Хусаинова, К. В поиске своего почерка в режиссуре, или Талантливый и в море свою долю сыщет : [беседа с режиссером К. Хусаиновой] / Камиля Хусаинова ; беседовала Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 16 августа. — С. 5.
По итогам состоявшегося сезона Могилевского драмтеатра спектакль по одноименной повести Василя Быкова «Жоўты пясочак» — один из самых посещаемых зрителем. Постановка стала ярким событием театральной жизни города, интерес к которой в одинаковой степени проявляют и молодежь, и представители старшего поколения. И это притом, что тема постановки — репрессии 30-х годов в Беларуси. По-моему, у ее автора, конечно же не без участия актеров, получилось не просто рассказать о страшных событиях прошлого века, а передать ужас переживаемого каждым, кто попал в их водоворот. Но, как ни странно, некоторые из увидевших постановку уверяли, что успех спектакля «Жоўты пясочак» как раз в том, что касается одной из самых мрачных страниц советской истории.
Под занавес прошедшего театрального сезона этот же автор — Камиля ХУСАЙНОВА — предложила Могилевскому зрителю еще одну свою работу — «Любовные письма» по пьесе Альберта Гурнея. Это трогательная история любви в письмах, которые пишут друг другу на протяжении всей жизни люди, не сумевшие построить общую жизнь. То есть совершенно иной жанр. И опять очень уверенная заявка на успех. Хотя мнения, безусловно, не однозначные. Так кто же такая Камиля Хусайнова, не перестающая удивлять своими работами?
Оказалось, студентка Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург), учится в мастерской известного режиссера Геннадия Тростянецкого. Но сама минчанка. Разговор с ней начался с вопроса о том, почему выбрана такая непростая для женщины профессия, как режиссер.
В театр попала случайно, наверное, поэтому к нему я все еще иду: мне уже за тридцать, а я все еще студент. Поступала после школы на актерский факультет, потому что, как мне тогда казалось, там были самые простые экзамены. Но провалила. И на следующий год. На третий решила попробовать себя в качестве режиссера эстрады. Не имея ни слуха, ни голоса, опять провалила экзамен. Решила завязать с театром навсегда. И два года работала продавцом-консуль- тантом очков. Но на протяжении этих двух лет про театр забыть не смогла. И вновь предприняла попытку. Поступила в академию, хотя видела на сцене к тому моменту порядка четырех спектаклей и еще несколько десятков видеозаписей. То есть шла учиться, совершенно не зная, что собираюсь делать. Понимание того, что такое театр, пришло только ко второму курсу, а процесс создания спектакля для меня по сегодняшний день остается загадкой.
Этому есть какое-то объяснение?
Каждая новая работа — с чистого листа. И в этом прелесть процесса для меня. Такой подход дает возможность постоянно открывать что-то новое — это вдохновляет.
Вы еще учитесь, но уже создаете спектакли на профессиональной сцене. Знаете, как сделать спектакль успешным?
Геннадий Рафаилович (Тростянец- кий — авт.) при создании спектакля призывает думать о зрителе, для которого мы его делаем. Мне кажется, именно в этом кроется успех постановки. То есть надо думать не только о том, как бы проявить в этой работе себя, но и о том, как происходящее на сцене будет цеплять зрителя. А для этого необходимо научиться переживаемое передать через актера так, чтобы это же почувствовал зритель.
Вы вместе с Геннадием Тростянецким ставили на сцене драмтеатра Могилева «Трех красавиц». Он, мэтр, прислушивался к вашему мнению, когда шла работа над проектом?
Да. Но в этом не моя заслуга. Он очень чуток, открыт для предложений. В этом интерес работы с ним. Это подтвердят и актеры — он готов выслушать любое предложение. Кстати, спектакль «Три красавицы» построен на импровизации актеров почти на треть. В этом уникальность Тростянецкого.
В «Жоўтым пясочку» тоже есть импровизация?
Нет, я так, как мастер, работать не умею, я только учусь. Мой спектакль построен на ритме. Такой подход не предусматривает импровизации.
Спектакль «Жоўгы пясочак» — уже принятая зрителем постановка. Спустя время пришлось менять актера одной из главных ролей. Была боязнь получить в итоге другой спектакль?
При замене серьезных сложностей не было потому, что спектакль построен на ритме. Актер вводится в точный его рисунок, поэтому общая картина не меняется.
В спектакле присутствует огромное количество метафор, сравнений, различных, если можно так выразиться, «фишек», которые с интересом считываются зрителем в процессе просмотра. Чего стоит только номер машины: ЖА19-37 X. Как до таких тонкостей можно додуматься?
Признаюсь, идею с номером украла у Любимова: в спектакле «А зори здесь тихие» был похожий прием.
Режиссерский язык — у каждого автора он свой, особенный. Как быть зрителю? Как готовиться к просмотру его спектаклей?
В идеале мне бы хотелось, чтобы к моим спектаклям никакой подготовки не было, чтобы в ней не было необходимости. Как-то Константин Райкин сказал, что спектакль нужно приходить смотреть с распахнутым лицом. Я с ним согласна. Хочу быть понятой сразу, с первых минут спектакля. Повторюсь: это нужно для меня. А, например, для того, чтобы понимать фильмы Тарковского, обязательно нужна база. Не исключаю, что и у меня может быть спектакль, который потребует какой-то подготовки, но сейчас я стараюсь делать все предельно ясно даже для того, кто случайно зашел в театр.
На сцене Могилевского драмтеатра Вы поставили уже две с половиной постановки. Что осталось в памяти от контактов с его труппой?
Мне интересно здесь набираться опыта. Особенно запомнилась работа с Еленой Кривонос. Ребята, вам всем повезло! Ходите в театр на Елену Кривонос дарования такого уровня я не видела ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве.
Как Вы оказались в Могилеве?
Пути господни… Я — ученица Геннадия Тростянецкого. Саулюс Варнас (до недавнего времени работал главным режиссером Могилевского драмтеатра) учился в одно время с ним в вузе. Спустя годы они встретились. Саулюс побывал в театре у Тростянецкого и посмотрел несколько его постановок. Тогда же зашел разговор об участии в фестивале «М.art.контакт». «Кого отправим? Давайте Камилю, она же с Минска, а это же почти рядом», — был приблизительно такой разговор.
И тогда мы увидели вашу «Корову» по рассказу Платонова.
Это курсовая работа, у которой три автора: кроме меня еще одна студентка и сам Геннадий Тростянецкий. Кстати, спектакль этот на сцене и сегодня.
Есть пьеса-мечта, которую хочется поставить и ради которой готова бросить все?
Нет такой. Выбор материла — одна из самых сложных частей творческого процесса создания спектакля. Очень сложно найти то, что нужно, что хочешь. Когда такой материал попадается в руки, он тут же идет в работу.
«Жоўты пясочак» — тот материал?
Да, он был в списке тех, которые я бы хотела поставить. Руководство театра выбрало «Жоўты пясочак». Спасибо ему за то, что предпочтение было отдано именно Василю Быкову. Тема действительно актуальна вне времени.
Вам нужна обратная связь зрителя?
Мне пока страшно знать мнение зрителя, я даже стараюсь не обсуждать с актерами то, что показали на сцене. Я не подслушиваю, что говорят зрители в антракте: мне страшно узнать их мнение. Я стараюсь всем имеющимся на сегодня мастерством передавать то, что я чувствую в той или иной пьесе, и мне важно мнение зрителя, но пересилить себя не могу.
Сегодня активно начало развиваться кино совместно с современными цифровыми технологиями. Посоветуйте, почему при наличии таких возможностей зритель все- таки должен сходить в театр?
Наверное, потому что он живой. В театре зритель является частью всего действа на сцене, актер видит его реакцию, реагирует на нее: это обмен живой энергией. К тому же в театре занавес открывается именно для зрителя, для него же готовится спектакль. А еще, по-моему, в театре человек попадает в другую жизнь, где время течет по-иному.
Талант режиссера, актера — это от бога или этому можно научиться?
Часто думаю об этом. Наблюдая за собой, отмечаю: могу уже вот это и это. И спрашиваю у себя: «Это я мастерство приобретаю или становлюсь талантливее?» Однажды поняла: талант — это умение чувствовать боль, страх, дыхание весны, надежду, крах… Ремесло заключается в том, как ты умеешь это передавать: на холсте, через актера на сцене, в написании музыки. Поэтому, по-моему, талант — это то, с чем родился, а умение это выражать — это то, что приобретается.
Комедию легче поставить?
Одинаково сложно поставить хороший спектакль. Но заставить смеяться зрителя сложнее, чем заставить заплакать.
Работать приглашенным режиссером сложно?
Расставаться всегда больно. А когда работаешь каждый вечер, через эмоциональный подъем. А потом премьера — и все! После поставленных спектаклей нахожусь некоторое время в вакууме. Хорошо, что недолго. Но любовь к спектаклю остается.
После учебы в Санкт-Петербурге Вы бы хотели остаться в этом городе?
Да, я полюбила его, у нас с ним прекрасные отношения, очень надеюсь, что они продолжатся. В то же время хотела бы ездить по миру и ставить свои спектакли.
Значит, мы еще обязательно встретимся…
Галина ХИТРИКОВА.