Энергия дела, или два детских рисунка

Кубека, В. Энергия дела, или два детских рисунка : [директор Могилевского агролесотехнического колледжа Г. Малиновский] / Виктор Кубека // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 23 июля. — С. 6—7.

В кабинете директора учреждения образования «Могилевский государственный ордена Трудового Красного Знамени профессиональный агролесотехнический колледж имени К.П.Орловского» Георгия Малиновского много разного рода сувениров, подаренных благодарными посетителями и гостями этого учебного заведения.

И не столько из веж­ливости, сколько в знак действительной благодарности за бесценный педаго­гический опыт, кото­рый удалось здесь почерпнуть, за полученные знания по воен­ной истории, за удивительные эмоции, пережитые при общении с дикой природой и ее обита­телями. Ведь тот, кто попадает сюда, знакомится не только с организацией учебного про­цесса — это больше интересно профессионалам-педагогам. Хозяева же обязательно покажут военную экспозицию, созданную руками учащихся колледжа, музей Константина Симонова, зоосад и прочие достоприме­чательности. И расскажут о них. Да так, будто нет больше нигде мест интереснее.

Но среди всех сувениров, признается Георгий Николаевич, наиболее дороги ему два детских рисунка. Первый нарисовал он сам в возрасте семи лет. И изо­бразил на нем оленей, идущих к кормушке. Причем в то время видел этих животных лишь на картинках. И детская фантазия довольно достоверно передала сюжет, который сейчас можно созерцать в зоосаде колледжа. Комментируя такое совпадение, Малиновский не исключает того, что уже тогда, в послевоенном 49-м, у него подспудно жило в глубинах души стремление создать своеобразный уголок природы.

На втором рисунке дети из яслей-сада №97 Могилева по­сле экскурсии в зоосад с не меньшей любовью воспроизвели тему первого.

Конечно, можно соглашаться или не соглашаться с хозяином кабинета по поводу экстрасен­сорного значения того давне­го детского художественного творчества. Но пообщавшись с ♦ ним даже непродолжительное время, непременно утвердишься в убеждении, что Малиновский — человек увлеченный и целе­направленный. Соглашаясь с такой характеристикой, он сам признается:

— Это у меня от деда. В мо­лодости он, будучи выходцем из бедняцкой семьи, влюбился в девушку из зажиточных. Есте­ственно, ее родители были про­тив такого альянса. Тогда жених украл невесту, и они спрятались в одном из сел Бессарабии. Но родственники девушки нашли их и жестоко избили жениха. Однако дед не отступил от своих замыслов и вновь выкрал мою будущую бабку, с которой про­жил долгую и счастливую жизнь. А бабушка стала самым близким для меня человеком.

Вообще метаморфоз в жизни Георгия Малиновского происхо­дило множество. И сейчас стоит лишь удивляться какой-то цель­ности его поведения во время их возникновения. Рожденный в королевской Румынии в украин­ском селе, будучи по националь­ности украинцем, в совершен­стве владея румынским языком, изъясняясь еще на нескольких европейских, он считает себя кровным белорусом, поскольку становление его личности и вся трудовая жизнь проходила здесь. Проведя несколько лет в стенах школы-интерната, он в характере своем приобрел чувство коллективизма. Оценки школьного аттестата предвеща­ли ему сразу же дорогу в вуз. Но он неожиданно для всех по­ступил в училище механизации сельского хозяйства. И это как бы во многом предопределило его дальнейший профессиональ­ный путь: директорствует он в колледже уже 32 года.

Хотя после училища было не­мало событий, о которых сейчас Георгий Николаевич вспоминает с теплотой и благодарностью. Они многое дали для дальней­шей жизни. Научили не только профессионализму в деле, но и умению общаться с людьми, инициативности, добросовест­ности и стремлению постоянного совершенствования. Во время службы в армии парня, что на­зывается, заметили. Будучи в звании сержанта, он состоял в должности инструктора полит­отдела дивизии по комсомолу, хотя это офицерская должность, поскольку сразу показал себя как общественник и спортсмен. Уже после службы учась на за­очном отделении истфака тогда пединститута им. А.А.Кулешова, работал и пионервожатым, и учителем истории, и секретарем комитета комсомола в приго­родном совхозе, а потом там же — секретарем парткома.

— Совхоз большой, — вспо­минает Георгий Николаевич, — парторгу везде побывать надо, особенно в страдные поры. А транспорта нет. Вот прямо в помещении, вспомнив свое ме­ханизаторское прошлое, собрал за зиму мотоцикл. Попробовал выезжать — а он в дверной проем не лезет. Пришлось выбираться с техникой через окно. Зато по­том транспортных проблем не испытывал.

Был в биографии парторга и еще один эпизод, как говорят, сошедший ему с рук. Органи­зовал Малиновский экскурсию рабочих совхоза. Полный «га­зон», кузов которого был устлан соломой (автобуса не нашлось), передовиков повез в… Киево-Печерскую лавру. Это теперь езжай, куда хочешь, никто слова не скажет. А в то время легко бы «пришили» политическую близо­рукость: место-то выбрано хоть и историческое, но культовое. Од­нако пронесло. Видно, сказался авторитет парторга.

Именно он стал первопри­чиной того, что вскоре Мали­новский оказался слушателем Высшей партийной школы. И там произошло событие, которое могло кардинально повернуть судьбу Георгия. Во время встре­чи с работником посольства Ру­мынии, проходившей в ВПШ, он, великолепно владея румынским языком, побеседовал с диплома­том, задал несколько вопросов по политической обстановке. И вскоре получил приглашение в МИД республики, а там — пред­ложение в будущем дипломати­ческой карьеры. И, представьте, от него отказался.

— Ничуть не умаляю важности дипломатии, — объясняет Геор­гий Николаевич, — но эта работа никак не соотносилась с тем зарядом энергии и инициативы, который в то время «сидел» во мне. Поэтому по окончании уче­бы вернулся в Могилев. Здесь тоже намечалось несколько вариантов трудоустройства. Но пошел преподавать в тогдаш­нюю областную совпартшколу историю и философию: можно сказать, по своей основной педагогической специальности. Не могу утверждать, что об этом прямо мечтал. Привлекло то, что руководство школы пообе­щало сразу выделить квартиру в городе и свое обещание сдер­жало. Так что на этот раз после хождений по сельским съемным хатам с семьей обосновался в областном центре.

Как показали даль­нейшие события, не­долго продолжалась преподавательская деятельность Мали­новского. Хотя, сле­дует заметить, была она весьма успешной. Как вспомнил он, после, несколько десятилетий спустя, на одном из собраний к нему подошел вроде незна­комый человек и назвался его бывшим слушателем, лестно отозвавшись о методике его преподавания.

Активный, деятельный, мыс­лящий по-современному чело­век, естественно, был замечен партийными органами. Поэтому вскоре уже работал в райкоме партии, а спустя чуть больше полугода — в отделе науки и учебных заведений Могилев­ского обкома КПБ. Утверждая в должности инструктора, тогдаш­ний первый секретарь Виталий Прищепчик то ли в шутку, то ли всерьез заметил, что Георгий пришел сюда в самом благо­приятном и активном возрасте — Иисуса Христа: ему тогда было 33. Но посоветовал к асфальту не привыкать. Этому совету молодой инструктор старался следовать в дальнейшем. В ка­бинете не засиживался, всю образовательную систему области знал, как говорят, на зубок.

Когда в 87-м стало известно, что конкурс профессионального мастерства учащихся профтех­училищ стран СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) намечено через год провести на базе Могилевского СПТУ-1 им. К.П.Орловского, естественно, власти республики решили не ударить лицом в грязь, орга­низовать его так, чтобы чем-то удивить зарубежных гостей и участников. Аграрное училище нужно было готовить к новому уровню. А время поджимало. Потребовался сильный органи­затор, инициативный и деловой, чтобы и в учебном процессе, и во внешнем виде навести здесь должный порядок. И выбор пал на Малиновского.

— Кое-кто, считая должность директора училища после ин­структорской в обкоме боль­шим понижением, выражал сочувствие, — замечает Мали­новский. — Я же ни тогда, ни в дальнейшем переход в систему образования так не восприни­мал. И не потому, что начисто лишен амбиций. Вместе с не­дюжинной ответственностью по подготовке международного кон­курса профмастерства я получил самостоятельное дело, успех которого полностью зависел от тебя. А значит, есть возможности на практике проверить правиль­ность твоих мыслей, замыслов.

Правда, рассказывая о том времени, Георгий Николаевич замечает, что приходилось на­рушать кое-какие нормативы подготовки учащихся, за которые по головке бы не погладили: и преподаватели, и обучающиеся больше работали над благоу­стройством территории, учебных мастерских, чем учились. Зато конкурс прошел без сучка и без задоринки. Более того, учащийся СПТУ-1 первенствовал в одной из номинаций.

Подготовка к нему многое дала и директору. Он начал осу­ществлять в реальности модель подобного учебного заведения будущего. Сначала, как сам вы­разился, по форме. Это значит, по благоустройству городка ныне уже колледжа. По поддержанию на его территории порядка, ухоженности и обустроенности. И теперь с улыбкой вспоминает, что однажды, принимая одну из многочисленных иностранных делегаций, услышал от пожи­лой гостьи, когда она вышла из автобуса и увидела территорию колледжа, вопрос: «Что это? Пансионат или дом отдыха?..». Ее поразило благоустройство, чистота и порядок здесь.

— Уже три десятка лет на тер­ритории колледжа никто не ку­рит, — не без гордости замечает Георгий Николаевич. — А ведь и сам я курил много. Но потом как- то переломил себя. И объявил, как говорят военные, вверенную мне территорию свободной от табачного дыма. Сначала не­которые и преподаватели, и учащиеся легонько отнеслись к этому запрету. Доходить его серьезность стала тогда, когда ослушавшихся преподавателей наказал дисциплинарно, а пой­манные с сигаретой учащиеся вынуждены были в наказание пробегать по 25 кругов вокруг стадиона. Для внедрения здо­рового образа жизни. Кое с кем из самых упрямых приверженцев табака даже пришлось расстаться.

Но форма, то есть ухожен­ность и дисциплина, тогда имеет ценность, когда она наполнена соответствующим содержанием. Это тоже один из принципов Малиновского. В учебных про­граммах появилась подготовка не только механизаторов для сельскохозяйственного произ­водства, но и лесников, охото­ведов для лесного хозяйства, продавцов. А тут нужны не одни теоретические знания, но и практические навыки. Поэтому, бывая за границей, знакомясь с тем, как это организовано у них, директор старался перенимать все новое, заслуживающее внимания для того, чтобы учебный процесс приносил наибольшую отдачу. Как-то в бельгийском Льеже при посещении учебного заведения, готовящего егерей, ему показали скорее не зоосад, а своеобразный живой уголок, в котором содержалось несколько зверей. И когда Малиновский по­интересовался его назначением, оказалось, что он служит как бы учебной лабораторией для об­учающихся здесь.

Возвратился домой, а мысль завести нечто подобное у себя не давала покоя. Тем более что, если ранее приходилось всеми усилиями создавать авторитет колледжа, теперь уже явно ощущался обратный процесс: авторитет начал работать на колледж. Поэтому как-то по­делился задумкой с тогдашним губернатором области Михаилом Дражиным. Да речь завел не о каком-нибудь живом уголке, а о полновесном зоологическом саде не только для учебных целей, но и для массового посещения могилевчанами и гостями областного центра. И место присмотрел подходящее: рядом колледж, напротив, через бойкую дорогу, ведущую на Бо­бруйск, мемориальный комплекс «Буйничское поле». В общем, даже в теории задумка казалась перспективной.

Губернатору идея понрави­лась. На первых порах выделил определенную сумму денег. И на свой страх и риск без проектной документации Малиновский за­пустил стройку. По принципу: куй железо, пока горячо. Правда, вскоре натерпелся от контроли­рующих органов, которые три месяца искали «компру». Из-за этих проверок даже в больницу попал.

Но обошлось, удалось убе­дить в том, что все средства до копейки пошли в дело. А после того, как губернатором стал Борис Батура (его тоже немало пришлось убеждать), несколько по-иному перевели стрелки стройки — и заказчиком, и под­рядчиком выступил трест «Могилевводстрой». Вот с проектом то и дело возникали неувязки: Ма­линовский, который представлял этот комплекс и как популярный туристический объект, поэтому видел его в целом, то и дело предлагал в него дополнения. То переход пешеходный через каньон проложить, чтобы посети­тели могли наблюдать животных і вне вольеров. То пристань на Днепре обустроить, поскольку изначально закладывалась идея катания посетителей на тепло­ходе. То еще какое новшество придумает. И так территория зо­осада «доросла» до 160 гектаров.

А о том, как заполнялся зо­осад звериным «населением», разговор особый. Сначала точно по народной поговорке: с миру по нитке. Один из жителей Быховского района вырастил при­блудившегося лосенка, который оказался без матери, вероятно, погибшей от рук браконьеров. Его забрали в зоосад. Где-то на дороге автомобиль подбил молоденькую косулю — привезли тоже сюда, вылечили и любовно выходили. Заболевшую медве­дицу по кличке Варвара отдал цирк: ее тоже поставили на ноги. К слову, под настроение она впоследствии в своем вольере давала целые представления, приводя в восторг посетителей.

Вообще, интерес­ных «экспонатов» в зоосаде оказалось немало. Был кролик, получивший кличку Терминатор за непо­мерную наглость и отвагу. Он не боялся и гонял козлов, не смуща­ясь их рогов. Была волчица, так мирно уживавшаяся в вольере с кошкой, что та даже иногда укладывалась спать на нее. Все эти животные разными путями попадали в зоосад и становились своеобразными знаменитостями у его посетителей.

Задался целью Малиновский приобрести тигра — и вскоре полосатый король зверей с над­менной физиономией встречал настороженные взгляды людей. Конечно, без спонсорской по­мощи не обошлось: ее оказало ЗАО «Серволюкс». Поставлена цель завести зубров — и четверо исполинов из Беловежской Пущи появились в свободном выгуле, начали давать потомство. Кстати, там же свободно соседствовали с ними и лани, привезенные из Украины, благородные олени, косули. Подчас, когда они по­кидали вольеры, посетителям было непросто их понаблюдать. И потому возникла идея орга­низовать своеобразное сафари, не охотничье, а зрительское. Но тут никак нельзя было обойтись без поддержки свыше. Замысел включал строительство железной мини-дороги с курсирующим по ней маленьким стилизованным паровозиком, который можно было приобрести лишь за гра­ницей. Но, опять же, надо знать Малиновского. Его натура всегда заряжена на дело. И когда что-то не получается, это только под­стегивает на поиск иных путей осуществления планов.

За все время существова­ния зоосада не приходилось слышать, чтобы в нем какие-то животные пропадали из-за бо­лезней. И это результат не только хороших условий их содержания, но и прекрасного досмотра. Ведь он стал настоящей лабораторией для учащихся, выбравших «лес­ные» профессии. И кормление, и ветеринарную помощь, и уборку за братьями меньшими проводят они, одновременно изучая повадки, биологические особенности животных. Потому и чувствует себя здешнее зверье, что называется, как дома.

А сафари в зоосаде действу­ет. Будто сказочный паровозик с двумя открытыми вагонами курсирует по его территории, и во время поездки посетители могут прямо в нескольких метрах от железнодорожного полотна наблюдать животных, которые привыкли уже к такому людскому интересу.

Кстати, о том, что звери пре­красно обжили отведенную им территорию, свидетельствует и тот факт, что когда Президент нашей страны решил подарить своему таджикскому коллеге десять зубров на развод, то вы­брали именно здешних, зоосадовских. Дорога им предстояла дальняя, пять с половиной тысяч километров. Поэтому предпочте­ние отдали самым упитанным и здоровым.

Создается впечатление, что Георгий Николаевич никогда не испытывал недостатка, казалось, в самых «утопических» идеях. На­оборот, этот человек переполнен ими, заряжен на дело и ищет возможности осуществления задуманного. Причем стремится сделать не только для своего колледжа, но и для людей. По­этому в большинстве случаев и находит поддержку власти.В свое время появилась задумка создать при зоосаде музей рыб, — вспоминает Ма­линовский. — Не муляжи их посетителям демонстрировать, а настоящих, живых. А для этого нужен океанариум. Но не полу­чилось: грянул пресловутый эко­номический кризис, спонсорство стало накладным. Если бы не он — быть бы претворенной в жизнь и этой идее.

Хотя и нынче задумок у Геор­гия Николаевича более чем предостаточно. Вместо тепло­хода, который, предполагалось, будет курсировать по Днепру, нужно построить катер, могущий ходить по обмелевшей реке, где теплоходу нету хода. В замыслах и канатная дорога над террито­рией зоосада. Она нужна людям с ограниченными физическими возможностями. А в зимнее время — лыжникам, чтобы под­ниматься на гору. Хочет Мали­новский построить и постоянно действующую резиденцию Деда Мороза, чтобы «утереть нос Вискулям». Мероприятия в ней бу­дут проходить круглый год, а не только в новогодние праздники. Это все — для людей.

Но есть одна уже практически воплощенная идея и для людей, и для учащихся колледжа. Прямо возле учебных корпусов вос­создан кусок немецкой обороны 1944 года. С дотами, блиндажа­ми, землянками, ходами сообще­ния, техникой, укрывшейся в укреплениях. Казалось бы, зачем воссоздавать вражеское.

Так думали многие, когда мы взялись реставрировать вра­жеский дзот, — поясняет Георгий Николаевич. — Даже глупостью затею называли. Но ведь эти укрепления воссозданы именно там, где они находились 75 лет назад. И наглядно демонстри­руют, какие трудности пришлось преодолеть роте 20-летнего лей­тенанта Ивана Мельнова, чтобы выбить врага и освободить эту территорию. А заодно, закре­пившись на правом днепровском берегу, дать возможность другим подразделениям и частям Крас­ной армии успешно форсировать реку и продолжать дальнейшее наступление. Даже сложно пред­ставить, под каким ураганным огнем горстка смельчаков на са­модельных плотах смогла пере­правиться через полноводный, кипящий от взрывов снарядов Днепр и прорваться сюда. За этот подвиг Иван Мельнов был удостоен геройского звания, бойцы награждены орденами и медалями. Посмотрит моло­дой человек на то, какой ценой далась победа даже на таком маленьком клочке земли — и не потребуется никаких патриотиче­ского содержания лекций.

Воспитательный эффект и патриотический заряд, следует заметить, военная экспозиция несет еще и потому, что все здесь сделано руками самих учащихся колледжа: и рытье ходов сообщения, и устройство огневых позиций для вражеской техники. Но она, согласно планам директора, еще должна расши­риться. Внизу, ближе к Днепру у подножия высотки, подготовле­ны площадки для установления на них военной техники, которая находилась на вооружении Крас­ной армии той поры. Это тоже будет своеобразный музей под открытым небом. Два экспоната учащиеся уже сделали — в точ­ности воспроизвели знаменитую «катюшу» и ЗИС-5. Остальные экспонаты Малиновский на­деется приобрести с помощью военных. Чуть дальше (выкопал из истории) во время Северной войны находилась стоянка швед­ского короля Карла XII — не худо бы и ее воссоздать.

Тут же, рядом с военной экс­позицией, музей Константина Симонова. Как известно, писа­теля связывали с этим клочком земли воспоминания об обороне Могилева в начале Великой Отечественной. Впечатленный стойкостью и героизмом его защитников, впоследствии он писал, что именно здесь к нему пришла вера в конечную победу над врагом.

-..Казалось бы, в эти летние дни руководитель любого учеб­ного заведения, кроме школ, конечно, должен быть озабочен формированием обучаемого контингента на следующий учеб­ный год. Но Георгия Николаевича эта проблема волнует постоль- ку-поскольку. Колледж снискал себе такой авторитет, что одним из первых всегда рапортует о полном наборе. Желающих про­должить здесь учебу всегда в достатке. Директор же с целью сохранения коллектива препо­давателей то придумывает новые специальности для обучения, а то «подсмотрел» в одной из по­ездок в Данию новую форму его.

Там законодательством запре­щено работать в определенных сферах людям, не имеющим соответствующего профильного образования. Даже если человек имеет в ней огромный практиче­ский опыт. Оказалось, что и у нас есть такие профессии. Особенно в лесном хозяйстве. Предпен­сионного возраста лесники в третьем-четвертом поколении вынуждены покидать любимое дело из-за этого, подпадая под сокращение кадров. Чтобы та­кого не произошло, в колледже организовано их годичное, при­чем платное обучение. Таким образом и кадры сохраняются, и человек не лишается профессии, которой отдал десятилетия.

— Коллективом дорожу, — замечает Малиновский. — Он это мои единомышленники. Стараюсь сделать для него, что в силах. В свое время «выбил» строительство кооперативного многоэтажного дома. Сам бы не прочь построить в нем квартиру, но отказался: в первую очередь для работников колледжа. Как, кстати, и от дачного участка, по поводу чего получилась неболь­шая размолвка в семье. Даже когда заправляю личный авто­мобиль, всегда сохраняю чек: никто не сможет сказать, что, как сейчас модно определять, «превышаю свои должностные полномочия». Вот еще нужна колледжу современная высоко­механизированная мастерская, чтобы готовить кадры, отвеча­ющие требованиям времени. Мастерская старая есть, но это не тот уровень.

Наверное, вскоре будет и мастерская, если есть такой директор. А главное — человек, мыслями и устремлениями на­строенный на дело. У таких энергия не иссякает, несмотря на возраст.

У Георгия Николаевича много знаменитых однофамильцев. Среди них и мар­шалы, и генералы, и герои. Но завидо­вать ему не приходится. Отмече­ны наградами и его свершения: кавалер ордена Почета, медали «За трудовые заслуги», заслу­женный работник образования Республики Беларусь, почетный гражданин Могилева. Всех и не перечислить. Хотя не в них суть, а в делах, свершенных для людей.

Виктор КУБЕКА