Сафронов, Н. Целостная картина мира : [беседа с российским художником Н. Сафроновым] / Никас Сафронов ; беседовал Павел Минченко // Рэспубліка. — 2020. — 8 лютага. — С. 21.
Никас САФРОНОВ всегда приезжает в Беларусь с восторгом и ожиданием чуда
Завтра в Могилевском областном художественном музее им. П.В. Масленикова открывается персональная выставка знаменитого российского художника Никаса Сафронова «Меняя реальности». В экспозиции — более 70 живописных и графических работ мастера, охватывающих почти 30-летний период: они созданы с 1990 по 2019 год. Причем различных жанров: пейзажи, натюрморты, портреты. Зрители смогут увидеть произведения из созданного им направления Dream Vision, опирающегося на классическую живопись с добавлением современных технологий. Накануне открытия выставки Никас Сафронов дал нам небольшое интервью.
— Учитывая, что выставка охватывает достаточно большой временной период, можно ли сказать, что это своего рода некое подведение итогов?
— Отчасти. Здесь, на выставке, представлены произведения на любой вкус. Ведь кто-то любит натюрморты, кто-то — пейзажи. Чтобы удовлетворить все запросы, сделал экспозицию разноплановой. Но самое важное — хочется, чтобы мои картины увидело как можно больше людей. Чтобы они радовались. Интересная штука: неискушенному зрителю мои картины порой нравятся больше, чем критикам.
И приятно, когда человек, выходя с выставки, говорит: мне понравилось. Здорово это. И вот такая оценка стоит гораздо больше любых гонораров. Я достаточно часто устраиваю выставки. Денег они не приносят вообще. Приятно, когда твои работы видят. А потом обсуждают их, восхищаются.
—С каким настроением приезжаете в Беларусь?
—С огромным уважением, любовью, восторгом, ожиданием какого-то чуда. Приятно, когда звонят помощники вашего Президента и говорят: Александр Григорьевич благодарен, что вы приезжаете в Беларусь. У меня много высоких уровней общения. Но вот этот для меня один из самых ценных. Я очень уважаю этого человека. Мы видим результат его трудов. Если бы не было Александра Лукашенко, не было бы того государства, что мы видим. Он рачительный хозяин. Как бы ни упрекали, считаю его одним из лучших лидеров на планете. Россия большая и живет в нищете.
В Беларуси нет таких ресурсов, как у нас, а живет достойно. Здесь сердце бьется ровно.
—Художник — это просто художник либо должен быть чем-то большим?
—Безусловно, должен. И в первую очередь, наверное, дипломатом. Мне, к примеру, приходилось достаточно часто разговаривать с главами различных государств. И говорить, что в народе отношение к той или иной стране гораздо лучше, чем это преподносят различные эксперты. Софи Лорен как-то попросила Франко, чтобы он восстановил королевскую власть в Испании. И он это сделал.
—А что вы хотели бы или могли бы сделать во взаимоотношениях Беларуси и России?
—Чтобы не было границ, чтобы были одни и те же ценности. Чтобы была общая цель. Все это вроде бы есть. Но белорусы обижены, что нефть продают в одни страны дешево, а вам — дорого. Считаю, что это неправильно. Надо сначала дать ближнему. А потом уже другим. Надо учитывать, что при другом раскладе здесь стояли бы бомбы или ракеты — практически под Москвой. Беларусь — это сдерживающий фактор. Не хочу вдаваться в политику. Но ваша страна — искренний друг, соратник. У нас одна история, одна война, одна Брестская крепость. Это надо учитывать. И вообще, мне кажется, что для того, чтобы сохранить Россию, надо беречь Беларусь.
—Как-то вы говорили, что планируете приобрести домик в белорусской деревне. Купили?
—Да нет. Все собираюсь. Надо определиться с местом для начала.
Но, знаете, как только приезжаю в Беларусь, желание стать владельцем местной недвижимости усиливается. Подумываю и том, чтобы открыть здесь свою галерею. В которой можно было бы выставлять свои новые работы, картины других художников. А весной, если ничего не изменится, хочу приехать к вам порисовать.
—Куда?
—Пока не знаю. Может быть, под Витебск, где когда-то жил Репин. А еще хочу писать простых белорусов — это очень красивые люди.
Павел МИНЧЕНКО