Гришанова, Л. Жизнь после смерти : [Воскресенское кладбище] / Людмила Гришанова // Днепровская неделя. — 2019. — 28 августа. — С. 4.
В Могилеве собираются совершить благое дело. На месте бывшего Соборного кладбища установить памятный знак — гранитный валун с колоколом в нише. Впору звонить в колокол по поводу состояния старых городских кладбищ.
Между могил трава по пояс
«Решение о закрытии в городе кладбищ, расположенных в зоне капитальной застройки, № 452» принималось 5 августа 1970 года. Согласно этому документу закрывались Карабановское, Воскресенское, Успенское, Луполовское. Недавно довелось посетить Воскресенское кладбище, которое находится среди жилой застройки за бывшим Дворцом пионеров.
Об истории его возникновения сообщает краевед Борис Сидоренко в статье «Забытые захоронения Могилева»: «Оставляет желать лучшего содержание всех старых мест захоронений, и прежде всего Воскресенского кладбища, одного из самых старых в Могилеве. Его возникновение связано с Воскресенской церковью, и вот что об этом пишет Орест: «1672 года, Мая 30 дня дана Польским королем Михаилом Корибутом Вишневецким привилегия дозволительная Могилевским мещанам на построение в Могилеве ближнее — Воскресенской деревянной приходской церкви на просимом прихожанами месте при новой площади на новом рынке». Вскоре Воскресенский приход обзавелся собственным кладбищем. На нем хоронили и деятелей, оставивших свой след в истории Российской империи».
Краевед приводит в пример надгробие начальника 11-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Евстафия Евстигнеевича Баранова, как деятеля, оставившего след в истории. Генеральское надгробие действительно стало примером достойного отношения к памяти заслуженных людей, живших в Могилеве до революции. И благодаря участию и действиям неравнодушных могилевчан, прочитавших статью, восторжествовала историческая справедливость.
Сегодня Воскресенское кладбище находится в удручающем состоянии. Густые заросли древесных побегов делают недоступными большинство дореволюционных захоронений. Там, где проходы между могилами не столь заполонили деревья и кустарник, не дает возможности пройти крапива, выросшая по пояс, и разные колючки, цепляющиеся за одежду.
В Могилеве епископа называли «святым»
После эпопеи с генеральским захоронением лет семь назад возник интерес к поиску могил на Воскресенском кладбище людей Церкви. Именно — епископа Смоленского и Дорогобужского Сергия (Смирнова) и настоятеля Трехсвятительского собора о. Константина Радзивиновича. В 2012 г. накануне Радуницы отправились на его территорию с единомышленниками. Помнится, что в первую очередь искали захоронение епископа.
В интернете есть видео «Жизнь после смерти», в котором профессор А.И.Осипов рассуждает о загробной участи умерших людей и об отношении к данном вопросу различных религий. Все они признают реальности иного мира. В качестве примера того, как некоторым людям перед смертью дается возможность пребывать одновременно в двух мирах, земном и потустороннем, профессор упомянул о кончине епископа Смоленского и Дорогобужского Сергия (Смирнова) : «Умирал старенький, милый, очень приятный, искренне верующий человек. Старичок все время оглядывался по сторонам и повторял: «Все не так, все не то». Те, кто присутствовал при моменте смерти владыки, засвидетельствовали, что он находился в здравом уме и твердой памяти, всех узнавал, прощался с ними, в то же время его душа уже обозревала неземные юдоли.
Скончался Смирнов 16 августа 1957 года. (Родился 19 августа 1883 г. в Санкт-Петербурге в семье диакона.) В наш город на Днепре владыку Сергия выслали из Смоленска после ухода на покой в 1955 году. В архивных документах уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров Союза ССР по Могилевской области БССР упоминается о прибытии в Могилев заштатного епископа Смоленского. О том, что среди верующих Могилева ходят слухи, якобы в Трехсвятительской церкви ожидается участие в Божественной литургии святого. Людей на богослужение собралось неимоверное количество. То ли бывшему владыке более не разрешили принимать участие в общей молитве, то ли он не мог по состоянию здоровья— об этом документы молчат. Следующее упоминание связано с пышными похоронами епископа Смоленского и Дорогобужского: «Вынос тела из Трехсвятительской церкви в 14 часов 50 минут. Похоронная процессия шествовала на Воскресенское кладбище по Минской улице. Впереди шествия шла грузовая машина. С нее две женщины сбрасывали на путь следования похоронной процессии еловые лапки. За ними шли 30 детей младшего школьного и дошкольного возраста с букетами живых цветов. За детьми молодые женщины несли венки около 10 штук. За ними церковнослужители: один с фонарем с горящей свечой, потом крест с распятием несли, по сторонам хоругви. Затем следовал епископ Леонтий с протоиереем Гиацинтовым. После них — остальные священники. Всего 11 человек и церковный хор. Потом гроб, за ним — толпа народа около 3000 человек. Из них 80% женщины разных возрастов и даже вероисповеданий (евреи, католики). За порядком на улице следила милиция».
Даже спустя два года уполномоченный не спускал глаз с духовной сестры бывшего епископа— 37-летней Елены Вячеславовны, имевшей высшее образование, по профессии бывшей физиком-атомщиком. «После смерти Сергия ходила как помешанная. Теперь работает лаборанткой в Могилевском пединституте и в церковь потихоньку ходит, правда, закутывается до неузнаваемости, лица почти не видно».
Александр Викторович Смирнов был пострижен в монашество с именем Сергий 16 ноября 1944 года. 19 ноября того же года хиротонисан в епископа Смоленского и Дорогобужского. За большой вклад в восстановление Смоленской епархии и церковной жизни на ее территории награжден медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг.»
Захоронение «подсказала» ворона
Накануне Радуницы-2012 захоронение епископа искали достаточно долго. Одна из участниц нашего поиска остановилась возле ограды, на которой сидела ворона. Птица каркнула, взлетела и опустилась на другую ограду впереди. Проследив за ее полетом, женщина предложила спутникам: «Давайте пройдем вслед за вороной, может, она нам подскажет нужную могилу». К сожалению, при подходе к другой ограде выяснилось, что в ней находилось захоронение неизвестного нам человека. Тогда верующие решили вернуться к первоначальному месту, где вещунья подавала голос, сидя на ограде. Действительно, там оказалась могила владыки Сергия.
За семь лет местонахождение его захоронения подзабылось, поэтому опять кружили по кладбищу, преодолевая заросли крапивы. Наконец поиски увенчались успехом. Неподалеку виднелся и памятник в форме аналоя с развернутым Евангелием и крестом священника, установленный на могиле настоятеля Трехсвятительской церкви о.Константина Радзивиновича, умершего в 1956 году. Настоятель скончался от инфаркта, тогда говорили «от разрыва сердца», на вокзале в Минске, отправившись в столицу ходатайствовать о сохранении прихода и недопущении закрытия церкви. В Трехсвятительском храме о.Константин служил со дня его открытия в 1941 году. После войны протоиерей Радзивинович выступал свидетелем на судебном процессе по делу о злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в БССР, давал показания, характеризовавшие деятельность коменданта Могилева и Могилевского района Готфрида фон Эрдманнсдорфа. Служению в Трехсвятительской церкви о.Константин посвятил 15 лет жизни.
Старинные некрополи закрытых кладбищ Могилева взывают к ныне живущим о приведении забытых захоронений в порядок. Вырубка древесных зарослей и покос травы- самое малое, что можно сделать для памяти умерших.
Людмила ГРИШАНОВА