Блеск и слава Могилевской гимназии

Сидоренко, Б. Блеск и слава Могилевской гимназии / Борис Сидоренко // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 13 сентября. — С. 11. 

15 сентября 1809 года в коронационный день им­ператора Александра I со­стоялось торжественное открытие Могилевской муж­ской 3-классной гимназии, в которую, по Уставу 1804 года, было преобразовано Главное Могилевское на­родное училище.

В гимназию вошли почти все учителя и ученики этого училища и даже помещения — три раз­рушающихся от старости здания еще екатерининских времен — остались прежними. Губернский центр между тем считался со­стоявшимся, если в нем к исходу «великих реформ» середины — второй половины XIX в. помимо губернских служб и учреждений имелись и действовали: Дво­рянское губернское собрание, местное думское бессословное самоуправление, выходила гу­бернская газета, имелся театр и музей, городской парк и публичная библиотека, рас­полагалась воинская часть, су­ществовало удобное сообщение с обеими столицами и конечно же функционировало несколько средних учебных мужских и женских, государственных и частных учебных заведений. Универси­тетских губернских городов в Российской империи было не так много, поэтому в условиях Могилева гимназия выступала естественным притягательным образовательным и культурным центром, вокруг которого груп­пировалась местная культурная элита.

Могилевская мужская гимна­зия утверждалась в своем стату­се медленно и тяжело, но и успе­хи имела несомненные. Поначалу остро стояла проблема помеще­ния, и, кроме того, учебное заведение невольно оказалось втянутым в борьбу «польского» и «русского» начал в западных гу­берниях России. Еще в 1808 году по распоряжению Александра I гимназии передавался «Путевой дворец» Екатерины II с приле­гающими землями и зданиями. Здания оказались настолько обветшавшими, что требовали ремонта, на который у вновь открываемой гимназии средств не было. Кроме того, один из ближайших единомышленников Александра I куратор Виленско­го учебного округа в 1803-1824 годах Адам Чарторыйский стре­мился к созданию польскоязычных учебных заведений с целью воспитания у молодежи польско­го патриотического духа.

До императора не сразу до­шло, что и Могилевская гимна­зия, находившаяся в подчинении Виленского университета, стала ареной борьбы «польской плыни» и «русского дела». Помогло стечение обстоятельств — раз­мещение в Могилеве с 1815 по 1830 год Главной квартиры 1-й Русской армии. Историк гимна­зии М. Созонов так описывает развитие ситуации: «Бездеятель­ность университета заставила заговорить местное русское общество, главным образом, чиновников Главной квартиры 1-й армии, обучавших своих чиновники Главной квартиры 1-й армии идут далее и подают жало­бу на Высочайшее имя. Жалоба на этот раз возымела свое дей­ствие: после тщательной ревизии 31 октября 1824 г. белорусские губернии были изъяты из ведения Виленского университета и при­соединены к С.-Петербургскому учебному округу, причем мотиви­ровано это присоединение было таким образом: «дабы положить предел существовавшей системе наставников — поселить в уча­щихся дух чистого полонизма и дабы представить первое место в числе других предметов рус­скому языку».

Несмотря, однако, на то, что причины и цель присоединения бело­русских губерний к С.-Петербургскому учебному округу были известны, недоволь­ство не было устранено и новым начальством, и прежние порядки в Могилевской гимназии оста­ются в силе до воспоследования в 17-й день января месяца 1829 года Высочайшего повеления об учреждении особого Бело­русского учебного округа «для ближайшего и всестороннего наблюдения за училищами Бе­лорусского края». По формиро­вании нового учебного округа и по тщательном ознакомлении с постановкой училищного дела в белорусских губерниях попе­читель нового округа ревностно взялся с первых же дней своего управления, как сказано в одном документе, «за искоренение всех насаждений князя Адама Чарторыйского», а с 1830 года приступил к преобразованию Могилевской 4-классной гим­назии в 7-классную по Уставу 1828 года. Преобразование было успешно окончено, и в 1833 году последовал первый выпуск учеников, окончивших полный курс гимназии… Одновременно с преобразованием гимназии по Уставу 1828 года попечителем нового учебного округа были возбуждены усиленные хода­тайства перед военным мини­стерством об уступке гимназии зданий Главной квартиры 1-й армии, переведенной в начете 1830 года в г. Киев. Ходатайство увенчалось успехом: в июне 1830 года военным министерством по Высочайшему повелению были уступлены в собственность гим­назии все здания Главной квар­тиры 1-й армии, состоявшие из двухэтажного каменного дома и 9 флигелей. К этому приобре­тению в 1839 г. присоединилось еще и значительное пожертво­вание купца Мясникова, состо­явшее из флигеля с прилегаю­щим к нему плацем (ныне угол Большой Садовой и Суворовской улиц); в 1839 же году гимназия на свои средства прикупила плац соседа — еврея Волпина (ныне на Малой Садовой улице). В конце лета 1830 года гимназия водво­рилась в уступленных ей зданиях Главной квартиры 1-й армии, на лучшей городской улице, в центре города; вместе с нею в этих же зданиях поместилось уездное училище и ланкастерская школа».

XIX века Могилевская мужская [гимназия, как и иные, подпадала под школь­ную реформу, проводимую в Российской империи с целью придать среднему образованию бессословный характер. Устав 1864 года разделил гимназии на классические и реальные: пер­вые должны были готовить в уни­верситеты, вторые в технические училища. Могилевская гимназия осталась классической. В 1871 году появился новый Устав, а следом «правила для учеников» и «правила о взысканиях» в 1873 и 1874 годах. На 1 января 1883 года в гимназии было 525 учеников, в среднем по 38 на каждый класс. Обучение было платным, от 30 до 40 рублей, но 90-100 учащихся освобож­дались от платы, а 13 человек даже получали стипендию от 115 до 250 рублей в год. Кроме того, необходимо отметить, что гимназия пользовалась особым покровительством губернского Дворянского собрания.

«С 16 августа 1880 года, — отмечали П.Тыминский и М.Фурсов, — открыта на средства дворянства общая ученическая квартира на 60 учеников. Под означенную квартиру приспосо­блен дом бывшего дворянского пансиона. Ученическая квартира снабжена от дворянства столо­выми, спальными и больничными принадлежностями, учебными же снабжается от гимназии. Плата за помещение и содержание каждого пансионера положена по 180 рублей в год; в счет этой суммы содержится 2 пансионера бесплатно и бесплатно же для всех пансионеров 3-х низших классов гимназии производится репетирование уроков. Дневное содержание ученика обходится в 38 копеек; при этом расчете пансионер получает: поутру 2 стакана чаю и булку, в полдень завтрак из одного мясного блю­да; в 3 часа обед из 2-х блюд (по праздникам из 3-х) и в 8 часов вечера 2 стакана чаю с бутер­бродом или баранками».

В IXX век гимназия всту­пила в сиянии блеска и славы. Теперь ее штат приближался к 30 обучающим лицам и помимо директора, инспектора и пре­подавателей включал еще и 4 по­мощников классных наставников, письмоводителя, учителя пения, учителя физкультуры и даже штатного врача и приглашенных в помощь ему дантиста и окули­ста. В фундаментальной библи­отеке гимназии насчитывалось 13604 тома и еще 2273 тома — в ученической. В 1905 году в гимназии был создан родительский комитет, а через год при коми­тете появилось Общество вспо­моществования нуждающимся ученикам. Стипендиальный ка­питал гимназии приближался к 10 тысячам рублей, а ежегодная материальная помощь в выпла­тах и пособиях оценивалась око­ло 1000 руб. В 1909 г. гимназия отметила столетний юбилей, на организацию которого по раз­решению Министерства народ­ного просвещения из средств гимназии было отпущено 1800 руб. В кассу гимназии рекой полились пожертвования, звучали речи и поздравления, одних телеграмм получено было более 150. Праздничный обед был по­дан на 140 персон, а бал, на ко­торый прибыла вся могилевская элита и представители соседних губерний, продолжался до 3 ча­сов ночи. В числе выпускников гимназии разных лет называли имена члена Государственного Совета В.П. Войнич-Сяноженского, заслуженного профессора С.-Петербургского университета сенатора И.Я.Фойницкого, за­служенного профессора Казан­ского университета Д.И. Дубяго, профессора Варшавского уни­верситета и члена Государствен­ной Думы И.П.Созоновича, ге­нерал-лейтенанта Здроевского, генерал-майора Дружины-Артемовича и многих других.

В торжественной обстанов­ке была оглашена телеграмма, полученная из столицы от имени Николая II: «Государь император, по всеподданнейшему докладу министра народного просве­щения о выражении в особой те­леграмме верноподданнических чувств попечителем округа, начальствующими и служащими в Могилевской гимназии лицами по поводу столетнего ее юбилея, Высочайше повелеть соизволил всех благодарить». При этом было дано право на форменной фуражке гимназистов к двум скрещенным веточкам, состав­ляющим кокарду, добавить еще вензель с короной.

Сохранились воспомина­ния бывших гимнази­стов того времени, за­печатлевшие отдельных лиц. «Директором Могилев­ской гимназии, — вспоминает А.А.Власов, — в то время был Иван Владимирович Свирелин. У него был чин действительный статский советник (такой же, как у губернатора). По петров­ской «табели о рангах» этот гражданский чин соответство­вал военному чину генерал- майор. И.В. Свирелин умел себя «поставить», и в строгой Могилевской гимназии ученики относились к нему с уважением… Иван Владимирович был, как говорили, «представительный». Худощавый: держался прямо, квадратная бородка с сильной проседью. Одет был обычно в форменный сюртук (полы при­мерно до колен) синего цвета с золотыми пуговицами. Того же цвета жилет и брюки. Белая рубашка с крахмальным воротни­ком. Обязательно черный галстук и черная обувь. Учителя прихо­дили в класс в такой же форме. Но им разрешалась и вольность: вместо длиннополого сюрту­ка короткая «тужурка», то есть куртка черного или синего цвета всегда с форменными золотыми пуговицами. В том и другом случае на отвороте воротника — петлицы со звездочками по гражданскому чину».

В годы советской власти поначалу слово «гимназия» в образовательной среде произ­носилось редко и воспринима­лось негативно, как «наследие проклятого царизма». Но новая власть быстро поняла, что это была очень даже неплохая форма организации получения средне­го, предметного образования и по образу и подобию гимназии создала советскую школу-де­сятилетку.

 

Борис СИДОРЕНКО