Жизнь после смерти

Гришанова, Л. Жизнь после смерти : [Воскресенское кладбище] / Людмила Гришанова // Днепровская неделя. — 2019. — 28 августа. — С. 4. 

В Могилеве собираются совершить благое дело. На месте бывшего Соборного кладбища установить памятный знак — гранитный валун с колоколом в нише. Впору звонить в колокол по поводу состояния старых городских кладбищ.

Между могил трава по пояс

«Решение о закрытии в го­роде кладбищ, расположенных в зоне капитальной застройки, № 452» принималось 5 августа 1970 года. Согласно этому до­кументу закрывались Карабановское, Воскресенское, Успен­ское, Луполовское. Недавно довелось посетить Воскресен­ское кладбище, которое нахо­дится среди жилой застройки за бывшим Дворцом пионеров.

Об истории его возникно­вения сообщает краевед Бо­рис Сидоренко в статье «За­бытые захоронения Могилева»: «Оставляет желать лучшего содержание всех старых мест захоронений, и прежде всего Воскресенского кладбища, од­ного из самых старых в Могиле­ве. Его возникновение связано с Воскресенской церковью, и вот что об этом пишет Орест: «1672 года, Мая 30 дня дана Польским королем Михаилом Корибутом Вишневецким привилегия до­зволительная Могилевским ме­щанам на построение в Моги­леве ближнее — Воскресенской деревянной приходской церкви на просимом прихожанами ме­сте при новой площади на новом рынке». Вскоре Воскресенский приход обзавелся собственным кладбищем. На нем хоронили и деятелей, оставивших свой след в истории Российской им­перии».

Краевед приводит в пример надгробие начальника 11-й пе­хотной дивизии генерал-лейте­нанта Евстафия Евстигнеевича Баранова, как деятеля, оставив­шего след в истории. Генераль­ское надгробие действительно стало примером достойного от­ношения к памяти заслуженных людей, живших в Могилеве до революции. И благодаря уча­стию и действиям неравнодуш­ных могилевчан, прочитавших статью, восторжествовала исто­рическая справедливость.

Сегодня Воскресенское кладбище находится в удручаю­щем состоянии. Густые заросли древесных побегов делают не­доступными большинство доре­волюционных захоронений. Там, где проходы между могилами не столь заполонили деревья и кустарник, не дает возможности пройти крапива, выросшая по пояс, и разные колючки, цепля­ющиеся за одежду.

В Могилеве епископа называли «святым»

После эпопеи с генераль­ским захоронением лет семь назад возник интерес к поиску могил на Воскресенском клад­бище людей Церкви. Именно — епископа Смоленского и Дорогобужского Сергия (Смирнова) и настоятеля Трехсвятительского собора о. Константина Радзивиновича. В 2012 г. накануне Раду­ницы отправились на его терри­торию с единомышленниками. Помнится, что в первую очередь искали захоронение епископа.

В интернете есть видео «Жизнь после смерти», в ко­тором профессор А.И.Осипов рассуждает о загробной участи умерших людей и об отношении к данном вопросу различных ре­лигий. Все они признают реаль­ности иного мира. В качестве примера того, как некоторым людям перед смертью дается возможность пребывать одно­временно в двух мирах, земном и потустороннем, профессор упомянул о кончине епископа Смоленского и Дорогобужско­го Сергия (Смирнова) : «Уми­рал старенький, милый, очень приятный, искренне верующий человек. Старичок все время оглядывался по сторонам и по­вторял: «Все не так, все не то». Те, кто присутствовал при мо­менте смерти владыки, засвиде­тельствовали, что он находился в здравом уме и твердой памяти, всех узнавал, прощался с ними, в то же время его душа уже обо­зревала неземные юдоли.

Скончался Смирнов 16 авгу­ста 1957 года. (Родился 19 авгу­ста 1883 г. в Санкт-Петербурге в семье диакона.) В наш город на Днепре владыку Сергия вы­слали из Смоленска после ухода на покой в 1955 году. В архивных документах уполно­моченного Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров Союза ССР по Могилевской области БССР упоминается о прибытии в Могилев заштатного епископа Смоленского. О том, что среди верующих Могилева ходят слу­хи, якобы в Трехсвятительской церкви ожидается участие в Бо­жественной литургии святого. Людей на богослужение собра­лось неимоверное количество. То ли бывшему владыке более не разрешили принимать уча­стие в общей молитве, то ли он не мог по состоянию здоровья— об этом документы молчат. Сле­дующее упоминание связано с пышными похоронами епископа Смоленского и Дорогобужского: «Вынос тела из Трехсвятитель­ской церкви в 14 часов 50 минут. Похоронная процессия шество­вала на Воскресенское кладби­ще по Минской улице. Впереди шествия шла грузовая машина. С нее две женщины сбрасывали на путь следования похоронной процессии еловые лапки. За ними шли 30 детей младшего школьного и дошкольного воз­раста с букетами живых цветов. За детьми молодые женщины несли венки около 10 штук. За ними церковнослужители: один с фонарем с горящей свечой, потом крест с распятием несли, по сторонам хоругви. Затем сле­довал епископ Леонтий с прото­иереем Гиацинтовым. После них — остальные священники. Всего 11 человек и церковный хор. По­том гроб, за ним — толпа народа около 3000 человек. Из них 80% женщины разных возрастов и даже вероисповеданий (евреи, католики). За порядком на улице следила милиция».

­Даже спустя два года упол­номоченный не спускал глаз с духовной сестры бывшего епи­скопа— 37-летней Елены Вя­чеславовны, имевшей высшее образование, по профессии бывшей физиком-атомщиком. «После смерти Сергия ходила как помешанная. Теперь работа­ет лаборанткой в Могилевском пединституте и в церковь поти­хоньку ходит, правда, закутыва­ется до неузнаваемости, лица почти не видно».

Александр Викторович Смирнов был пострижен в мона­шество с именем Сергий 16 но­ября 1944 года. 19 ноября того же года хиротонисан в епископа Смоленского и Дорогобужского. За большой вклад в восстанов­ление Смоленской епархии и церковной жизни на ее террито­рии награжден медалью «За до­блестный труд в Великую Отече­ственную войну 1941—1945 гг.»

Захоронение «подсказала» ворона

Накануне Радуницы-2012 захоронение епископа иска­ли достаточно долго. Одна из участниц нашего поиска остано­вилась возле ограды, на которой сидела ворона. Птица каркнула, взлетела и опустилась на другую ограду впереди. Проследив за ее полетом, женщина предложи­ла спутникам: «Давайте пройдем вслед за вороной, может, она нам подскажет нужную моги­лу». К сожалению, при подходе к другой ограде выяснилось, что в ней находилось захоронение не­известного нам человека. Тогда верующие решили вернуться к первоначальному месту, где ве­щунья подавала голос, сидя на ограде. Действительно, там ока­залась могила владыки Сергия.

За семь лет местонахож­дение его захоронения подзабылось, поэтому опять кружили по кладбищу, преодолевая за­росли крапивы. Наконец пои­ски увенчались успехом. Непо­далеку виднелся и памятник в форме аналоя с развернутым Евангелием и крестом священ­ника, установленный на могиле настоятеля Трехсвятительской церкви о.Константина Радзивиновича, умершего в 1956 году. Настоятель скончался от ин­фаркта, тогда говорили «от раз­рыва сердца», на вокзале в Мин­ске, отправившись в столицу ходатайствовать о сохранении прихода и недопущении закры­тия церкви. В Трехсвятитель­ском храме о.Константин слу­жил со дня его открытия в 1941 году. После войны протоиерей Радзивинович выступал свиде­телем на судебном процессе по делу о злодеяниях, совер­шенных немецко-фашистскими захватчиками в БССР, давал показания, характеризовавшие деятельность коменданта Мо­гилева и Могилевского района Готфрида фон Эрдманнсдорфа. Служению в Трехсвятительской церкви о.Константин посвятил 15 лет жизни.

Старинные некрополи за­крытых кладбищ Могилева взы­вают к ныне живущим о при­ведении забытых захоронений в порядок. Вырубка древесных зарослей и покос травы- самое малое, что можно сделать для памяти умерших.

Людмила ГРИШАНОВА