Строительный «кариес»

Александров, Г. Строительный «кариес» : как покончить с долгостроем в Могилеве? / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2020. — 16 января. — С. 13. 

Как покончить с долгостроем в Могилеве?
Могилев с годами хорошеет, меняется в лучшую сторону — это отмечают все гости города. Но есть и пресловутая ложка дегтя — объекты, которые долгое время не достраиваются и, понятно, не красят облик областного центра.
Нет, жилищный долгострой, так называемые «проблемные дома», которые в установленный срок не были сданы в эксплуатацию, практически исчез после того, как глава государства поставил руководителям исполкомов задачу взять под личный контроль каждый жилой объект и завершить строительство «незавершенки» к концу 2019 года. Сегодня среди долгостроя нет ни одного многоквартирного жилого дома, но вот другие проблемные стройки, увы, не исчезли.
На исходе минувшего года Комитет госконтроля Могилевской области провел выборочное изучение принятых мер по обеспечению своевременного строительства государственных объектов в областном центре и установил, что на протяжении длительного времени (во многих случаях более 10 лет) не обеспечивается завершение строительства свыше 160 объектов различного назначения. А в их создание было вложено более 170 миллионов рублей государственных средств! В числе незавершенных строек гребной канал — там приходит в негодность и разрушается здание административно-бытового корпуса, футбольный манеж в районе улицы Якубовского — сегодня на месте предполагаемой строительной площадки образовалась роща деревьев. Между тем только на разработку проектно-сметной документации на возведение этого спортивного объекта, устройство подземного перехода по улице Якубовского потрачено свыше 760 тысяч рублей.
— На 1 ноября прошлого года в УКСе Могилева числился 141 объект-долгострой (на их строительство израсходовано 147,4 миллиона рублей), в гор­управлении коммунальных предприятий — 14 (5,1 млн. рублей), в областном УКСе — 8 (19,1 млн. рублей), в «Могилевзеленстрое» — 2 (211,8 тыс. рублей), в ЖРЭУ Октябрьского района — 1 (72,9 тыс. рублей), — привел данные начальник управления контроля за работой отраслей хозяйства КГК Могилевской области Дмитрий Захаров. — В числе долгостроя могилевского УКСа, к примеру, 54 объекта улично-дорожной сети, 10 зданий различного назначения и 4 сооружения. В числе объектов сверхнормативного строительства областного УКСа 4 объекта благоустройства, 4 объекта административного, спортивного, социального и жилищного назначения — их возведение было начато еще в 2008—2014 годах. Строительство объектов административно-хозяйственного назначения в «Могилевзеленстрое», ЖРЭУ Октябрьского района и дорожно-мостовом предприятии начато в 2000—2018 годах и также не завершено до сих пор.
Во многих случаях, отметил Дмитрий Захаров, заказчики и подрядчики при возведении таких объектов не осуществляли надлежащее завершение отдельных этапов (очередей) строительства, их последующее обслуживание, в результате они преждевременно приходили в негодность. Взять, в частности, такой объект, как пешеходный спуск от жилого района вдоль слаломной трассы по улице — во многих местах разрушены бордюры и плиточное покрытие, не завершены технические тротуары и другие элементы спуска. Никак не завершится реконструкция административно-производственного корпуса под общежитие на улице Профсоюзной с благоустройством прилегающей территории, там разрушается цокольная часть корпуса, входная группа в здание, заросло травой плиточное покрытие тротуаров. И примеров такой бесхозяйственности немало.
— Изучение ситуации с незавершенным строительством было проведено только в 7 организациях Могилева и только у них выявлено 160 недостроенных объектов различного типа — здания и инженерные сети, зоны многоквартирной и индивидуальной жилой застройки, улицы и дороги, прочие объекты инфраструктуры и благоустройства, — подчеркнул Дмитрий Захаров. — А в целом можно констатировать, что долгострои — огромная проблема, бич города. И без ее решения, на наш взгляд, просто невозможно навести порядок в строительстве и ЖКХ.
Конечно, ни один застройщик не заинтересован в простое стройки, техники, рабочих — это влечет за собой большие убытки. Чаще всего долгострой возникает из-за недостатка финансирования. Вместе с тем возникают вопросы: как же планировалось строительство объекта, насколько полно оно было обеспечено ресурсами? КГК пришло к выводам: основные причины сложившейся ситуации — в ненадлежащей организации комитетом по архитектуре облисполкома, горисполкомом возведения в Могилеве государственных объектов, в неэффективном планировании и распределении бюджетных средств, их постоянный дефицит, в недостаточной заинтересованности заказчиков в своевременном возведении государственных объектов и удешевлении стоимости их строительства.
— По большому счету, долгострои — следствие системных управленческих ошибок, — говорит Дмитрий Захаров. — И как показывает практика, если объект не построен хотя бы в течение 5-ти лет, в дальнейшем завершение его строительства крайне проблематично или практически невозможно. На многих объектах строительные работы явно произведены без должной оценки целесообразности их выполнения. Зачем, скажем, нужна пешеходная дорожка, которой спустя 2—3 года практически не видно из-за разросшейся на ней сорной растительности? Зачем положен бордюр, если спустя год он лежит на обочине и «просит», чтобы его стащили? Зачем вообще это строить, если не можем сохранить?
Ну, а в результате распыления финансов на долгострои снижается эффективность капитальных вложений, омертвляются материальные ресурсы, замедляется оборачиваемость средств, что способствует и усилению инфляционных процессов в экономике в целом. При существующих подходах к организации строительства государственных объектов, отметили в КГК, запущенном состоянии многих из них и ограниченности финансовых ресурсов перспективы возведения в Могилеве большинства объектов-долгостроев весьма неопределенны. В частности, для завершения строительства 53 из 160 изученных объектов незавершенного строительства, по которым у заказчиков есть соответствующие расчеты, требуется не менее 150 миллионов рублей — это в 5 раз больше годового финансирования строительства конкретных объектов инвестиционной программы Могилевской области (27—30 млн. рублей). За последние 3 года в областную инвестиционную программу, по данным КГК, включались лишь 4—6 объектов-долгостроев в Могилеве.
Словом, эффективность работы по сокращению сверхнормативного строительства оставляет желать лучшего: за 2016—2019 годы соответствующие мероприятия были выполнены лишь наполовину. Основная причина все та же — отсутствие достаточных финансовых средств у застройщиков.
— Проблема, конечно, непростая, — говорит Дмитрий Захаров, — но, к сожалению и должной заинтересованности в ее комплексном решении со стороны местных органов власти мы не видим. Если не обеспечивается надлежащая организация качественного завершения на возводимых объектах отдельных этапов (очередей) строительства, их последующего обслуживания, то куда смотрит, например, тот же УКС? Его коллектив должен радеть за каждый рубль потраченных государственных средств и бить во все колокола, если что-то идет не так! А он всю вину валит на бюджет, его дефицит!
По мнению КГК, для решения проблемы долгостроев важно создать четко работающую систему мониторинга за строящимися, законсервированными и не завершенными строительством объектами. Пока что, констатируют контролеры, в Могилеве нарушается даже Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». В частности, законом установлено, что в случае приостановления строительства на срок свыше 3 месяцев местные органы власти обязаны принять решение о  консервации возводимого за счет средств местного бюджета объекта незавершенного строительства. Однако, по сведениям КГК, в Могилеве нет ни одного законсервированного долгостроя. По той, очевидно, причине, что для этого нужно расторгать договор подряда, привлекать дополнительные средства для проведения консервации. К слову, закон также гласит, что если невозможно устранить причины консервации (к примеру, деньги на строительство так и не нашлись), «незавершенка» должна быть продана.
— В отношении некоторых объектов, правда, это требование не может быть выполнено, — отметил Дмитрий Захаров. — Нельзя, допустим, продать уличные объекты благоустройства. Значит, такая норма нуждается в корректировке. И в то же время никто из заказчиков не заявлял о том, что ее надо изменить. Выходит, она их устраивает? Вместе с тем в ряде случаев требование об обязательной продаже незавершенки логично и оправданно. Какая вот польза от того, что, скажем, недостроенное здание в переулке Коммунистическом, в 5-ти минутах от горисполкома, на протяжении уже почти 15-ти лет пустует, приходит в негодность, его периодически заселяют бомжи? Кому это выгодно? ЖРЭО Ленинского района — балансодержателю? УКСу — заказчику? Горисполкому — собственнику? Вряд ли. Но почему-то никто из руководителей этих организаций не проявил государственный подход.
Увы, и созданная в Могилевском облисполкоме комиссия по контролю за ходом выполнения региональных мероприятий по сокращению объемов сверхнормативного незавершенного строительства на 2016—2020 годы, констатировали контролеры, существенного влияния на сложившуюся в Могилеве ситуацию с долгостроями не оказывает. Строительный «кариес» по-прежнему вызывает нарекания горожан, портит имидж областного центра и власти.
Словом, считают в КГК, чтобы покончить с долгостроями, нужно выработать четкую систему, которая бы позволила как экономическими, так и административными методами стимулировать снижение объема «незавершенки». Конкретные предложения по этому поводу прозвучали на коллегии КГК Могилевской области с участием представителей органов власти, строителей и коммунальников. Опыт решения проблемы все-таки есть — сумели же общими усилиями свести практически на нет жилищный долгострой.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.