Шахматный ренессанс

Александров, Г. Шахматный ренессанс : [Могилевская областная СДЮШОР по шахматам и шашкам] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2019. — 18 июля. — С. 13. 

Факт: в Могилеве растет число юных шахматистов.

В областную СДЮШОР по шахматам и шашкам родители ведут детей едва не чаще, чем в футбольную школу. С недавних пор, гордо сказали в школьной администрации, ребятишек туда принимают чуть не по конкурсу. Потому как тренеров на всех желающих, увы, не хватает.

А ведь еще совсем недав­но шахматам предрекали скорый закат. Если в советские времена эта игра была одним из массовых увлечений населения страны (в том числе и потому, что шахматный спорт основа­тельно поддерживался государ­ством), то после распада Союза былой интерес к ней, казалось, сошел на нет. Ведь появилось множество других развлечений, скрашивающих досуг: многока­нальный телевизор, компьютер­ные «стрелялки» и прочие «стра­тегии», вездесущий интернет… И вдруг древняя игра снова в тренде?

Захожу в один из кабинетов СДЮШОР — шахматные столы, доски с аккуратно расставлен­ными фигурами, часы, демон­страционная «панель» на стене — все вроде как обычно. Юные интеллектуалы под руковод­ством тренеров постигают тон­кости дебютов, миттельшпилей и эндшпилей. Компьютерные войны интереснее? Да, в шах­матную школу 8-летнего Влада привели родители. Но ему здесь вполне комфортно: интересно решать задачи, нравится играть, а еще больше выигрывать как у сверстников, так и у ребят по­старше — появляется азарт. В игре с бездушным компьютером эмоций куда меньше! В будущем Влад станет чемпионом? Нет, об этом он пока не задумывался. А вот «звездочка» Могилевской шахматной школы Ольга Баделько в свои девять годков мечтала стать гроссмейстером. И спустя 8 лет стала им! Как сообщил за­вуч СДЮШОР Вадим Алексеев, на днях пришло официальное письмо ФИДЕ о присвоении Ольге звания женского междуна­родного гроссмейстера. По сло­вам тренеров, чтобы получить гроссмейстерское звание, даже самым талантливым вундеркин­дам требуется 8—10 лет упор­ной работы. К слову, в истории Могилевских шахмат, расска­зывали мне, два международ­ных — Алексей Федоров и Сергей Каспаров, и оба они окончили в свое вре­мя областную СДЮШОР. Но не все знают, что в когорту зна­менитых шахматистов вошел еще один выходец из Могилева — Лев Полугаевский, междуна­родный гроссмейстер, один из сильнейших в мире шахматных аналитиков, победитель в соста­ве сборной СССР 7 шахматных Олимпиад, 8 чемпионатов Евро­пы и чемпионата мира. Понят­но, почему в советские времена шахматы были очень популяр­ны? Ну да, победы в чемпиона­тах поднимали престиж страны, политическое противостояние СССР — США было острым и в шахматных баталиях. Вспомним Владимира Высоцкого: «… и хва­леный пресловутый Фишер тут же согласился на ничью».

А в последние годы в миро­вую шахматную элиту ворвались китайские игроки. Гроссмейстер из Поднебесной Дин Лижень входит в тройку сильнейших по рейтингу шахматистов мира, а китаянка Цзюй Вэньцзюнь и вовсе чемпионка мира среди женщин. Думаете, случайно? Конечно, можно говорить, что в Китае в силу огромнейшей ар­мии шахматистов сумасшедшая конкуренция: если ты не гросс­мейстер, то тебе на националь­ном первенстве вообще нечего «ловить». Но, между прочим, шахматные кружки в Поднебес­ной работают во многих детских садах, а в общеобразователь­ных школах шахматы включены в обязательную программу. Это ж не просто так, учитывая, что в Китае есть и свои «шахматы» — сянци и го?

Не «сегодня» и не «вчера» было известно, что дети, занимающиеся шахматами, го­раздо лучше учатся, однако осо­бого стремления идти в шахмат­ную школу у ребятишек еще 5 лет назад не наблюдалось, несмотря на всю популяризацию замеча­тельной игры.

— Ольга Баделько попала к нам, можно сказать, случайно, — вспоминал Вадим Алексеев. — Шкшьная учительница об­ратила внимание на ее хорошие математические способности, логическое мышление и посо­ветовала родителям отдать де­вочку в шахматную спортшколу. И девочке игра понравилась, и тренерам повезло получить пер­спективную ученицу, у которой есть необходимые для высоких достижений качества: одарен­ность и бойцовский характер, целеустремленность и работо­способность.

И все-таки что значат дере­вянная доска и фигурки в эпо­ху электронных гаджетов? Тем паче, что компьютеры обыгрыва­ют даже чемпионов мира! Побе­да компьютера Deep Blue в матче с Гарри Каспаровым на исходе прошлого века действительно пошатнула авторитет шахмат, но ведь программу в электронную машину загружает человек — со­временные шахматы совершен­ствуются, считай, 250 лет, созда­но бессчетное число дебютных вариантов, этюдов и прочих разработок. Теоретически это значит, что если в компьютер не заложены новые варианты раз­вития игры, то у человека за счет нестандартной логики появля­ется шанс одержать победу. «Но компьютер использует любую оплошность человека, у «желез­ной» машины нет нервов, она, пересчитывая все заложенные в программу варианты, никогда не устает и не ошибается, — заме­тил Вадим Алексеев. — Поэтому победить суперкомпьютер прак­тически невозможно. Однако человек не может обогнать и паро­воз или катер — это ж не значит, что надо отменять соревнования по бегу или плаванию? Поэтому не стоит сравнивать игру людей и компьютера, а поскольку в игре есть определенные критерии, игроки за определенное время должны завершить партию, то конечно же шахматы — это ум­ственный спорт».

Что деревянные фигурки могут противопоставить виртуальным «танчикам?» Ин­теллектуальную составляющую! Именно шахматы, оказалось, са­мое то для мозгового тренинга людей, занимающихся наукой, бизнесом. Потому как эта игра, по сути, — модель конфликтной ситуации: чтобы поставить мат королю, надо решить сложную математическую задачу, число решений которой стремится к бесконечности. То же самое на коммерческом и финансовом рынках: там тоже — правила, множество различных факторов, и нужно просчитывать варианты, чтобы сделать правильный вы­бор. Неверный ход? Что ж, по­тери и поражения, как правило, неизбежны на пути к успеху. «И в жизни, и в шахматах важно уметь планировать, — подчеркнул Ва­дим Алексеев. — Как говорил один известный шахматист, луч­ше иметь плохой план, чем ни­какого». Как ни парадоксально, компьютер не только не «убил шахматы», а сделал их еще более привлекательными, поскольку резко омолодил этот спорт. Бла­годаря компьютерной системе подготовки (игроки загружают в свои базы данных дебютные картотеки и банки партий, а тре­неры подбирают материалы для учебных занятий) шахматисту нынче не надо готовиться деся­тилетиями, чтобы выйти на элит­ный уровень. Современные чем­пионы мира — молодые люди, действующий чемпион планеты норвежец Магнус Карлсен стал обладателем шахматной коро­ны в 22 года. Самые талантли­вые юные игроки нынче ходят в гроссмейстерах, еще не окончив школу. Наблюдать за шахматны­ми баталиями ведущих масте­ров тоже можно «не отходя от дивана» — по виртуальной сети. Да и могилевским шахматистам сыграть по интернету с достой­ными соперниками из Европы, Австралии, США просто в кайф.

А еще с «перезагрузкой» шах­мат канул в Лету и стереотипный образ игрока как «ботаника в очках». Каждая партия требу­ет напряженной работы мозга, которая отнимает много сил. «Однажды к нам в гости пришли борцы, решили сразиться в шах­маты с ребятами, — улыбнулся Вадим Алексеев, — встали после игры с красными лицами, сидеть за доской, сказали, тяжелее, чем тренироваться в спортзале». А какое здоровье надо иметь, если играть на турнире 4—7 часов? Так что большинство шахмати­стов укрепляют тело и дух в тре­нажерных запах, бегают кроссы. Сергей Каспаров, к примеру, к тому же увлекается велоси­педом, Ольга Баделько — раз­рядница по плаванию. На исход шахматной встречи влияет не только мастерство — даже имея выигрышное положение, игрок может «зевнуть» фигуру толь­ко потому, что накануне плохо спал. Поэтому тренеры берут в шахматисты…

—… Способных детей с 6 лет, — рассказывает Вадим Алек­сеев. — Что принимаем во вни­мание? Прежде всего у ребенка должен быть интерес, желание играть в шахматы. Если он еще не умеет играть, в ходе собесе­дования просим расставить фи­гуры, объясняем, как они ходят, смотрим, как малыш усваивает элементарные правила и дей­ствия. Насколько ему это инте­ресно? Однозначно, нетерпели­вые, с рассеянным вниманием люди не смогут добиться боль­ших результатов в шахматах.

К слову, шахматистов в Мо­гилеве начали целена­правленно обучать с 1967 года, когда по инициативе директора областной спортшколы Фелик­са Петруши (кандидата в масте­ра спорта по шахматам) было создано шахматное отделение. Многое сделал для его развития тренер Леонид Шульговский, у которого учились гроссмейстер Алексей Федоров, междуна­родные мастера Петр Корзубов, Вадим Алексеев. Отделение переросло в спортивную школу, за успехи в подготовке шахмати­стов в 1999 году (ровно 20 лет на­зад! ) ей был присвоен статус спе­циализированной олимпийского резерва. Самый именитый из ее выпускников, конечно, Алексей Федоров — он побеждал таких выдающихся шахматистов, как участники финальных матчей за звание чемпионов мира Виктор Корчной и Борис Гельфанд. Наи­высшее достижение Могилев­ского гроссмейстера — 14 место в мировом рейтинге 100 лучших шахматистов. А в последние годы в Могилеве вновь загово­рили о шахматном ренессансе. В 2014 году команда МОСДЮШОР по шахматам и шашкам в составе Арсения Котова, Алексея Крамича, Станислава Артемова, Дени­са Пилипенко, Ольги Баделько и Анны Старовойтовой под ру­ководством старшего тренера Александра Столярова стала (спустя 39 лет!) первой на респу­бликанской спартакиаде ДЮСШ по шахматам, опередив столич­ных игроков из Республиканского центра олимпийской подготовки. После этого юные Могилевские шахматисты постоянно в числе чемпионов и призеров как спар­такиад ДЮСШ, так и спартакиад школьников, Олимпийских дней молодежи Беларуси. Пришли и международные успехи: чемпи­онами Европы в своих возраст­ных категориях становились Ар­сений Котов и Ольга Баделько. Сегодня в состав национальный сборной Беларуси основного и резервных составов входят ше­стеро шахматистов из Могилева и Бобруйска, где работает фили­ал МОСДЮШОР.

Больше внимания развитию шахматного спорта стали уде­лять и местные власти, отметил директор школы и председатель областной федерации шахмат Валерий Богданов, в частности, МОСДЮШОР обзавелась допол­нительными помещениями для тренировок и соревнований, в том числе и игровым залом, где уже прошло несколько между­народных детско-юношеских турниров. Во многом благодаря стараниям федерации организо­ван и шахматный всеобуч — в ка­честве факультативных занятий этой игре обучают в 80 школах области.

Гроссмейстерами, конеч­но, станут не все, но работа над шахматными задачами трениру­ет мозг точно так же, как упраж­нение на тренажерах — тело. Во всех развитых странах главный запрос — на интеллектуальную молодежь. Значит, надо помо­гать ей стать такой.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.