Здоровье закладывается в детстве

Шуплецова, Ю. Здоровье закладывается в детстве : итоги первого года межведомственного проекта «Здоровый класс» подвели в Могилеве / Юлиана Шуплецова // Днепровская неделя. — 2019. — 12 июня. — С. 9.

Для реализации проекта в сентябре 2018-го был выбран 2 «А» класс Могилевской гимназии №4. В течение учеб­ного года к ребятам приходили медики и проводили различные мероприятия от мастер-классов по гигиене до конкурса рисунков на тему ЗОЖ. Ценность проекта заключается в том, что, начав­шись со второго класса, он бу­дет реализовываться до 11-го включительно и тематически «расти» вместе с детьми.

Итоговым мероприятием в рамках проекта стало посе­щение ребятами Могилевской детской поликлиники №4, где был организован осмотр вра­чами различных специализа­ций и консультации. О динами­ке состояния здоровья юных участников проекта рассказала заведующий педиатрическим отделением Могилевской дет­ской поликлиники №4, врач- педиатр Анна Бараночникова.

— По итогам осмотра дети, 11 мальчиков и 13 девочек, рас­пределены по группам здоро­вья, проведен анализ динами­ки распределения по группам здоровья в сравнении с сентя­брем 2018 года, рассказывает медик. Первую группу здоровья имеют почти 17% детей, втору более 62% (здоровые дети с небольшой степенью риска развития у них хронической па­тологии — авт.), третью (часто болеющие дети) — около 21%. Увы, за год снизилось количе­ство ребят, которых в сентябре мы относили к первой группе здоровья, с 7 до 4 человек. А среди девочек вырос процент с третьей группой здоровья. Та­кие результаты были нами ожи­даемы в связи с тем, что дети после медосмотра осенью были направлены к врачам-специалистам по профилю заболевания. Значимыми оказались резуль­таты обследования у врача-ортопеда-травматолога с прове­дением рентгенологического обследования позвоночника. Так, 7 детей имели заболевания ортопедического профиля, двое в связи с увеличением степе­ни сколиотической деформации позвоночника переведены из подготовительной группы в специальную медицинскую и соответственно отнесены к 3 группе здоровья. Радует то, что посто­янно освобожденных от занятий физической культурой по состо­янию здоровья за год не появи­лось, а из мальчишек 2 «А» никто не занимается в спецгруппе по физкультуре.

— А как обстоят дела с за­болеваниями, выявленными в ходе осмотров?

— Преобладают патологии органов опорно-двигательного аппарата и органов зрения. Так, сколиотическая осанка, сколи­оз 1—2 степени, асимметрия грудной клетки, развивающа­яся дисплазия тазобедренных суставов, плосковальгусная деформация стоп выявлены у 2 мальчиков и 7 девочек. Наруше­ние ритма сердца — у двух маль­чиков и одной девочки, хрониче­ский тонзиллит, гипертрофия небных миндалин — у 3 девочек, проблемы эндокринологическо­го профиля — у 2 мальчиков и у 6 человек — нарушение в работе органов зрения (три мальчика и три девочки).

— Во всем ли надо винить современные технологии, разбираясь в проблемах, воз­никающих с ухудшением зре­ния у школьников?

— После проведения про­верки остроты зрения в сен­тябре 2018 года 7 детей были направлены на консультацию к офтальмологу. По заключению специалиста в мае, ухудшения зрения у ребят не отмечалось. Здесь надо выразить благодар­ность педагогу класса Наталье Ковалевской, которая на про­тяжении учебного года уделяла особое внимание проведению зрительной гимнастики, правильному рассаживанию детей за учебными партами, двига­тельной активности во время перемен в школе. Безусловно, положительную роль сыграло и практически полное исключе­ние из режима школьного дня использование планшетов и мо­бильных телефонов.

— Одна современная про­блема тянет за собой другую. «Зависание» в телефонах и компьютерах ограничива­ет физическую активность детей…

— Весоростовые показа­тели оценивались по центильным таблицам (рост, вес, объ­емы головы и грудной клетки) и индексу Кетле (индекс массы тела). По итогам 3 девочки и 4 мальчика имели признаки из­быточного веса. Родителям девяти детей даны рекоменда­ции по пересмотру рационов питания и занятости в свобод­ное от занятий время с учетом увеличения физической актив­ности. На следующий учебный год мы запланировали и цикл занятий с учащимися по вопро­сам правильной организации рационального питания, фор­мированию полезных пищевых привычек.

— Как я поняла, наиболее остро сегодня среди детей стоит вопрос о профилактике нарушений осанки?

— Эта проблема в классе особенно касается девочек. А ведь девушке помимо здоровья как такового особенно важно иметь красивую осанку. Врач-ортопед нашей поликлиники Дмитрий Суворов посоветовал комплекс занятий ЛФК, который ребятам рекомендовано делать самостоятельно в летнее время дома, или же можно обратиться к нам в поликлинику. Не поме­шают эти простые упражнения и тем, кто не имеет никаких на­рушений осанки. Ведь многие из них являются составляющей любой утренней зарядки, кото­рая во все времена считалась лучшим началом дня перед полноценным завтраком. После летних каникул мы в очередной раз оценим усилия родителей и медработников. И конечно же начнем новый учебный год, уже в 3 «А», в рамках проекта «Здо­ровый класс».

 Беседовала Юлиана ШУПЛЕЦОВА.