Землянская, Т. Здесь всегда интересно : [100-летний юбилей клуба железнодорожников] / Татьяна Землянская // Могилевская правда. — 2019. — 19 декабря. — С. 14.
В нынешнем году могилевская железнодорожная культура отмечает вековой юбилей. До сих пор в Могилеве живут люди, которые, вспоминая свое довоенное детство, с теплотой говорят о клубе железнодорожников…
А начиналось все со строительства железной дороги в Могилеве. «Помимо выполнения чисто транспортных задач наши железные дороги, — вспоминал министр путей сообщения Э.Б.Кригер-Войновский в «Записках инженера», — играли немалую роль в повышении общей культуры населения, особенно при обслуживании более отдаленных и захолустных районов. Хорошая постановка на железных дорогах медицинской помощи, развитие школ (общеобразовательных для детей и разных специальных для служащих и рабочих), развитие библиотек-читален, народных домов с разными разумными развлечениями, зачастую древесных питомников и образцовых полей и огородов, — все это содействовало поднятию культурного уровня населения в районе железных дорог».
В Беларуси железные дороги начинают оказывать влияние на социальное, экономическое и культурное развитие только с середины XIX века. Высокий образовательный уровень, состоятельность железнодорожников белорусских губерний предусматривали интерес у этой категории народа к культуре.
Белорусский любительский театр берет начало где-то с 1905г. Его росту и развитию содействовали национальное движение и появление произведений национальной драматургии — пьес К.Каганца, Я.Купалы, Я.Коласа и др. В это время образуются повсеместно различные литературно-драматические кружки, культурно-просветительские организации и товарищества при клубах железнодорожных станций. Драматический театр железнодорожной станции Могилев, скорее всего, зародился в это же время.
Первые сведения о Могилевском железнодорожном клубе мне удалось обнаружить в документах из фондов музея истории РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги». Это фотографии с надписями и статьи из местных газет за 1919 год, где сообщается, что «15 июня 1919 года М.И.Калинин выступил с докладом о текущем моменте в железнодорожном клубе станции Могилев. Клуб был переполнен».
Располагался клуб в то время на воинской платформе (в настоящее время это место возле локомотивного депо Могилев) и представлял собой большой деревянный барак, построенный в 1915–1916 годах и приспособленный под клуб. Переоборудование произошло, скорее всего, после Октябрьской революции 1917 года, когда повсеместно создавались агитационные площадки, красные уголки и клубы. В железнодорожном клубе был тогда большой зрительный зал, сооружена сцена и две небольшие комнаты, в которых проводились репетиции хора народной песни, оркестра, драматического и танцевального кружков. Для обслуживания железнодорожников концертами из кружковцев была организована агитбригада под названием «Синяя блуза», которая выступала на рабочих вечерах, после собраний и конференций и в обеденные перерывы на предприятиях железнодорожного узла. Наибольшим интересом пользовалась «Живая газета», которая была более приспособлена к местным условиям для критики работы организаций, кооперативов и быта рабочих.
Ведущим коллективом клуба в то время был драматический кружок. Руководил им артист М.Державин, а одними из первых участников были: Э.Ю.Барковская, Н.В.Лещев, К.И.Луговцов, Н.П.Новиков, Л.А.Ходар. Первоначально самодеятельные артисты работали над одноактными спектаклями и выносили их на суд железнодорожников Могилевского узла. А с 1925 года драмкружок начинает выезжать со своими постановками на станции Гомель, Витебск, Орша, где пользуется большим успехом.
В 30-е годы железнодорожный клуб переехал в новое одноэтажное здание, которое находилось рядом с вокзалом станции Могилев. Вероятно, оно было построено в 1931 году специально для клуба, когда велось сооружение железной дороги Рославль—Могилев. В помещении расположились парткабинет, кинозал со сценой, фойе, радиоузел, комната для занятий кружков, одну комнату занимали профсоюзная и техническая библиотеки. Работники клуба организовывали вечера отдыха для железнодорожников, лекции, беседы, вечера танцев, а также в нем проводились торжественные узловые собрания, на которых участники художественной самодеятельности выступали с концертами.
Рост объема перевозок на железнодорожном транспорте вызвал увеличение количества работников всех служб узла, и железнодорожный клуб уже не отвечал новым требованиям того времени. Поэтому в 1940 году началось строительство кирпичного трехэтажного здания для клуба на ул. Первомайской, возле стадиона, тогда он назывался трек.
Великая Отечественная война прервала деятельность клуба. Во время оккупации Могилева деревянное здание клуба сгорело, а новое кирпичное пострадало от бомбежек. После освобождения города в кирпичном здании клуба были произведены небольшие восстановительные работы, и уже в ноябре 1944 года начали проводиться первые репетиции художественной самодеятельности. Отделка зрительного зала не была закончена, поэтому в фойе оборудовали сцену и поставили скамьи для зрителей. Здесь же, на первом этаже, были кабинет директора, кабинет технической информации, профсоюзная и техническая библиотеки, райпрофсож и комнаты для репетиций. Третий этаж отвели под общежитие, так как в городе после освобождения с жильем было туго. Первым послевоенным директором клуба был И.Д.Зуйко. Киномехаником возвратился работать А.И.Стибло, он начинал работать еще в деревянном здании клуба.
В 1944 году из Гомеля привезли первую киноустановку «Кальмансон — 25» и в импровизированном зрительном зале начали показывать кино. Драмкружок состоял в то время из 20 человек. Клубная деятельность в целом как до войны, так и в первые десятилетия после войны включала в себя демонстрацию кинофильмов, работу библиотеки, кружков художественной самодеятельности и спортивных.
В 1954 году здание клуба было реконструировано, и он стал называться Домом культуры железнодорожников. Шло время, изменялось название клуба, но все эти почти 80 лет он неизменно оставался любимым местом для отдыха железнодорожников и горожан. Все ласково его по-прежнему так и называют «наш клуб».
Сегодня клуб входит в состав культурно-спортивного центра Могилевского отделения Белорусской железной дороги. Он располагает зрительным залом на 300 человек, есть два класса для занятий хореографией и пять кружковых комнат, необходимое звуковое и световое оборудование, студия звукозаписи и музей истории отделения дороги.
Сейчас в клубе работают 25 различных клубных формирований, в которых занимаются свыше 500 человек. Ежегодно здесь проводится около 300 различных интересных мероприятий. Семь коллективов удостоены звания «народный» и «образцовый». Творческие коллективы и объединения клуба регулярно принимают участие в международных, республиканских, областных, районных и отраслевых фестивалях и конкурсах и нередко становятся их победителями.
Много было спето песен и сказано слов в этих стенах, много волнующих событий произошло. А за всем этим стоят работники клуба, бывшие и настоящие, их ум и талант.
Татьяна ЗЕМЛЯНСКАЯ,
старший хранитель фондов музея истории РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги».