Барановская, И. Измены, разводы, первая любовь… что тревожит могилевчан сегодня? : [беседа с психологом высшей категории Могилевской областной психиатрической больницы И. Г. Барановской] / Ирина Барановская ; интервьюировала Екатерина Савченко // Вечерний Могилев. — 2018. — 19 декабря. — С. 7.
Ежемесячно на «Телефон доверия» Могилевской областной психиатрической больницы поступает порядка 300 звонков. Анонимность, конфиденциальность, толерантность — таковы основные принципы работы специалистов экстренной психологической помощи. О нюансах профессии тех, кто призван спасать душевное здоровье людей, и о том, какие проблемы колеблют эмоциональное равновесие могилевчан, — беседа с психологом высшей категории УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница» Ириной Геннадьевной БАРАНОВСКОЙ.
— Ирина Гзннадьевна, телефон экстренной психологической помощи в Могилевской областной психиатрической больнице работает на протяжении четырнадцати лет. Изменились ли причины обращения к психологам «Телефона доверия» в последние годы?
— За год к нам поступает примерно 4000 звонков. На первый план на сегодняшний день выступают бытовые и межличностные конфликты. Увеличилось число невротических и тревожно-депрессивных расстройств. Также в центре внимания семейные отношения — увеличилось число конфликтов, разводов, измен с вытекающими из этого последствиями.
— Наверняка, проблема отцов и детей также не утратила своей актуальности?
—- Безусловно, отцы и дети — вечный конфликт. Часто звонят пожилые родители, жалуются на своих детей. Вспоминается случай: звонит женщина, рассказывает о том, что сын женился — и жена его якобы тиранит: он и ремонт делает, и мусор его заставляют выносить, а отдыхать у него из-за бытовых дел просто нет возможности. Она категорически против — со всеми уже по этому поводу перессорилась, теперь не знает, как быть.
Звонят и уже взрослые дети, жалуются на то, что родители, чаще матери, не хотят принимать тот факт, что они выросли, — и все равно пытаются их каким-то образом контролировать.
— Кто звонит чаще: мужчины или женщины, молодые или же, наоборот, пожилые люди?
— Я бы сказала, что чаще звонят женщины, но не потому, что у мужчин меньше проблем, а в силу того, что женщине легче поплакаться. Мужчины все-таки стараются сохранить свой статус мужественности, поэтому им, наверное, сложнее решиться на данный звонок. Однако, когда уже совсем плохо, тогда звонят и мужчины. Хотя это неправильно. Ведь «болезнь лучше предупредить, чем лечить». А когда человек, так сказать, «заталкивает» проблему в себя, не решая и не прорабатывая ее, в дальнейшем это выливается в общую невротизацию и психопатизацию — тогда зачастую появляется необходимость в более продолжительном и, как правило, медикаментозном лечении.
К тому же звонки у нас анонимные, представляться можно абсолютно любым именем — вопрос «Как к вам обращаться?» мы задаем лишь для удобства при общении.
Что же касается возрастного диапазона, то зачастую дозвонившиеся — люди от 30 лет и выше — это трудоспособное население, на них сваливается больше всего проблем, плюс к этому порой присоединяется возрастной кризис.
— Какие проблемы беспокоят молодежь? Или современные подростки за психологической помощью не обращаются?
—- Подростки звонят. Мы всегда презентовали себя как психологическая помощь для взрослых и детей. Просто в силу того, что ранее существовали специальные линии для детей и подростков, их ориентировали на номера этих телефонов — сейчас эти линии закрылись. В основном звонят девочки. Волнует тема несчастной любви. Вот, Мальчик звонил совсем недавно: поссорился с девушкой, не знал, как с ней помириться. Звонят, и когда родители не понимают.
— «Телефон доверия» работает круглосуточно. Насколько активны люди в ночное время? Что беспокоит «полуночников»?
— Звонят и в 2, и в 3, и в 4 ночи. Особенно, когда невротические и неврозоподобные состояния, бессонница, обращаются люди в состоянии синдрома отмены (алкогольная, игровая, любовная зависимости). Сейчас, к слову, очень распространена гаджет-зависимость. Звонят жены, чьи мужья пьют, да и те, кто пьет, сами тоже звонят. Когда начинается психотическое состояние, там уже и слышится, и чудится, и видится всякое. Тоже как-то стараемся помочь.
— Постоянные «клиенты» есть?
— Конечно, есть. В основном это пациенты, которые состоят у нас на учете. Также есть абоненты, которые часто и по любому вопросу звонят консультанту, рассказывают просто о том, что их беспокоит или с чем они столкнулись в процессе дня или похода в магазин. Понятно, что это не работа экстренной психологической помощи, однако если человеку нужно выговориться, мы даем ему такую возможность. Порой людям просто не с кем поделиться или возмущение свое высказать, когда, к примеру, с ними плохо поступили где-то в очереди или в автобусе, и им просто необходимо таким образом снизить свое эмоциональное напряжение. Ведь, как всем известно, потом становится легче.
— А если человек, что называется, на грани, как в такой ситуации действуете? Неужели звонки не отслеживаете?
— Нет, все анонимно. В подобных ситуациях нужно разговорить человека, принять все возможные меры для того, чтобы он пересмотрел свою позицию и выбор выхода из ситуации. Совместно с ним искать другие, более конструктивные пути решения проблемы. Дать возможность посмотреть на проблемы в другом ракурсе, чтобы он принял решение, исключающее уход из жизни. Но если этого сделать по каким-либо не зависящим от консультанта причинам не удается, то необходимо, чтобы человек дал хоть какую-то информацию о себе, по которой можно было бы сориентироваться и уберечь его от ошибки, которую невозможно исправить.
Однажды в мое дежурство позвонил один мужчина, который хотел покончить жизнь самоубийством. В процессе разговора получилось так, что он сообщил адрес и согласился на то, что я сама вызову ему скорую помощь По алгоритму действия нужно было, пока врачи приедут, чтобы кто-то с ним посидел. Я позвонила участковому, объяснила ситуацию, — он пришел.
Другой случай: с района звонит женщина изрядно подшофе и говорит: «Я сижу, пью таблетки. Я выпила одну, выпила вторую…» — сложная у нас работа (смеется). Потом она как-то просто стала рассказывать о себе. Мне пришлось позвонить и рассказать милиции, что я о ней знаю. А так как это район, все друг друга знают, ребята, молодцы, сориентировались, нашли ее — она уже спала. Когда протрезвела, звонила, выясняла отношения. Но, посудите, я ведь на самом деле не знаю, что человек там делает: пьет она таблетки или нет, насколько она является опасной для себя, или ей просто поговорить хочется и она больше не знает о чем, или она таким способом пытается манипулировать, или ей все-таки одиноко и больно.
— Действительно, работа у вас не из простых! Наверняка приходится контролировать каждое свое слово, ведь реакция собеседника может быть непредсказуемой.
— Конечно, телефонное консультирование имеет свои особенности. Все наши специалисты прошли соответствующую подготовку для работы на телефоне экстренной психологической помощи.
Разговор всегда строится на поддержке клиента, чтобы помочь ему найти какое-то решение и выход. Никто никогда никого не осуждает, в какие бы ситуации человек не попал, как бы себя не повел.
Если консультант видит, что проблему человека невозможно решить телефонным звонком и она требует более глубинной коррекции системы мотиваций, личностных ориентаций и т.д., консультант рекомендует обратиться очно, где тоже возможен анонимный прием.
— А если позвонивший начинает кричать и ругаться, как на такой поток агрессии реагировать?
— Редко бывает, начинают кричать. Порой истеричный поток информации, агрессию выливают — и не понимаешь, что происходит! Как правило, такие люди звонят для того, чтобы выкричаться, сбросить свой негатив на консультанта и таким образом снять свое эмоциональное напряжение. Мы это все понимаем и принимаем — это часть работы.
Если человек возбужден, следует поменять тембр голоса, говорить тихо и спокойно — это остановит его и даст ему возможность подумать и услышать консультанта.
— А что для психологов является самым сложным в работе по телефону? Несмотря на профессионализм, волей-неволей весь негатив приходится пропускать через себя…
— Хоть мы и проходим личную терапию, но иногда становится страшно, что с человеком может произойти дальше, какое на самом деле он примет решение. Бывают случаи, о которых думаешь долго, — обратной связи у нас ведь нет. Если на консультации ты видишь, на что настроен человек, можешь предположить, как дальше пойдет работа, то по телефону очень сложно понять, что с человеком происходит на самом деле и как будут разворачиваться события дальше, какое решение все-таки позвонивший примет для себя. Это специфика работы телефонного консультирования.
С суицидентами у нас основная задача — помочь пережить кризис и договориться, что человек не будет совершать задуманное прямо сейчас, — так у него будет время подумать. Стараемся найти что-то, что может удержать его в жизни, — у каждого есть какие-то значимые люди или вещи.
— Забавных случаев в копилке историй наверняка также немало?
— Иногда звонят, начинают что-то активно рассказывать, — потом оказывается, они вообще не туда попали. Звонят, к примеру, в службу горводоканала или в ЖКХ — пытаешься человеку донести, что это служба психологической помощи, так он откровенно возмущается, что не туда попал! Особенно смешно, когда не хотят принимать реальность и продолжают настаивать: «Сделайте для меня что-нибудь, сделайте…».
— Часто ли слышите «спасибо» от клиентов, которым помогли?
— В процессе разговора, когда ситуация разряжается, все говорят «спасибо». Всегда поздравляют с праздниками — чувствуется человеческая благодарность. И это приятно.
— Спасибо за беседу!
Напоминаем, что получить экстренную
психологическую помощь можно по телефону Могилевской областной психиатрической больницы 47-31-61. Звонки являются анонимными. «Телефон доверия» работает круглосуточно.
Интервьюировала Екатерина САВЧЕНКО.