Март. Пора в музей

Строгина, С. Март. Пора в музей : [беседа с директором могилевского музея им. Бялыницкого-Бирули С. Строгиной] / Светлана Строгина ; беседовала Ирина Берестова // Днепровская неделя. — 2019. — 6 марта. — С. 5.

<p>6.03.2019</p>
<p>Март. Пора в музей</p>

Мы встретились с  директором самого весеннего могилевского музея им. Бялыницкого-Бирули — Светланой Строгиной.
— Светлана Викентьевна, поздравляем вас с наступающим 8 Марта и с днем рождения музея им. Бялыницкого-Бирули.  15 марта будет сорок лет, верно?
— Верно. Недавно мы нашли в архивах документ, подтверждающий эту дату.
— Когда узнала, что вы возглавили этот музей, подумала: надо же, как в точку! Признайтесь, счастливы воскрешать  дух этого старого особняка, принадлежавшего знаменитому художнику?
— Мне кажется, так угодно было свыше. Музей Масленикова был огромной частью моей жизни, там собрана прекрасная коллекция, которой можно гордиться. Но когда-то приходится принимать решение: оставаться на обжитом месте или начинать все с нуля. Особняк на Ленинской реконструировали, и мне повезло сразу с головой уйти в работу. Предстояло пройти все, начиная от выбора паркета и ламината до цвета стен. И это была новая планка: сделать все так, как понимаешь, учитывая камерность музея. Его особую энергетику, напитанную светом работ Витольда Каэтановича, музыкой и поэзией его творчества. У нас тут был свой ангел — замечательная Елена Матросова, дизайнер высокого класса, до этого работавшая  уже над восстановлением Мирского замка. Когда мы открыли своды нашего красивого здания, правильно продумали световой поток и положили чистый легкий цвет на вековые стены, живопись Бялыницкого-Бирули зазвучала совсем по-другому. Стала осязаемой тонкая энергетика дома, в котором принято было музицировать, читать стихи.
— Лично я влюблена в весенние пейзажи  художника.
— А вы найдите время и всмотритесь в этюды, написанные Витольдом Каэтановичем. Мне посетители иногда говорят, когда поднимаемся к ним на второй этаж: ну-у, зачем вы отдали этюдам столько места! Конечно, после первого зала, где представлены картины, признанные на мировом уровне,  этюдная живопись поначалу кажется чем-то малозначительным. Но это только поначалу, поверьте! Это почти законченные произведения. Бялыницкий-Бируля умел так подать серый цвет!  Вот у кого поистине было 50 оттенков серого!
— Странно, что он, зажиточный человек, не уехал отсюда, когда за границу подались многие его друзья и коллеги…
— Я  тоже много думала об этом. Может, он считал, что дома  его охраняет аура любви ушедших близких? Ведь нужно было не только выжить в то сложное время, но и не дать разрушить себя как личность. Да он уезжал в Архангельск, писал какие-то индустриальные пейзажи, но на втором плане всегда царила природа. А его архангельские работы? Маленькие старые церквушки, деревянные избы — и бесконечность пространства вокруг.
Кстати, он не был барином в полном смысле этого слова. С удовольствием пил чай с крестьянами на своей даче «Чайка»…
—Бялыницкий-Бируля умер в 1957 году, сравнительно недавно. Его жизнь прозрачна, в ней не существует тайн?
— Удивительно, но перед нами возникла загадка, связанная с его датой рождения. Сам он утверждал, что родился 31 января. Но все источники дают другую дату — 29 февраля. То же самое написано на его могиле на Новодевичьем кладбище в Москве — там 29 число. Я поинтересовалась у коллег из Третьяковской галереи, как такое могло случиться. Они ответили философски: наверное, это день его именин. Но в католических святцах один день Витольда, и он осенью.   Загадка, которую предстоит раскрыть!
Довольно мало сведений и о его отце. Известно лишь, что он учился в Могилевской мужской гимназии и слыл большим бузотером. Однажды во время имши в костеле вместе с друзьями стал петь польский гимн, за что его и исключили из престижного учебного заведения.
— Вы задумали музыкальный проект «Домашний концерт», и первый вечер  — фортепьянной музыки в исполнении Александра Музыкантова уже прошел. Но мест в зале всего 50.
— А у нас камерный музей и камерные концерты. И неслучайные гости в зале.  Когда наш небольшой зал заполняется людьми, музыкант прикасается к клавишам рояля и звучит музыка Чайковского или Наполеона Орды, сердце, поверьте, замирает. Все в этот момент сливается воедино — свет, идущий от картин, совершенная гармония звуков, энергетика  здания.
Беседовала  Ирина Берестова.

Чего ждать в музее этой весной?
С 6 марта — выставка  работ Валерия Плаксина в стиле «арт-поп-портрет». Автор представит современный взгляд на фигуры таких известных людей, как Сальвадор Дали и Мерилин Монро.
с 7 марта — выставка живописи и графики «Классика пейзажа» из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь. Вы сможете увидеть шедевры знаменитых художников жанра — Шишкина, Кончаловского, Айвазовского, Левитана и других.
15 марта — концерт Натальи Акининой ( меццо-сопрано) и Марины Ромейко (фортепиано). Вы услышите произведения Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Таривердиева.
18 мая  — «Хованки», увлекательный квест, в создании которого примут участие художники от мала до велика. Их цель — спрятать что-то в своих произведениях,  что посетителям придется найти.
С мая — летний фестивальный сезон под музыку симфонических оркестров на открытой площадке.