Кубека, В. Энергия дела, или два детских рисунка : [директор Могилевского агролесотехнического колледжа Г. Малиновский] / Виктор Кубека // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 23 июля. — С. 6—7.
В кабинете директора учреждения образования «Могилевский государственный ордена Трудового Красного Знамени профессиональный агролесотехнический колледж имени К.П.Орловского» Георгия Малиновского много разного рода сувениров, подаренных благодарными посетителями и гостями этого учебного заведения.
И не столько из вежливости, сколько в знак действительной благодарности за бесценный педагогический опыт, который удалось здесь почерпнуть, за полученные знания по военной истории, за удивительные эмоции, пережитые при общении с дикой природой и ее обитателями. Ведь тот, кто попадает сюда, знакомится не только с организацией учебного процесса — это больше интересно профессионалам-педагогам. Хозяева же обязательно покажут военную экспозицию, созданную руками учащихся колледжа, музей Константина Симонова, зоосад и прочие достопримечательности. И расскажут о них. Да так, будто нет больше нигде мест интереснее.
Но среди всех сувениров, признается Георгий Николаевич, наиболее дороги ему два детских рисунка. Первый нарисовал он сам в возрасте семи лет. И изобразил на нем оленей, идущих к кормушке. Причем в то время видел этих животных лишь на картинках. И детская фантазия довольно достоверно передала сюжет, который сейчас можно созерцать в зоосаде колледжа. Комментируя такое совпадение, Малиновский не исключает того, что уже тогда, в послевоенном 49-м, у него подспудно жило в глубинах души стремление создать своеобразный уголок природы.
На втором рисунке дети из яслей-сада №97 Могилева после экскурсии в зоосад с не меньшей любовью воспроизвели тему первого.
Конечно, можно соглашаться или не соглашаться с хозяином кабинета по поводу экстрасенсорного значения того давнего детского художественного творчества. Но пообщавшись с ♦ ним даже непродолжительное время, непременно утвердишься в убеждении, что Малиновский — человек увлеченный и целенаправленный. Соглашаясь с такой характеристикой, он сам признается:
— Это у меня от деда. В молодости он, будучи выходцем из бедняцкой семьи, влюбился в девушку из зажиточных. Естественно, ее родители были против такого альянса. Тогда жених украл невесту, и они спрятались в одном из сел Бессарабии. Но родственники девушки нашли их и жестоко избили жениха. Однако дед не отступил от своих замыслов и вновь выкрал мою будущую бабку, с которой прожил долгую и счастливую жизнь. А бабушка стала самым близким для меня человеком.
Вообще метаморфоз в жизни Георгия Малиновского происходило множество. И сейчас стоит лишь удивляться какой-то цельности его поведения во время их возникновения. Рожденный в королевской Румынии в украинском селе, будучи по национальности украинцем, в совершенстве владея румынским языком, изъясняясь еще на нескольких европейских, он считает себя кровным белорусом, поскольку становление его личности и вся трудовая жизнь проходила здесь. Проведя несколько лет в стенах школы-интерната, он в характере своем приобрел чувство коллективизма. Оценки школьного аттестата предвещали ему сразу же дорогу в вуз. Но он неожиданно для всех поступил в училище механизации сельского хозяйства. И это как бы во многом предопределило его дальнейший профессиональный путь: директорствует он в колледже уже 32 года.
Хотя после училища было немало событий, о которых сейчас Георгий Николаевич вспоминает с теплотой и благодарностью. Они многое дали для дальнейшей жизни. Научили не только профессионализму в деле, но и умению общаться с людьми, инициативности, добросовестности и стремлению постоянного совершенствования. Во время службы в армии парня, что называется, заметили. Будучи в звании сержанта, он состоял в должности инструктора политотдела дивизии по комсомолу, хотя это офицерская должность, поскольку сразу показал себя как общественник и спортсмен. Уже после службы учась на заочном отделении истфака тогда пединститута им. А.А.Кулешова, работал и пионервожатым, и учителем истории, и секретарем комитета комсомола в пригородном совхозе, а потом там же — секретарем парткома.
— Совхоз большой, — вспоминает Георгий Николаевич, — парторгу везде побывать надо, особенно в страдные поры. А транспорта нет. Вот прямо в помещении, вспомнив свое механизаторское прошлое, собрал за зиму мотоцикл. Попробовал выезжать — а он в дверной проем не лезет. Пришлось выбираться с техникой через окно. Зато потом транспортных проблем не испытывал.
Был в биографии парторга и еще один эпизод, как говорят, сошедший ему с рук. Организовал Малиновский экскурсию рабочих совхоза. Полный «газон», кузов которого был устлан соломой (автобуса не нашлось), передовиков повез в… Киево-Печерскую лавру. Это теперь езжай, куда хочешь, никто слова не скажет. А в то время легко бы «пришили» политическую близорукость: место-то выбрано хоть и историческое, но культовое. Однако пронесло. Видно, сказался авторитет парторга.
Именно он стал первопричиной того, что вскоре Малиновский оказался слушателем Высшей партийной школы. И там произошло событие, которое могло кардинально повернуть судьбу Георгия. Во время встречи с работником посольства Румынии, проходившей в ВПШ, он, великолепно владея румынским языком, побеседовал с дипломатом, задал несколько вопросов по политической обстановке. И вскоре получил приглашение в МИД республики, а там — предложение в будущем дипломатической карьеры. И, представьте, от него отказался.
— Ничуть не умаляю важности дипломатии, — объясняет Георгий Николаевич, — но эта работа никак не соотносилась с тем зарядом энергии и инициативы, который в то время «сидел» во мне. Поэтому по окончании учебы вернулся в Могилев. Здесь тоже намечалось несколько вариантов трудоустройства. Но пошел преподавать в тогдашнюю областную совпартшколу историю и философию: можно сказать, по своей основной педагогической специальности. Не могу утверждать, что об этом прямо мечтал. Привлекло то, что руководство школы пообещало сразу выделить квартиру в городе и свое обещание сдержало. Так что на этот раз после хождений по сельским съемным хатам с семьей обосновался в областном центре.
Как показали дальнейшие события, недолго продолжалась преподавательская деятельность Малиновского. Хотя, следует заметить, была она весьма успешной. Как вспомнил он, после, несколько десятилетий спустя, на одном из собраний к нему подошел вроде незнакомый человек и назвался его бывшим слушателем, лестно отозвавшись о методике его преподавания.
Активный, деятельный, мыслящий по-современному человек, естественно, был замечен партийными органами. Поэтому вскоре уже работал в райкоме партии, а спустя чуть больше полугода — в отделе науки и учебных заведений Могилевского обкома КПБ. Утверждая в должности инструктора, тогдашний первый секретарь Виталий Прищепчик то ли в шутку, то ли всерьез заметил, что Георгий пришел сюда в самом благоприятном и активном возрасте — Иисуса Христа: ему тогда было 33. Но посоветовал к асфальту не привыкать. Этому совету молодой инструктор старался следовать в дальнейшем. В кабинете не засиживался, всю образовательную систему области знал, как говорят, на зубок.
Когда в 87-м стало известно, что конкурс профессионального мастерства учащихся профтехучилищ стран СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) намечено через год провести на базе Могилевского СПТУ-1 им. К.П.Орловского, естественно, власти республики решили не ударить лицом в грязь, организовать его так, чтобы чем-то удивить зарубежных гостей и участников. Аграрное училище нужно было готовить к новому уровню. А время поджимало. Потребовался сильный организатор, инициативный и деловой, чтобы и в учебном процессе, и во внешнем виде навести здесь должный порядок. И выбор пал на Малиновского.
— Кое-кто, считая должность директора училища после инструкторской в обкоме большим понижением, выражал сочувствие, — замечает Малиновский. — Я же ни тогда, ни в дальнейшем переход в систему образования так не воспринимал. И не потому, что начисто лишен амбиций. Вместе с недюжинной ответственностью по подготовке международного конкурса профмастерства я получил самостоятельное дело, успех которого полностью зависел от тебя. А значит, есть возможности на практике проверить правильность твоих мыслей, замыслов.
Правда, рассказывая о том времени, Георгий Николаевич замечает, что приходилось нарушать кое-какие нормативы подготовки учащихся, за которые по головке бы не погладили: и преподаватели, и обучающиеся больше работали над благоустройством территории, учебных мастерских, чем учились. Зато конкурс прошел без сучка и без задоринки. Более того, учащийся СПТУ-1 первенствовал в одной из номинаций.
Подготовка к нему многое дала и директору. Он начал осуществлять в реальности модель подобного учебного заведения будущего. Сначала, как сам выразился, по форме. Это значит, по благоустройству городка ныне уже колледжа. По поддержанию на его территории порядка, ухоженности и обустроенности. И теперь с улыбкой вспоминает, что однажды, принимая одну из многочисленных иностранных делегаций, услышал от пожилой гостьи, когда она вышла из автобуса и увидела территорию колледжа, вопрос: «Что это? Пансионат или дом отдыха?..». Ее поразило благоустройство, чистота и порядок здесь.
— Уже три десятка лет на территории колледжа никто не курит, — не без гордости замечает Георгий Николаевич. — А ведь и сам я курил много. Но потом как- то переломил себя. И объявил, как говорят военные, вверенную мне территорию свободной от табачного дыма. Сначала некоторые и преподаватели, и учащиеся легонько отнеслись к этому запрету. Доходить его серьезность стала тогда, когда ослушавшихся преподавателей наказал дисциплинарно, а пойманные с сигаретой учащиеся вынуждены были в наказание пробегать по 25 кругов вокруг стадиона. Для внедрения здорового образа жизни. Кое с кем из самых упрямых приверженцев табака даже пришлось расстаться.
Но форма, то есть ухоженность и дисциплина, тогда имеет ценность, когда она наполнена соответствующим содержанием. Это тоже один из принципов Малиновского. В учебных программах появилась подготовка не только механизаторов для сельскохозяйственного производства, но и лесников, охотоведов для лесного хозяйства, продавцов. А тут нужны не одни теоретические знания, но и практические навыки. Поэтому, бывая за границей, знакомясь с тем, как это организовано у них, директор старался перенимать все новое, заслуживающее внимания для того, чтобы учебный процесс приносил наибольшую отдачу. Как-то в бельгийском Льеже при посещении учебного заведения, готовящего егерей, ему показали скорее не зоосад, а своеобразный живой уголок, в котором содержалось несколько зверей. И когда Малиновский поинтересовался его назначением, оказалось, что он служит как бы учебной лабораторией для обучающихся здесь.
Возвратился домой, а мысль завести нечто подобное у себя не давала покоя. Тем более что, если ранее приходилось всеми усилиями создавать авторитет колледжа, теперь уже явно ощущался обратный процесс: авторитет начал работать на колледж. Поэтому как-то поделился задумкой с тогдашним губернатором области Михаилом Дражиным. Да речь завел не о каком-нибудь живом уголке, а о полновесном зоологическом саде не только для учебных целей, но и для массового посещения могилевчанами и гостями областного центра. И место присмотрел подходящее: рядом колледж, напротив, через бойкую дорогу, ведущую на Бобруйск, мемориальный комплекс «Буйничское поле». В общем, даже в теории задумка казалась перспективной.
Губернатору идея понравилась. На первых порах выделил определенную сумму денег. И на свой страх и риск без проектной документации Малиновский запустил стройку. По принципу: куй железо, пока горячо. Правда, вскоре натерпелся от контролирующих органов, которые три месяца искали «компру». Из-за этих проверок даже в больницу попал.
Но обошлось, удалось убедить в том, что все средства до копейки пошли в дело. А после того, как губернатором стал Борис Батура (его тоже немало пришлось убеждать), несколько по-иному перевели стрелки стройки — и заказчиком, и подрядчиком выступил трест «Могилевводстрой». Вот с проектом то и дело возникали неувязки: Малиновский, который представлял этот комплекс и как популярный туристический объект, поэтому видел его в целом, то и дело предлагал в него дополнения. То переход пешеходный через каньон проложить, чтобы посетители могли наблюдать животных і вне вольеров. То пристань на Днепре обустроить, поскольку изначально закладывалась идея катания посетителей на теплоходе. То еще какое новшество придумает. И так территория зоосада «доросла» до 160 гектаров.
А о том, как заполнялся зоосад звериным «населением», разговор особый. Сначала точно по народной поговорке: с миру по нитке. Один из жителей Быховского района вырастил приблудившегося лосенка, который оказался без матери, вероятно, погибшей от рук браконьеров. Его забрали в зоосад. Где-то на дороге автомобиль подбил молоденькую косулю — привезли тоже сюда, вылечили и любовно выходили. Заболевшую медведицу по кличке Варвара отдал цирк: ее тоже поставили на ноги. К слову, под настроение она впоследствии в своем вольере давала целые представления, приводя в восторг посетителей.
Вообще, интересных «экспонатов» в зоосаде оказалось немало. Был кролик, получивший кличку Терминатор за непомерную наглость и отвагу. Он не боялся и гонял козлов, не смущаясь их рогов. Была волчица, так мирно уживавшаяся в вольере с кошкой, что та даже иногда укладывалась спать на нее. Все эти животные разными путями попадали в зоосад и становились своеобразными знаменитостями у его посетителей.
Задался целью Малиновский приобрести тигра — и вскоре полосатый король зверей с надменной физиономией встречал настороженные взгляды людей. Конечно, без спонсорской помощи не обошлось: ее оказало ЗАО «Серволюкс». Поставлена цель завести зубров — и четверо исполинов из Беловежской Пущи появились в свободном выгуле, начали давать потомство. Кстати, там же свободно соседствовали с ними и лани, привезенные из Украины, благородные олени, косули. Подчас, когда они покидали вольеры, посетителям было непросто их понаблюдать. И потому возникла идея организовать своеобразное сафари, не охотничье, а зрительское. Но тут никак нельзя было обойтись без поддержки свыше. Замысел включал строительство железной мини-дороги с курсирующим по ней маленьким стилизованным паровозиком, который можно было приобрести лишь за границей. Но, опять же, надо знать Малиновского. Его натура всегда заряжена на дело. И когда что-то не получается, это только подстегивает на поиск иных путей осуществления планов.
За все время существования зоосада не приходилось слышать, чтобы в нем какие-то животные пропадали из-за болезней. И это результат не только хороших условий их содержания, но и прекрасного досмотра. Ведь он стал настоящей лабораторией для учащихся, выбравших «лесные» профессии. И кормление, и ветеринарную помощь, и уборку за братьями меньшими проводят они, одновременно изучая повадки, биологические особенности животных. Потому и чувствует себя здешнее зверье, что называется, как дома.
А сафари в зоосаде действует. Будто сказочный паровозик с двумя открытыми вагонами курсирует по его территории, и во время поездки посетители могут прямо в нескольких метрах от железнодорожного полотна наблюдать животных, которые привыкли уже к такому людскому интересу.
Кстати, о том, что звери прекрасно обжили отведенную им территорию, свидетельствует и тот факт, что когда Президент нашей страны решил подарить своему таджикскому коллеге десять зубров на развод, то выбрали именно здешних, зоосадовских. Дорога им предстояла дальняя, пять с половиной тысяч километров. Поэтому предпочтение отдали самым упитанным и здоровым.
Создается впечатление, что Георгий Николаевич никогда не испытывал недостатка, казалось, в самых «утопических» идеях. Наоборот, этот человек переполнен ими, заряжен на дело и ищет возможности осуществления задуманного. Причем стремится сделать не только для своего колледжа, но и для людей. Поэтому в большинстве случаев и находит поддержку власти.В свое время появилась задумка создать при зоосаде музей рыб, — вспоминает Малиновский. — Не муляжи их посетителям демонстрировать, а настоящих, живых. А для этого нужен океанариум. Но не получилось: грянул пресловутый экономический кризис, спонсорство стало накладным. Если бы не он — быть бы претворенной в жизнь и этой идее.
Хотя и нынче задумок у Георгия Николаевича более чем предостаточно. Вместо теплохода, который, предполагалось, будет курсировать по Днепру, нужно построить катер, могущий ходить по обмелевшей реке, где теплоходу нету хода. В замыслах и канатная дорога над территорией зоосада. Она нужна людям с ограниченными физическими возможностями. А в зимнее время — лыжникам, чтобы подниматься на гору. Хочет Малиновский построить и постоянно действующую резиденцию Деда Мороза, чтобы «утереть нос Вискулям». Мероприятия в ней будут проходить круглый год, а не только в новогодние праздники. Это все — для людей.
Но есть одна уже практически воплощенная идея и для людей, и для учащихся колледжа. Прямо возле учебных корпусов воссоздан кусок немецкой обороны 1944 года. С дотами, блиндажами, землянками, ходами сообщения, техникой, укрывшейся в укреплениях. Казалось бы, зачем воссоздавать вражеское.
Так думали многие, когда мы взялись реставрировать вражеский дзот, — поясняет Георгий Николаевич. — Даже глупостью затею называли. Но ведь эти укрепления воссозданы именно там, где они находились 75 лет назад. И наглядно демонстрируют, какие трудности пришлось преодолеть роте 20-летнего лейтенанта Ивана Мельнова, чтобы выбить врага и освободить эту территорию. А заодно, закрепившись на правом днепровском берегу, дать возможность другим подразделениям и частям Красной армии успешно форсировать реку и продолжать дальнейшее наступление. Даже сложно представить, под каким ураганным огнем горстка смельчаков на самодельных плотах смогла переправиться через полноводный, кипящий от взрывов снарядов Днепр и прорваться сюда. За этот подвиг Иван Мельнов был удостоен геройского звания, бойцы награждены орденами и медалями. Посмотрит молодой человек на то, какой ценой далась победа даже на таком маленьком клочке земли — и не потребуется никаких патриотического содержания лекций.
Воспитательный эффект и патриотический заряд, следует заметить, военная экспозиция несет еще и потому, что все здесь сделано руками самих учащихся колледжа: и рытье ходов сообщения, и устройство огневых позиций для вражеской техники. Но она, согласно планам директора, еще должна расшириться. Внизу, ближе к Днепру у подножия высотки, подготовлены площадки для установления на них военной техники, которая находилась на вооружении Красной армии той поры. Это тоже будет своеобразный музей под открытым небом. Два экспоната учащиеся уже сделали — в точности воспроизвели знаменитую «катюшу» и ЗИС-5. Остальные экспонаты Малиновский надеется приобрести с помощью военных. Чуть дальше (выкопал из истории) во время Северной войны находилась стоянка шведского короля Карла XII — не худо бы и ее воссоздать.
Тут же, рядом с военной экспозицией, музей Константина Симонова. Как известно, писателя связывали с этим клочком земли воспоминания об обороне Могилева в начале Великой Отечественной. Впечатленный стойкостью и героизмом его защитников, впоследствии он писал, что именно здесь к нему пришла вера в конечную победу над врагом.
-..Казалось бы, в эти летние дни руководитель любого учебного заведения, кроме школ, конечно, должен быть озабочен формированием обучаемого контингента на следующий учебный год. Но Георгия Николаевича эта проблема волнует постоль- ку-поскольку. Колледж снискал себе такой авторитет, что одним из первых всегда рапортует о полном наборе. Желающих продолжить здесь учебу всегда в достатке. Директор же с целью сохранения коллектива преподавателей то придумывает новые специальности для обучения, а то «подсмотрел» в одной из поездок в Данию новую форму его.
Там законодательством запрещено работать в определенных сферах людям, не имеющим соответствующего профильного образования. Даже если человек имеет в ней огромный практический опыт. Оказалось, что и у нас есть такие профессии. Особенно в лесном хозяйстве. Предпенсионного возраста лесники в третьем-четвертом поколении вынуждены покидать любимое дело из-за этого, подпадая под сокращение кадров. Чтобы такого не произошло, в колледже организовано их годичное, причем платное обучение. Таким образом и кадры сохраняются, и человек не лишается профессии, которой отдал десятилетия.
— Коллективом дорожу, — замечает Малиновский. — Он это мои единомышленники. Стараюсь сделать для него, что в силах. В свое время «выбил» строительство кооперативного многоэтажного дома. Сам бы не прочь построить в нем квартиру, но отказался: в первую очередь для работников колледжа. Как, кстати, и от дачного участка, по поводу чего получилась небольшая размолвка в семье. Даже когда заправляю личный автомобиль, всегда сохраняю чек: никто не сможет сказать, что, как сейчас модно определять, «превышаю свои должностные полномочия». Вот еще нужна колледжу современная высокомеханизированная мастерская, чтобы готовить кадры, отвечающие требованиям времени. Мастерская старая есть, но это не тот уровень.
Наверное, вскоре будет и мастерская, если есть такой директор. А главное — человек, мыслями и устремлениями настроенный на дело. У таких энергия не иссякает, несмотря на возраст.
У Георгия Николаевича много знаменитых однофамильцев. Среди них и маршалы, и генералы, и герои. Но завидовать ему не приходится. Отмечены наградами и его свершения: кавалер ордена Почета, медали «За трудовые заслуги», заслуженный работник образования Республики Беларусь, почетный гражданин Могилева. Всех и не перечислить. Хотя не в них суть, а в делах, свершенных для людей.
Виктор КУБЕКА