«ОМСК КАРБОН»: первый запуск и первый звоночек…

Тепляков, К. «Омск Карбон»: первый запуск и первый звоночек… : [интервью с заместителем председателя областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды К. Тепляковым] / Константин Тепляков ; беседовала Алеся Тиханкова // Вчерний Могилев. — 2019. — 23 января. — С. 4—5.  

Тема экологии все больше и больше волнует могилевчан и жителей пригорода. Тем более в преддверии открытия еще одного завода на промышленной площадке № 4 СЭЗ «Могилев» по производству технического углерода. Корреспонденты «Вечерки» задались целью узнать, какие претензии к предприятиям у экологов и кому придется отвечать за выброс в реку Дегтярка загрязненных вод, а также почему лапы собак в агрогородке Вейно были необычно грязными и как это связано с «Омск Карбон Могилев». Обо всем по порядку и подробно — в нашем интервью с заместителем председателя областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Константином ТЕПЛЯКОВЫМ.

Экологическая безопасность

— Как известно, в последние годы активное развитие получила промышленная площадка № 4 Свободной экономической зоны «Могилев» на южной окраине города в районе Гомельского шоссе, — рассказывает Константин Ильич. — С появлением новых предприятий увеличился объем выбросов в атмосферный воздух и в различные инстанции участились обращения граждан по этому поводу. Естественно, областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды держит руку на пульсе, и нами было принято решение о разработке программы мониторинга предприятий промпло-щадки № 4 СЭЗ «Могилев», которая включает контроль за источниками выбросов в атмосферный воздух, выпуском сточных ливневых вод, а также уровнем шума (его измеряет санитарная служба). Такая работа ведется со второго полугодия 2015 года согласно плану на полугодие, который согласовывается с областным центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья и филиалом ГУ «Могилевоблгидромет» — это те организации, которые имеют лаборатории аналитического контроля и отбирают пробы. Облкомитет природных ресурсов собственной лаборатории не имеет, но мы используем возможности могилевской лаборатории Республиканского центра аналитического контроля в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов (РЦАК).

Таким образом, сразу три лаборатории независимо друг от друга ежемесячно отбирают и проверяют пробы выбросов в атмосферный воздух со стационарных источников и сточных вод. Предприятия промплощадки № 4 — это ИООО «Кроноспан ОСБ», ИООО «ВМГ Индустри», ИООО «Мебелаин», ООО «Кронохем», ОАО «Могилевхимволокно», «СБИ Каучук», в скором времени добавится ИООО «Омск Карбон Могилев» — на особом контроле у экологов. Никого мы так не контролируем, как этот «куст». Результаты исследований проб имеются в свободном доступе в интернете: все желающие могут ознакомиться с результатами мониторинга этих предприятий за 2016, 2017 и 2018-й годы на сайте областного комитета природных ресурсов в разделе «Актуально» (Результаты контрольных мероприятий). Информация постоянно обновляется.

— СМИ передают, что в реку Дегтярка поступают грязные воды с предприятий промплощадки № 4. За нарушения даже возбуждено уголовное дело, но почему-то в отношении должностных лиц местного «Жилкомхоза». Так кто же спускает в реку загрязненные воды?

— Предприятия промплощадки № 4 свои сточные воды в окружающую среду не сбрасывают, а по договору передают в ливневую канализацию Могилевского УКП «Жилкомхоз», которое является собственником канализации и имеет очистные сооружения ливневых стоков. (Акцентирую внимание, что речь идет не о производственных водах, а о поверхностных стоках — это те воды, которые собираются на территории предприятий). «Жилкомхоз» должен обеспечить очистку сточных вод и их сброс в реку Дегтярка, поэтому мы предъявляем свои требования в первую очередь к «Жилкомхозу». В соответствии с проектной документацией, очистные сооружения «Жилкомхоза» рассчитаны на такие виды загрязнений, как БПК (биологическое потребление кислорода), взвешенные, нефтепродукты и pH (кислотность). Учитывая, что в эти очистные сооружения попадает в том числе поверхностная сточная вода с промышленных предприятий, в ней могут содержаться и специфические загрязнители, например, формальдегид, характерный для предприятий деревообработки. По результатам контроля мы стали выявлять превышения. В 2017-м году, согласно заявкам комитета, Могилевской лабораторией аналитического контроля ГУ РЦАК было выполнено 13 отборов проб воды и в 11 случаях установлено превышение допустимых концентраций по формальдегиду, ВПК и ХПК (химическое потребление кислорода). Размер штрафных санкций к «Жилкомхозу» и размер причиненного вреда составил 25 тысяч 644 рубля. В 2018-м выявили 9 фактов превышение допустимых концентраций по формальдегиду, БПК и ХПК (химическое потребление кислорода). Размер штрафных санкций к «Жилкомхозу» и размер причиненного вреда составил 25 тысяч 644 рубля. В 2018-м выявили 9 фактов превышения установленных нормативов (чаще всего по формальдегиду), сумма штрафных санкций составила порядка 29 тысяч рублей (штраф налагается как на юридическое лицо, так и на ответственные должностные лица). В ноябре 2018 года по итогам наших проверок прокуратура района возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц Могилевского «Жилкомхоза» за сброс в реку Дегтярка сточных вод с превышениями предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

— Если собственник очистных сооружений уже не первый год не справляется с очисткой сточных вод от промышленных предприятий, то какой же выход? Какие варианты?

— Не стоит думать, что никто ничего не предпринимает. В 2017-2018-м году мы провели ряд совещаний с руководителями и представителями администрации СЭЗ, промышленных предприятий, Могилевского райисполкома, центра гигиены и эпидемиологии, «Гидромета», «Горводоканала», где рассматривался вопрос: как же быть? Нами было рекомендовано привлечь компетентные (Научные организации для оценки водохозяйственного баланса этих предприятий-резидентов СЭЗ. Было предложено рассмотреть возможность вычленить участки территорий с наиболее загрязненными стоками и перенаправить эти воды в городскую хозфекальную канализацию и далее на городские очистные сооружения, если это посчитает возможным собственник этих сооружений — МГКУП «Горводоканал».

Могу сказать, что проведенные мероприятия возымели эффект: ИООО «Мебелаин» в прошедшем 2018 году уже не уличен в нарушениях условий сброса сточных вод. ИООО «Кроноспан ОСБ» — тоже. У него, к слову, изначально запроектирована аккумулирующая емкость для стоков на 6,5 тысяч м3 — это достаточно большой железобетонный резервуар, в который они могут сбрасывать поверхностный сток, пропускать через свои ливневые очистные сооружения, контролировать качество и только после этого сбрасывать «Жилкомхозу». А ИООО «ВМГ Индустри», которое больше других допускало нарушений по формальдегиду, по нашим данным, теперь прорабатывает вопрос о приеме их сточных вод городскими очистными сооружениями. Это достаточно серьезные сооружения, предназначенные для очистки вод от различных видов загрязнителей и, по нашему мнению, способны принять дополнительные загрязнения ливневого стока от «ВМГ Индустри». К тому же руководство ИООО «ВМГ Индустри» проинформировало нас о том, что они нашли варианты локальных очистных сооружений, рассматривают вопрос приобретения дополнительного оборудования для очистки своих поверхностных вод.

Еще раз хочу акцентировать внимание на некоторых высказываниях в СМИ о том, что промышленные предприятия неконтролируемо сбрасывают в реку токсичные отходы. Подчеркиваю, что это не воды с производства. Производственные сточные воды предприятиям сбрасывать в ливневую сеть запрещено.

— Есть ли понимание у экологов с руководством предприятий по природоохранным вопросам, требующим общего решения?

— Понимание есть. Конечно, нам хотелось бы, чтобы они более быстрыми темпами реализовывали свои водоохранные мероприятия. Но то, что нас слышат, это уже радует. Я вас уверяю, что предприятия понимают, что контроль осуществляется достаточно жесткий. Они это видят по тому же решению о возбуждении уголовного дела.

— Давайте теперь поговорим про «Омск Карбон Могилев» — завод по производству технического углерода, т.е. сажи. Его строили четыре года, на весну планируется ввод в эксплуатацию. Что же произошло 18 ноября, когда жители пригородного Вейно забили тревогу? Ходят слухи-страшилки про черный снег…

— Это был воскресный день. Дежурному сотруднику комитета природных ресурсов поступило десять звонков от жителей Вейно о том, что утром они обратили внимание на грязные подоконники, слой грязи на машинах, грязные следы лап собак после прогулки. На место выезжал наш дежурный (начальник отдела охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов), а также лаборатории «Гидромета», центра гигиены и эпидемиологии — они проверяют воздух населенного пункта и на границе санитарно-защитной зоны, а областная лаборатория Республиканского центра аналитического контроля Минприроды делает замеры на самом источнике выброса.

Сначала нужно пояснить, что в ноябре «Омск Карбон» проводил пробные пусконаладочные работы, чтобы получить первые образцы продукции. (У завода есть временное разрешение на выброс загрязняющих веществ. В начале 2018 года представители предприятия обратились к нам за получением комплексного природоохранного разрешения, но на том этапе это было преждевременно). В тот день, 18 ноября, на источнике выброса (трубах завода) было выявлено повышенное содержание твердых частиц. Но это еще нельзя назвать установленным фактом превышения норматива, так как, согласно Постановлению Минприроды от 18.07.2017 г. № 5-т «Об утверждении экологических норм и правил», превышение должно быть установлено два раза в течение 30 дней — только тогда признается факт нарушения и применяются санкции. Как только 20 ноября утром нам поступил протокол испытаний из лаборатории и мы увидели превышение установленного значения, естественно, сразу подали заявку на повторный отбор проб, но сделать это не представлялось возможным, т.к. завод в плановом порядке завершил намеченную ранее программу пусконаладочных работ (то есть остановил производство).

Могу сказать, что это необычная ситуация для нашего региона. У нас было собрано совещание с участие представителей Могилевской лаборатории аналитического контроля, центра гигиены и эпидемиологии, руководства ИООО «Омск Карбон Могилев». Они заявили, а впоследствии предоставили письмо, что с 20 ноября предприятие остановлено на проведение регламентных работ и подготовки объекта к вводу в эксплуатацию, которое намечено на март-апрель 2019 года. Также они заявили, что наработку образцов они уже закончили и планировали на той неделе произвести остановку оборудования. То, что они должны были остановиться, — это однозначно, потому что пусконаладочные работы предполагают временный запуск оборудования для испытаний. Причем эти работы предполагают какие-то колебания в выбросах. Но если бы лаборатория второй раз в течение 30 дней установила превышение в выбросах «Омск Карбона», были бы насчитаны соответствующие штрафные санкции.

Я думаю, ноябрьский случай на ИООО «Омск Карбон» — это первый звонок руководству предприятия о том, что у них что-то не так, что нужно делать какие-то поправки. Их просто никто не введет в эксплуатацию, если не будут обеспечиваться требования экологической безопасности, в том числе и по выбросам в атмосферу.

Но хочу добавить, что слухи в интернете про черный снег в Вейно преувеличены. Повторюсь, наш специалист выезжал туда и заснял видео, на котором видно, что лежит небольшое количество снега, но он беленький, и черного дыма из труб на тот момент тоже не было. Кроме того, результаты анализов лабораторий санслужбы и «Гидромета», которые отбирали пробы воздуха в населенных пунктах в тот день, превышений не обнаружили.

— У других резидентов СЭЗ «Могилев» промплощадки № 4 какие проблемы?

— Превышение было установлено только в одном случае в 2018-м году у «Мебелаин». Выбросы в атмосферный воздух твердых частиц от котельной превысили установленный норматив в 1,8 раза. Сумма административных штрафных санкций составила 416,5 рублей, размер причиненного вреда в данном случае был незначителен, составил менее 3 базовых величин, поэтому в соответствии с законодательством для возмещения не предъявлялся.

То, что за год мы выявили только одно нарушение, говорит о том, что предприятия в основном укладываются в те расчетные нормативы, которые легли в основу разрешения на выброс. Жесткие ли нормативы? Для каждого технологического производства существуют свои нормы выбросов загрязняющих веществ, но в любом случае они достаточно жесткие.

— Могилевчане жалуются на различные неприятные запахи в городе, идущие с южной стороны. Что это? Является ли это нарушением?

— Хочу сказать, что запахи комитет природных ресурсов не нормирует и не контролирует. Мы контролируем выбросы конкретных веществ. Вопросы нормирования запахов, по моему мнению, — дело будущего.

— Как вы относитесь к скоплению предприятий на площадке № 4, которая находится вблизи города Могилева и окружена небольшими населенными пунктами?

— Скажу, что в связи с таким количеством предприятий на промплощадке № 4 дополнительным требованием органов эпидсан-надзора была разработка проекта объединенной санитарно-защитной зоны, который учитывал бы выбросы всех предприятий на этой территории. Это значит, что предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ должны выдерживаться в радиусе санитарно-защитной зоны. И когда дается оценка возможности размещения нового предприятия на данной площадке, учитываются выбросы от всех заводов.

— Как выглядит экологическая ситуация в Могилеве и области на фоне других регионов страны?

— По 2018-му году пока не подведены итоги, поэтому назову по 2017-му. Так, по данным Минприроды, динамика выбросов в атмосферный воздух со стационарных источников составила:

Брестская область — 50,6 тысяч тонн

Витебская — 102,3 тысяч тонн

Гомельская — 105,6 тысяч тонн

Гродненская — 60,3 тысяч тонн

Минская — 68,6 тысяч тонн

Могилевская — 47,7 тысяч тонн.

Самый большой выброс в области приходится на «Кричевцементношифер» — 16 тысяч 564 тонн в год (это не фактический выброс, а максимально разрешенный по проекту) — и на «Белорусский цементный завод» (Костюковичи) — 8 тысяч 700 тонн.

Объем годового выброса в атмосферу в Могилеве — 4,7 тысяч тонн, из них около 2 тысяч приходится на ОАО «Могилевхимволокно» (при разрешенном объеме выбросов в 5 тысяч 800 тонн, для сравнения: в 80-90-х годах у этого предприятия было около 10 тысяч тонн выбросов).

Что касается «Омск Карбона», то производство технического углерода — это фактически высокотехнологичная переработка углеводородного сырья и получение твердых частиц. Представители завода заявляют, что их системы улавливания выбросов обеспечат более 99% улавливания твердых частиц. Мы так понимаем, что «Омск Карбону» просто невыгодно выбрасывать в воздух сажу, потому что это их продукция.

— Какие меры реагирования предусмотрены для загрязнителей окружающей среды? Возможно ли закрытие завода, если за ним тянется шлейф многочисленных нарушений природоохранного законодательства?

— Это штрафы, иски, претензии, уголовные дела. В законодательстве о контрольной деятельности предусмотрен и механизм приостановки работы предприятий, за нарушение природоохранного законодательства в том числе — до устранения причин, повлекших эти нарушения.

Что касается волнений местных жителей, вы же понимаете, что как только люди видят трубу и дым, они даже не размышляют на тему, что именно идет из трубы (может быть, даже не дым, а пар), а сразу начинают волноваться. Если бы у нас была кондитерская фабрика и в городе пахло конфетами, поверьте, все равно нашлись бы недовольные.

Я бы не стал говорить, что иностранным инвесторам у нас зеленая дорога, что все стараются для их комфортной работы и закрывают глаза на нарушения. Это не так. К ним предъявляются жесткие требования согласно законодательству, как и ко всем остальным. И Министерство природных ресурсов и его территориальные подразделения как никто другой стоят на страже окружающей среды и экологической безопасности граждан.

МЕЖДУ ТЕМ, ЖИТЕЛИ ПРИГОРОДА ОТНЮДЬ НЕ РАДЫ СОСЕДСТВУ С МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОПАСАЮТСЯ, ЧТО РАНО ИЛИ ПОЗДНО ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГАТИВНО СКАЖЕТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ. ЛЮДИ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ИХ МНЕНИЕ БЫЛО УСЛЫШАНО. К ПРОБЛЕМЕ ПОДКЛЮЧИЛИСЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ АКТИВИСТЫ, РАЗВЕРНУТА КАМПАНИЯ «ЗА ЗДОРОВЫЙ МОГИЛЕВ».

— Мы отправили обращения по поводу «Омск Карбона» в администрацию Президента Республики Беларусь, главному государственному санитарному врачу Могилевской области, в прокуратуру и другие органы с просьбой провести качественную экологическую экспертизу, устранить нарушения в фильтрационных и очистных системах завода, которые привели к высокой концентрации отходов производства в воздухе — превышение на источнике выброса было в 40 раз! — рассказывает лидер МГБОО «Отклик» Андрей БОДИЛЕВ. — Мы также настаиваем на объективном информировании населения об экологической ситуации в населенных пунктах, находящихся рядом с заводом по производству технического углерода. В обращениях, которые подписали 70 жителей Вейно и Новоселок, мы указываем на близость к заводу жилых домов поселка Вейно и сельхозугодий, на недостаточность зеленых насаждений. Сейчас идет сбор подписей, в том числе на petitions.by, под обращением, которое направим в Совмин и Палату представителей. Мы будем добиваться, чтобы нас услышали и было принято решение о перенесении завода.

Спрашивала Алеся ТИХАНКОВА.