Александров, Г. Шахматный ренессанс : [Могилевская областная СДЮШОР по шахматам и шашкам] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2019. — 18 июля. — С. 13.
Факт: в Могилеве растет число юных шахматистов.
В областную СДЮШОР по шахматам и шашкам родители ведут детей едва не чаще, чем в футбольную школу. С недавних пор, гордо сказали в школьной администрации, ребятишек туда принимают чуть не по конкурсу. Потому как тренеров на всех желающих, увы, не хватает.
А ведь еще совсем недавно шахматам предрекали скорый закат. Если в советские времена эта игра была одним из массовых увлечений населения страны (в том числе и потому, что шахматный спорт основательно поддерживался государством), то после распада Союза былой интерес к ней, казалось, сошел на нет. Ведь появилось множество других развлечений, скрашивающих досуг: многоканальный телевизор, компьютерные «стрелялки» и прочие «стратегии», вездесущий интернет… И вдруг древняя игра снова в тренде?
Захожу в один из кабинетов СДЮШОР — шахматные столы, доски с аккуратно расставленными фигурами, часы, демонстрационная «панель» на стене — все вроде как обычно. Юные интеллектуалы под руководством тренеров постигают тонкости дебютов, миттельшпилей и эндшпилей. Компьютерные войны интереснее? Да, в шахматную школу 8-летнего Влада привели родители. Но ему здесь вполне комфортно: интересно решать задачи, нравится играть, а еще больше выигрывать как у сверстников, так и у ребят постарше — появляется азарт. В игре с бездушным компьютером эмоций куда меньше! В будущем Влад станет чемпионом? Нет, об этом он пока не задумывался. А вот «звездочка» Могилевской шахматной школы Ольга Баделько в свои девять годков мечтала стать гроссмейстером. И спустя 8 лет стала им! Как сообщил завуч СДЮШОР Вадим Алексеев, на днях пришло официальное письмо ФИДЕ о присвоении Ольге звания женского международного гроссмейстера. По словам тренеров, чтобы получить гроссмейстерское звание, даже самым талантливым вундеркиндам требуется 8—10 лет упорной работы. К слову, в истории Могилевских шахмат, рассказывали мне, два международных — Алексей Федоров и Сергей Каспаров, и оба они окончили в свое время областную СДЮШОР. Но не все знают, что в когорту знаменитых шахматистов вошел еще один выходец из Могилева — Лев Полугаевский, международный гроссмейстер, один из сильнейших в мире шахматных аналитиков, победитель в составе сборной СССР 7 шахматных Олимпиад, 8 чемпионатов Европы и чемпионата мира. Понятно, почему в советские времена шахматы были очень популярны? Ну да, победы в чемпионатах поднимали престиж страны, политическое противостояние СССР — США было острым и в шахматных баталиях. Вспомним Владимира Высоцкого: «… и хваленый пресловутый Фишер тут же согласился на ничью».
А в последние годы в мировую шахматную элиту ворвались китайские игроки. Гроссмейстер из Поднебесной Дин Лижень входит в тройку сильнейших по рейтингу шахматистов мира, а китаянка Цзюй Вэньцзюнь и вовсе чемпионка мира среди женщин. Думаете, случайно? Конечно, можно говорить, что в Китае в силу огромнейшей армии шахматистов сумасшедшая конкуренция: если ты не гроссмейстер, то тебе на национальном первенстве вообще нечего «ловить». Но, между прочим, шахматные кружки в Поднебесной работают во многих детских садах, а в общеобразовательных школах шахматы включены в обязательную программу. Это ж не просто так, учитывая, что в Китае есть и свои «шахматы» — сянци и го?
Не «сегодня» и не «вчера» было известно, что дети, занимающиеся шахматами, гораздо лучше учатся, однако особого стремления идти в шахматную школу у ребятишек еще 5 лет назад не наблюдалось, несмотря на всю популяризацию замечательной игры.
— Ольга Баделько попала к нам, можно сказать, случайно, — вспоминал Вадим Алексеев. — Шкшьная учительница обратила внимание на ее хорошие математические способности, логическое мышление и посоветовала родителям отдать девочку в шахматную спортшколу. И девочке игра понравилась, и тренерам повезло получить перспективную ученицу, у которой есть необходимые для высоких достижений качества: одаренность и бойцовский характер, целеустремленность и работоспособность.
И все-таки что значат деревянная доска и фигурки в эпоху электронных гаджетов? Тем паче, что компьютеры обыгрывают даже чемпионов мира! Победа компьютера Deep Blue в матче с Гарри Каспаровым на исходе прошлого века действительно пошатнула авторитет шахмат, но ведь программу в электронную машину загружает человек — современные шахматы совершенствуются, считай, 250 лет, создано бессчетное число дебютных вариантов, этюдов и прочих разработок. Теоретически это значит, что если в компьютер не заложены новые варианты развития игры, то у человека за счет нестандартной логики появляется шанс одержать победу. «Но компьютер использует любую оплошность человека, у «железной» машины нет нервов, она, пересчитывая все заложенные в программу варианты, никогда не устает и не ошибается, — заметил Вадим Алексеев. — Поэтому победить суперкомпьютер практически невозможно. Однако человек не может обогнать и паровоз или катер — это ж не значит, что надо отменять соревнования по бегу или плаванию? Поэтому не стоит сравнивать игру людей и компьютера, а поскольку в игре есть определенные критерии, игроки за определенное время должны завершить партию, то конечно же шахматы — это умственный спорт».
Что деревянные фигурки могут противопоставить виртуальным «танчикам?» Интеллектуальную составляющую! Именно шахматы, оказалось, самое то для мозгового тренинга людей, занимающихся наукой, бизнесом. Потому как эта игра, по сути, — модель конфликтной ситуации: чтобы поставить мат королю, надо решить сложную математическую задачу, число решений которой стремится к бесконечности. То же самое на коммерческом и финансовом рынках: там тоже — правила, множество различных факторов, и нужно просчитывать варианты, чтобы сделать правильный выбор. Неверный ход? Что ж, потери и поражения, как правило, неизбежны на пути к успеху. «И в жизни, и в шахматах важно уметь планировать, — подчеркнул Вадим Алексеев. — Как говорил один известный шахматист, лучше иметь плохой план, чем никакого». Как ни парадоксально, компьютер не только не «убил шахматы», а сделал их еще более привлекательными, поскольку резко омолодил этот спорт. Благодаря компьютерной системе подготовки (игроки загружают в свои базы данных дебютные картотеки и банки партий, а тренеры подбирают материалы для учебных занятий) шахматисту нынче не надо готовиться десятилетиями, чтобы выйти на элитный уровень. Современные чемпионы мира — молодые люди, действующий чемпион планеты норвежец Магнус Карлсен стал обладателем шахматной короны в 22 года. Самые талантливые юные игроки нынче ходят в гроссмейстерах, еще не окончив школу. Наблюдать за шахматными баталиями ведущих мастеров тоже можно «не отходя от дивана» — по виртуальной сети. Да и могилевским шахматистам сыграть по интернету с достойными соперниками из Европы, Австралии, США просто в кайф.
А еще с «перезагрузкой» шахмат канул в Лету и стереотипный образ игрока как «ботаника в очках». Каждая партия требует напряженной работы мозга, которая отнимает много сил. «Однажды к нам в гости пришли борцы, решили сразиться в шахматы с ребятами, — улыбнулся Вадим Алексеев, — встали после игры с красными лицами, сидеть за доской, сказали, тяжелее, чем тренироваться в спортзале». А какое здоровье надо иметь, если играть на турнире 4—7 часов? Так что большинство шахматистов укрепляют тело и дух в тренажерных запах, бегают кроссы. Сергей Каспаров, к примеру, к тому же увлекается велосипедом, Ольга Баделько — разрядница по плаванию. На исход шахматной встречи влияет не только мастерство — даже имея выигрышное положение, игрок может «зевнуть» фигуру только потому, что накануне плохо спал. Поэтому тренеры берут в шахматисты…
—… Способных детей с 6 лет, — рассказывает Вадим Алексеев. — Что принимаем во внимание? Прежде всего у ребенка должен быть интерес, желание играть в шахматы. Если он еще не умеет играть, в ходе собеседования просим расставить фигуры, объясняем, как они ходят, смотрим, как малыш усваивает элементарные правила и действия. Насколько ему это интересно? Однозначно, нетерпеливые, с рассеянным вниманием люди не смогут добиться больших результатов в шахматах.
К слову, шахматистов в Могилеве начали целенаправленно обучать с 1967 года, когда по инициативе директора областной спортшколы Феликса Петруши (кандидата в мастера спорта по шахматам) было создано шахматное отделение. Многое сделал для его развития тренер Леонид Шульговский, у которого учились гроссмейстер Алексей Федоров, международные мастера Петр Корзубов, Вадим Алексеев. Отделение переросло в спортивную школу, за успехи в подготовке шахматистов в 1999 году (ровно 20 лет назад! ) ей был присвоен статус специализированной олимпийского резерва. Самый именитый из ее выпускников, конечно, Алексей Федоров — он побеждал таких выдающихся шахматистов, как участники финальных матчей за звание чемпионов мира Виктор Корчной и Борис Гельфанд. Наивысшее достижение Могилевского гроссмейстера — 14 место в мировом рейтинге 100 лучших шахматистов. А в последние годы в Могилеве вновь заговорили о шахматном ренессансе. В 2014 году команда МОСДЮШОР по шахматам и шашкам в составе Арсения Котова, Алексея Крамича, Станислава Артемова, Дениса Пилипенко, Ольги Баделько и Анны Старовойтовой под руководством старшего тренера Александра Столярова стала (спустя 39 лет!) первой на республиканской спартакиаде ДЮСШ по шахматам, опередив столичных игроков из Республиканского центра олимпийской подготовки. После этого юные Могилевские шахматисты постоянно в числе чемпионов и призеров как спартакиад ДЮСШ, так и спартакиад школьников, Олимпийских дней молодежи Беларуси. Пришли и международные успехи: чемпионами Европы в своих возрастных категориях становились Арсений Котов и Ольга Баделько. Сегодня в состав национальный сборной Беларуси основного и резервных составов входят шестеро шахматистов из Могилева и Бобруйска, где работает филиал МОСДЮШОР.
Больше внимания развитию шахматного спорта стали уделять и местные власти, отметил директор школы и председатель областной федерации шахмат Валерий Богданов, в частности, МОСДЮШОР обзавелась дополнительными помещениями для тренировок и соревнований, в том числе и игровым залом, где уже прошло несколько международных детско-юношеских турниров. Во многом благодаря стараниям федерации организован и шахматный всеобуч — в качестве факультативных занятий этой игре обучают в 80 школах области.
Гроссмейстерами, конечно, станут не все, но работа над шахматными задачами тренирует мозг точно так же, как упражнение на тренажерах — тело. Во всех развитых странах главный запрос — на интеллектуальную молодежь. Значит, надо помогать ей стать такой.
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.