочная и мясная продукция, древесно-стружечные плиты, машины и подъемные устройства, цемент и мебель. За прошлый год темп роста объема внешней торговли Могилевской области составил 104,9% к   2017-му при положительном сальдо. Показатели — неплохие. Однако почти три четверти экспорта приходится на страны СНГ (бывшего СССР) и прежде всего России (около 65%). Почему это не очень хорошо? Несколько лет назад реализация товаров в России и Украине была достаточно прибыльна для предприятий-экспортеров: когда «зайчик» обесценивался, а российский рубль и украинская гривна были более устойчивыми, относительно дешевая белорусская продукция шла на тамошних рынках на ура. Именно тогда появилась своеобразная характеристика изделий из Синеокой: европейское качество по китайской цене. Ну, а когда ситуация изменилась с точностью до наоборот (в России и Украине произошел экономический спад, девальвация, а в Беларуси курс национальной валюты в силу жесткой денежно-кредитной политики стабилизировался), то уже наши экспортеры не на шутку задумались, как снизить себестоимость выпускаемой продукции, дабы быть конкурентоспособными. А заодно — как диверсифицировать рынки? Ведь если основная доля в экспортной корзине приходится всего на несколько стран, то это чревато большим риском — экономический кризис может случиться в любой стране.

Сегодня география экспорта предприятий Могилевщины постоянно расширяется — только за прошлый год, согласно статданным, их продукция впервые была отгружена в Оман, Нигерию, Конго, Доминиканскую Республику, Македонию и в другие страны (всего товары поставлялись на рынки 94 стран). Хорошо, если такая тенденция сохранится — рост объемов экспорта в Программе социально-экономического развития Беларуси на текущую пятилетку предусмотрен в качестве основы для развития национальной экономики.

Задача — непростая. К примеру, статистика показывает, что наряду с экспортом растет и ввоз сырья и материалов в страну — это связано с высокой импортоемкостью белорусской экономики (металлы, необходимые для производства техники, нефтепродукты поставляются из-за рубежа). Увы, ресурсоемкость производства в Беларуси пока гораздо выше, чем в развитых странах, по доле высокотехнологичных производств она, по некоторым данным, отстает от них примерно втрое, по уровню производительности труда — еще больше. Понятно, чтобы снизить зависимость от импорта, успешно конкурировать за рубежом, нужно внедрять инновации и новые технологии в производство, создавать новые предприятия. Ряд крупных производителей Могилевщины с этой задачей справляется — к примеру, 7 предприятий (шкловские бумажная фабрика «Спартак» и завод газетной бумаги, могилевские завод лифтового машиностроения, «Бабушкина крынка», «Кроноспан ОСБ», «ВМГ Индустри», «Ольса») получили награды конкурса «Лучший экспортер 2017 года».

— За десятилетия на заводе отработаны высокоэффективные технологии, появилось много компьютеризированного оборудования, — отметили на «Могилевлифтмаше». — Это позволяет идти навстречу пожеланиям потребителей, выполнять малосерийные заказы. Если надо, можем изготовить и поставить продукцию в максимально короткое время. Большое значение имеет и профессионализм работников — у нас сложился костяк высокопрофессиональных кадров, долгое время проработавших на предприятии.

А еще лифтмашевцы дали понять: выход на экспортные рынки — не чудо и везение, а системный процесс, где требуется работать над каждым элементом — от создания изделия до его доставки потребителю. И, возможно, в этом плане оперативнее срабатывают небольшие производства? Во всяком случае, развитость экономик передовых стран определяют сегодня не столько промышленные гиганты, сколько малые и средние предприятия, которых в этих странах большое количество. Да и в Могилевской области малый и средний бизнес дает уже треть налоговых поступлений в областной бюджет. Частники, накопившие за минувшие годы необходимый капитал, стараются приобрести современное оборудование, внедряют, подключая науку, инновационные разработки, вступают в кооперацию, производя специализированные детали, узлы и прочие комплектующие, с крупными (в том числе и зарубежными) компаниями, наращивают производственные обороты. Примером тому такие, в частности, предприятия, как «Технолит» (инновационное литье), «КУВО» (стекла для автомобильной техники), «Махина ТСТ» (геосинтетические текстильные материалы), «Протос» (металлоконструкции) и другие.

С другой стороны, малому бизнесу конкурировать всегда сложнее: чтобы получить прибыль, нужны ресурсы и вложения, которых у небольших компаний часто не хватает. К слову, слышал и такой вопрос: «А зачем вообще малому бизнесу экспорт?» Мол, каждый сверчок знай свой шесток, на внутреннем рынке и конкуренция невысокая, и государство помогает. Ну, во-первых, покупателей уникального изделия на белорусском рынке может быть мало — выход за рубеж увеличивает спрос на товар. Кроме того, получая опыт на внешних рынках, предприятие становится более конкурентоспособным и в родных пенатах: чтобы не потерять клиентуру, оно просто обречено внедрять в производство новые изделия.

Неплохо торговать на неприхотливых рынках СНГ, в странах «дальней дуги», еще лучше — реализовывать товары в Евросоюзе, поскольку в него входят развитые страны с высоким платежным спросом. Отсюда ключевое для Беларуси направление развития внешнеэкономической деятельности — улучшение качественной структуры экспорта за счет наращивания поставок высокотехнологичных товаров и услуг — в частности, компьютерных, чему способствует и президентский декрет «О развитии цифровой экономики», нацеленный на содействие развитию IT-сферы. Вообще государство сегодня реализует комплекс мер для поддержки экспортеров как на республиканском, так и региональном уровне. Один из таких инструментов — создание Центра экспорта Могилевской области при ОАО «Могилевское агентство регионального развития», организации, способствующей развитию малого и среднего бизнеса в регионе.

— Его деятельность направлена, в частности, на поиск надежных бизнес-партнеров для зарубежных клиентов среди экспортно ориентированных предприятий Могилевской области, организацию и сопровождение выставок, деловых встреч и переговоров на территории Беларуси и за рубежом, — рассказывает директор Центра экспорта Евгений Якимов. — Мы также предоставляем консультации по логистике, таможенному оформлению, сертификации и доставке грузов, содействуем налаживанию связей между крупными промышленными предприятиями и малым бизнесом. Словом, стараемся аккумулировать необходимую для предпринимателей информацию о том, как находить партнеров, выходить на рынки, снимать экспортные барьеры. Для этого организовали школу экспортера, где проводятся семинары для товаропроизводителей, в ходе которых специалисты информируют их о мировых тенденциях в сфере экспорта товаров и услуг. В частности, в ближайшее время будут проведены мастер-класс «Технология создания интересного контента для продвижения товаров и услуг в социальных сетях» и семинар «Инструменты маркетинга и продвижения для малого бизнеса» … Центр открылся в августе прошлого года, но количество заявок на наши услуги постоянно растет. Производители нуждаются в консультациях о мерах и формах поддержки экспортеров, об особенностях работы в той или иной стране — например, китайские требования могут серьезно отличаться от белорусских или российских.

Понятно, что если сами предприниматели не будут заниматься продвижением своих товаров, заявлять о своих возможностях, то кто о них узнает? Но некоторых бизнесменов работа на экспорт просто пугает — надо и иностранные языки знать, разбираться в таможенных процедурах и других особенностях закордонного рынка. К тому же у небольших предприятий, чтобы выйти на зарубежные рынки, и с должными компетенциями напряг, и финансов не густо — на какие шиши им, к примеру, провести маркетинговые исследования, оплатить участие в выставках и рекламу? Не говоря уже о затратах на командировки. Между тем те же выставки — хорошая возможность увидеть потенциал зарубежного рынка, «прощупать» спрос на собственную продукцию, понять, как работают конкуренты из других стран.

 — Многие предприятия при освоении новых площадок сбыта, в том числе за рубежом, сталкиваются с проблемами, на решение которых может уйти немало времени, финансовых средств, — говорит зампредседателя комитета экономики Могилевского облисполкома Павел Мариненко. — Помочь им сделать грамотные шаги на новых рынках и призван Центр экспорта. И, я считаю, он себя оправдывает. Кстати, работает эта организация на коммерческой основе, из бюджета ее деятельность не финансируется. Да, схожие задачи — развитие электронной торговли, предоставление маркетинговых исследований, организацию выставок и конгрессов — выполняет и торгово-промышленная палата, но, во-первых, чем больше центров поддержки экспорта, тем лучше, и, во-вторых, не все предприятия являются членами БТПП.

По мнению экспертов, мы уже научились хорошо зарабатывать на экспорте интернет-услуг, IT-технологий — надо и дальше разрабатывать это направление. Убыточны некоторые машиностроительные предприятия? Тем не менее в развитых экономиках основной экспортной «статьей» являются именно машины и оборудование. Значит, надо привлекать зарубежные инвестиции, как это, к примеру, сделал «Могилевтрансмаш», наладив выпуск современных белорусско-китайских подъемных кранов. Востребованы и производство качественных продуктов питания, логистические услуги по доставке грузов, туризм — чем больше людей посетят Приднепровский край, тем больше от этого выиграет экономика. К слову, Центр экспорта недавно организовал визит двух туристических организаций (в том числе предприятие «Могилевоблтурист») в китайскую провинцию Шандунь — достигнуты договоренности о проработке взаимных маршрутов с целью организации обмена туристами. Всегда будут пользоваться спросом изделия из дерева — Центр организовал поездку представителей 5 предприятий по деревопереработке Могилевщины в Варшаву, после презентации продукции они обсудили направления сотрудничества с польским бизнесом.

Словом, для могилевских предпринимателей открытие Центра экспорта — неплохое подспорье, чтобы они могли развивать бизнес, подтягивать его к международным стандартам, выходить на новые рынки. А это позволит и налоговые поступления в бюджет увеличить, и новые рабочие места создать. Повторимся: экспортно ориентированная экономика — более устойчивая к кризисам.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.