В поиске своего почерка в режиссуре, или Талантливый и в море свою долю сыщет

Хусаинова, К. В поиске своего почерка в режиссуре, или Талантливый и в море свою долю сыщет : [беседа с режиссером К. Хусаиновой] / Камиля Хусаинова ; беседовала Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 16 августа. — С. 5.

По итогам состоявшегося сезона Могилевского драмтеатра спектакль по одноименной повести Василя Быкова «Жоўты пясочак» — один из самых по­сещаемых зрителем. Постановка стала ярким событием театральной жизни города, интерес к которой в одинаковой степени проявляют и молодежь, и представители старшего поколения. И это притом, что тема постановки — репрессии 30-х годов в Беларуси. По-моему, у ее автора, конечно же не без участия актеров, получилось не просто рассказать о страшных собы­тиях прошлого века, а передать ужас переживаемого каждым, кто попал в их водоворот. Но, как ни странно, некоторые из увидевших постановку уверяли, что успех спектакля «Жоўты пясочак» как раз в том, что касается одной из самых мрачных страниц советской истории.

Под занавес прошедшего те­атрального сезона этот же автор — Камиля ХУСАЙНОВА — предложила Могилевско­му зрителю еще одну свою работу — «Любовные письма» по пье­се Альберта Гурнея. Это трогательная история любви в письмах, которые пишут друг другу на протяжении всей жизни люди, не сумевшие построить общую жизнь. То есть совершенно иной жанр. И опять очень уверенная заявка на успех. Хотя мнения, безусловно, не однозначные. Так кто же такая Камиля Хусайнова, не перестающая удивлять своими работами?

Оказалось, студентка Российского государственного института сцениче­ских искусств (Санкт-Петербург), учится в мастерской известного режиссера Геннадия Тростянецкого. Но сама мин­чанка. Разговор с ней начался с вопроса о том, почему выбрана такая непростая для женщины профессия, как режиссер.

В театр попала случайно, наверное, поэтому к нему я все еще иду: мне уже за тридцать, а я все еще студент. Поступала после школы на актерский факультет, потому что, как мне тогда казалось, там были самые простые экзамены. Но про­валила. И на следующий год. На третий решила попробовать себя в качестве режиссера эстрады. Не имея ни слуха, ни голоса, опять провалила экзамен. Решила завязать с театром навсегда. И два года работала продавцом-консуль- тантом очков. Но на протяжении этих двух лет про театр забыть не смогла. И вновь предприняла попытку. Поступила в академию, хотя видела на сцене к тому моменту порядка четырех спектаклей и еще несколько десятков видеозаписей. То есть шла учиться, совершенно не зная, что собираюсь делать. Понимание того, что такое театр, пришло только ко второму курсу, а процесс создания спектакля для меня по сегодняшний день остается загадкой.

Этому есть какое-то объяснение?

Каждая новая работа — с чистого листа. И в этом прелесть процесса для меня. Такой подход дает возможность постоянно открывать что-то новое — это вдохновляет.

Вы еще учитесь, но уже созда­ете спектакли на профессиональной сцене. Знаете, как сделать спектакль успешным?

Геннадий Рафаилович (Тростянец- кий — авт.) при создании спектакля при­зывает думать о зрителе, для которого мы его делаем. Мне кажется, именно в этом кроется успех постановки. То есть надо думать не только о том, как бы про­явить в этой работе себя, но и о том, как происходящее на сцене будет цеплять зрителя. А для этого необходимо на­учиться переживаемое передать через актера так, чтобы это же почувствовал зритель.

Вы вместе с Геннадием Тростянецким ставили на сцене драмтеатра Могилева «Трех красавиц». Он, мэтр, прислушивался к вашему мнению, когда шла работа над проектом?

Да. Но в этом не моя заслуга. Он очень чуток, открыт для предложений. В этом интерес работы с ним. Это подтвердят и актеры — он готов выслушать любое предложение. Кстати, спектакль «Три красавицы» построен на импрови­зации актеров почти на треть. В этом уникальность Тростянецкого.

В «Жоўтым пясочку» тоже есть импровизация?

Нет, я так, как мастер, работать не умею, я только учусь. Мой спектакль построен на ритме. Такой подход не предусматривает импровизации.

Спектакль «Жоўгы пясочак» — уже принятая зрителем постановка. Спу­стя время пришлось менять актера одной из главных ролей. Была боязнь получить в итоге другой спектакль?

При замене серьезных сложностей не было потому, что спектакль построен на ритме. Актер вводится в точный его рисунок, поэтому общая картина не меняется.

В спектакле присутствует огром­ное количество метафор, сравнений, различных, если можно так выра­зиться, «фишек», которые с интере­сом считываются зрителем в про­цессе просмотра. Чего стоит только номер машины: ЖА19-37 X. Как до таких тонкостей можно додуматься?

Признаюсь, идею с номером украла у Любимова: в спектакле «А зори здесь тихие» был похожий прием.

Режиссерский язык — у каждого автора он свой, особенный. Как быть зрителю? Как готовиться к просмотру его спектаклей?

В идеале мне бы хотелось, чтобы к моим спектаклям никакой подготовки не было, чтобы в ней не было необ­ходимости. Как-то Константин Райкин сказал, что спектакль нужно приходить смотреть с распахнутым лицом. Я с ним согласна. Хочу быть понятой сразу, с первых минут спектакля. Повторюсь: это нужно для меня. А, например, для того, чтобы понимать фильмы Тарковского, обязательно нужна база. Не исключаю, что и у меня может быть спектакль, кото­рый потребует какой-то подготовки, но сейчас я стараюсь делать все предельно ясно даже для того, кто случайно зашел в театр.

На сцене Могилевского драм­театра Вы поставили уже две с по­ловиной постановки. Что осталось в памяти от контактов с его труппой?

Мне интересно здесь набираться опыта. Особенно запомнилась работа с Еленой Кривонос. Ребята, вам всем повезло! Ходите в театр на Елену Кривонос дарования такого уровня я не видела ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве.

Как Вы оказались в Могилеве?

Пути господни… Я — ученица Ген­надия Тростянецкого. Саулюс Варнас (до недавнего времени работал главным режиссером Могилевского драмтеатра) учился в одно время с ним в вузе. Спустя годы они встретились. Саулюс побывал в театре у Тростянецкого и посмотрел несколько его постановок. Тогда же зашел разговор об участии в фестивале «М.art.контакт». «Кого от­правим? Давайте Камилю, она же с Минска, а это же почти рядом», — был приблизительно такой разговор.

И тогда мы увидели вашу «Коро­ву» по рассказу Платонова.

Это курсовая работа, у которой три автора: кроме меня еще одна студентка и сам Геннадий Тростянецкий. Кстати, спектакль этот на сцене и сегодня.

Есть пьеса-мечта, которую хочется поставить и ради которой готова бросить все?

Нет такой. Выбор материла — одна из самых сложных частей творческого процесса создания спектакля. Очень сложно найти то, что нужно, что хочешь. Когда такой материал попадается в руки, он тут же идет в работу.

«Жоўты пясочак»тот материал?

Да, он был в списке тех, которые я бы хотела поставить. Руководство театра выбрало «Жоўты пясочак». Спа­сибо ему за то, что предпочтение было отдано именно Василю Быкову. Тема действительно актуальна вне времени.

Вам нужна обратная связь зри­теля?

Мне пока страшно знать мнение зрителя, я даже стараюсь не обсуждать с актерами то, что показали на сцене. Я не подслушиваю, что говорят зрители в антракте: мне страшно узнать их мне­ние. Я стараюсь всем имеющимся на сегодня мастерством передавать то, что я чувствую в той или иной пьесе, и мне важно мнение зрителя, но пересилить себя не могу.

Сегодня активно начало раз­виваться кино совместно с совре­менными цифровыми технологиями. Посоветуйте, почему при наличии таких возможностей зритель все- таки должен сходить в театр?

Наверное, потому что он живой. В театре зритель является частью всего действа на сцене, актер видит его реак­цию, реагирует на нее: это обмен живой энергией. К тому же в театре занавес открывается именно для зрителя, для него же готовится спектакль. А еще, по-моему, в театре человек попадает в другую жизнь, где время течет по-иному.

Талант режиссера, актераэто от бога или этому можно научиться?

Часто думаю об этом. Наблюдая за собой, отмечаю: могу уже вот это и это. И спрашиваю у себя: «Это я ма­стерство приобретаю или становлюсь талантливее?» Однажды поняла: талант — это умение чувствовать боль, страх, дыхание весны, надежду, крах… Ремесло заключается в том, как ты умеешь это передавать: на холсте, через актера на сцене, в написании музыки. Поэтому, по-моему, талант — это то, с чем родил­ся, а умение это выражать — это то, что приобретается.

Комедию легче поставить?

Одинаково сложно поставить хоро­ший спектакль. Но заставить смеяться зрителя сложнее, чем заставить за­плакать.

Работать приглашенным режис­сером сложно?

Расставаться всегда больно. А когда работаешь каждый вечер, через эмоциональный подъем. А потом пре­мьера — и все! После поставленных спектаклей нахожусь некоторое время в вакууме. Хорошо, что недолго. Но любовь к спектаклю остается.

После учебы в Санкт-Петербурге Вы бы хотели остаться в этом го­роде?

Да, я полюбила его, у нас с ним прекрасные отношения, очень надеюсь, что они продолжатся. В то же время хотела бы ездить по миру и ставить свои спектакли.

Значит, мы еще обязательно встретимся…

Галина ХИТРИКОВА.