Близнюк, А. О чем поёт художник? : [19 Международный пленэр «Образ Родины в изобразительном искусстве»] / А. Близнюк // Днепровская неделя. — 2014. — 23 апреля. — С. 3.
Чтобы понять то, что хотел сказать своей картиной художник, лучше всего понаблюдать за его работой. Именно для этого корреспонденты нашей газеты отправились в мастерскую участников 19-го Международного пленэра по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве», который в эти дни проходит на Могилевщине. 27 художников из Беларуси, России, Израиля, Молдовы, Сербии, Армении, КНР приехали в наши края, чтобы познакомить со своим творчеством, поделиться своим представлением о прекрасном и напомнить нам в очередной раз о том, насколько красивы и уникальны те места, где мы живем.
Санаторий «Родник», в котором на две недели обосновались художники, оказался самым что ни на есть подходящим местом для творчества. Чистый воздух, лес, озеро и возможность уединения с природой — что еще нужно для вдохновения? За время работы пленэра художники уже успели побывать в Княжицах, где состоялось открытие памятной доски Павлу Масленикову, поработали в Подниколье.
Наших героев мы застали за завтраком. До этого многие уже успели «поколдовать» с кистью. По словам художника из Бобруйска Анатолия Концуба, некоторые участники начинают искать свое вдохновение уже с пяти часов утра. Правда, сегодня всех немного спугнул дождь…
— График пленэра очень плотный, и времени на работу отведено немного. Каждому из нас нужно написать по четыре картины. Кроме того, хотелось бы увезти какие-то эскизы с собой, — рассказывает Анатолий Концуб. — Но все же главное, ради чего мы все сюда приехали, — это общение, новые знакомства, интересный опыт. Ведь если никуда не выезжать, то можно отстать от времени — искусство постоянно движется вперед.
В мастерской уже вовсю кипит работа. Пьянящий запах краски заполнил все помещение. Через распахнутое окно настойчиво пробивается солнце. Друг напротив друга сидят минский художник Леонид Гомонов и художник из Армении Рубен Бабаян. Беседуют о чем-то негромко, а одновременно пишут свои пейзажи. И тот и другой решили изобразить природу деревни Солтановка. Но у каждого из них это получилось по-своему…
— Мне нравится белорусская природа! Зеленые леса, чистый воздух, голубые озера — это совсем другое пространство, — говорит Рубен. — Правда, здешняя погода для меня не совсем привычна. В Армении в это время уже жарко, а здесь нас встретили дожди…
Не всем нравится работать в общей мастерской. Могилевскую художницу Веру Юркову мы застали за работой в номере. Она призналась, что для творчества ей нужно уединение. В ее комнате приятно пахло масляной краской, на окошке — букетик свежих подснежников, на столе лежат открытые тюбики, кисточки разных размеров и разноцветная палитра… А на холсте — уже практически законченная Борисо-Глебская церковь, спрятанная за высокими деревьями. Вся картина как будто дышит весной… Что интересно, несмотря на то, что Вера Ивановна постоянно проживает в Могилеве, ей все равно удается всякий раз увидеть родные места по-новому.
В комнате по соседству с Верой Юрковой поселились гости из Сербии — Снежана Милошевич и Небойша Джуранович. Снежана и Небойша впервые в Могилеве, но уже успели со всеми сдружиться. Очень харизматичная и позитивная пара. Это можно увидеть и по их картинам. Снежана, например, в отличие от своих коллег, не стала писать архитектуру и природу Могилевщины, а взяла и создала… свой автопортрет! И не один!
— Да, я эгоистка, — смеется над собой художница. — У себя в Пожареваце я тоже организую пленэр, на который съезжаются художники из разных стран. В этом году он пройдет в июне, в нем примут участие коллеги из Беларуси, с которыми мы успели познакомиться здесь.
Витебского художника Владимира Напреенко мы встретили за работой над натюрмортом.
— Я очень люблю цветы! Вот эти, например, хочу подарить Снежане Милошевич. Очень светлый и приятный человек. Пригласила меня в По-жаревац на пленэр.
По словам Владимира Петровича, он очень любит цветную палитру, поэтому его работы всегда яркие, красочные и оптимистичные. Работает художник исключительно акварелью. Хотя акварель и более сложная по технике, чем масляная краска, зато она дает больше возможностей для творчества.
К следующей художнице, признаться честно, мы напросились в гости сами. Поскольку очень заинтриговали ее картины, которые мы нашли в Интернете. Светлана Гарбар приехала к нам из Великого Новгорода. Ее работы выставлялись по всему миру. Она известна также тем, что делает иллюстрации к книгам — как детским, так и взрослым, а еще создает театральные декорации и костюмы. Невысокая женщина в беретике и с потрясающей улыбкой, на которую я обратила внимание еще на торжественном открытии пленэра, была похожа на волшебницу. Хотелось узнать, какая она в жизни.
Как оказалось, первое впечатление не обмануло. Очень открытая и в то же время такая загадочная, Светлана напоминала героиню какой-то сказки. По словам художницы, больше всего ей нравится писать архитектуру.
— Дома — это вместилища человеческих судеб, скрывающих в себе много тайн. Люблю работать ночами, когда все уже спят, тебе никто не мешает, ты можешь подключиться к космосу и творить, — рассказывает Светлана. — Я увлекаюсь символикой и считаю, что творчество должно быть наполнено каким-то особым смыслом, должно заставлять человека задуматься.
По словам Светланы Гарбар, на пленэре царит по-настоящему творческая атмосфера. Причем выражается это не только на холстах. По вечерам проходят совместные «посиделки», на которых участники рассказывают о себе, о своих последних поездках, показывают книги со своими работами. А иногда и просто… поют! Например, накануне нашего приезда художники всю ночь исполняли национальные песни!
— Просто атмосфера здесь такая, располагающая, — улыбается Светлана Гарбар.