Предмет узкой специализации

Комарова, М. Предмет узкой специализации : [преподаватель Могилевского института МВД Н. А. Железняк] / Марина Комарова, Кирилл Моржанов // Днепровская неделя. — 2019. — 13 февраля. — С. 4. 

<p>13.02.2019</p><br />
<p>Предмет  узкой специализации</p>

18 февраля столетний юбилей отметит управление внутренних дел на транспорте. Для полковника милиции в отставке Николая Железняка, преподавателя кафедры уголовного процесса и криминалистики, этот день тоже будет праздничным. Стаж службы в органах внутренних дел у офицера — более 32 лет.

Николай Железняк — заслуженный работник МВД СССР. За время службы в Могилевском колледже МВД с 1982  по 2003 год прошел путь от преподавателя до заместителя начальника колледжа. Принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, в урегулировании межнационального конфликта в Армянской ССР в 1988—1989 гг.

За добросовестную службу награжден рядом медалей. Является председателем ветеранской организации милицейского вуза и членом республиканского Совета Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

На железной дороге

Начинал службу Николай Андреевич милиционером II разряда линейного отдела милиции на станции Никитовка на Донецкой железной дороге, когда в 1973 году пришел в Донбасский отдел внутренних дел на транспорте. Преступления на железной дороге — такие же, как и вне ее, те же кражи, грабежи, разбои… Разве только искать преступников порой приходилось по всему Союзу.

— Приходит из-за границы вагон с импортной обувью — чехословацкой или югославской, которую просто так не купишь, — рассказывает Николай Андреевич. — На пограничных станциях из европейского вагона коробки с товаром перегружают в наш. А при перегрузке нечистых на руку товарищей хватало… И едешь на станцию, чтобы досконально выяснить, как товар грузили, кто именно это делал, изучаешь дорожную ведомость, натурные листы. Нужно было проследить всю цепочку от момента погрузки, чтобы  выяснить, пропал груз на нашей территории, по пути следования или еще на самом первом этапе, и найти человека, который совершил хищение.

Раскрывать разнообразные кражи часто приходилось и в пассажирских поездах. Как и в особо крупном размере, так и мелкие.

— Был у меня случай, — вспоминает офицер, — в вагоне СВ ехали иностранцы из Еревана в Москву. У одного из пассажиров украли деньги — в переводе на советские рубли получалось 15, не самая большая сумма. Но из-за этих 15 рублей три раза пришлось ездить в Ереван в командировку!

В alma mater

Послужив год, Железняк приехал в Могилев и поступил в среднюю специальную школу транспортной милиции МВД СССР. Из всех средних школ милиции Союза, а их тогда насчитывалось больше сорока, она была единственной транспортной.

В 1976 году, окончив школу, офицер уехал обратно на родину. Затем отучился в Киевской высшей школе МВД СССР, где образование получал только офицерский состав. Когда выпускника пригласили в Могилев на преподавательскую должность в alma mater, он согласился. С 1982 года Николай Железняк проработал на различных должностях — от преподавателя до заместителя начальника школы милиции.

— По всем предметам красной нитью проходило все, что касается транспорта. А чтобы будущий милиционер досконально знал специфику работы транспорта, у нас был такой курс, как «Предмет узкой специализации». В течение 144 учебных часов курсанты подробно изучали все нюансы, связанные со спецификой работы железнодорожного транспорта и перевозки грузов, документации и т.д.

Для полной реалистичности

По словам Николая Железняка, в то время курсанты буквально «не вылезали» с практических занятий и стажировок, проводимых в отделах милиции на транспорте:

— В школе было много наглядной агитации, посвященной работе железной дороги и транспорта. Помимо оборудованных специальных кабинетов стенды о структуре и организации железнодорожного транспорта можно было встретить в жилых помещениях, библиотеке. На территории были устроены полигоны с пассажирскими и грузовыми вагонами, контейнерная площадка, где отрабатывались различные практические задачи. На практику курсанты ежедневно ходили на станцию Могилев в местный линейный отдел.

На станции могилевского вокзала для курсантов организовывались даже ночные занятия! Так как большинство краж с железнодорожного транспорта случались ночью, то для более полной реалистичности состав отгоняли на запасной путь и инсценировали преступление. А уж курсанты при свете прожекторов и фонарей могли в полной мере показать, чему научились.

И в курсе физической подготовки отдельные занятия были посвящены отработке приемов в ограниченном пространстве, чтобы будущие милиционеры смогли применить их в вагоне поезда или салоне транспортного средства.

Отдельным пунктом стояла стажировка. По согласованию с Главным управлением внутренних дел на транспорте МВД СССР курсанты Могилевской школы милиции проходили стажировку в июне и июле. Учитывая отпускной сезон, курсантов для прохождения практики отправляли по направлениям, пользующимся особым спросом у отдыхающих. Местом временной службы становились Северо-Кавказское, Прибалтийское и Приднепровское УВДТ, а именно курортные направления — Сочи, Краснодар, Юрмала, Лиепая, Николаев, Севастополь, Симферополь. Так что для многих молодых людей это был шанс не только попробовать себя в роли действующего сотрудника милиции, но и в свободное время поплескаться в море.

Марина КОМАРОВА.

Летом Николай Андреевич с семьей поехал на машине отдыхать в Крым. В Донецке пошли в магазин. Там к ним подошел мужчина с предложением купить массивное золотое кольцо.

— А тогда было распространено делать кольца «под золото», ставить пробу и продавать неискушенным любителям украшений как настоящее, — вспоминает Николай Андреевич. — Мы сразу поняли, что к чему. А супруга моя, медик, говорит: «Давай-ка кольцо это проверим». Достает из сумочки йод и капает на него. Золотое кольцо при этом потемнеть не должно, а на подделке обязательно появится пятно. Как и следовало ожидать, кольцо «испытания» не выдержало. Не знал горе-продавец, кому хотел продать подделку…