Возродившийся из руин

Годун, А. Возродившийся из руин : [восстановление города после Великой Отечественной войны] / Александр Годун // Могилевская правда. — 2019. — 27 июня. — С. 13. 

Завтра мы будем праздновать 75-летие освобождения Могилева от немецко-фашистских захватчиков. Мы привыкли к новым широким проспектам, растущим буквально на глазах жилым новостройкам, уютным скверам и паркам, открывающимся современным торговым центрам и предприятиям. И сейчас по прошествии стольких лет даже сложно представить, что сразу после освобождения город был в руинах.

А те блага цивилиции, без которых мы себя сейчас практически не мыслим, — электричество, ото­пление, вода в доме, телефон, городской транспорт на асфальтированных улицах — были только в планах по его восста­новлению. В нашем архиве мы нашли множество документов за 1944—1945 гг., которые нагляд­но показывают тот огромный ущерб, что нанесли фашисты за годы оккупации, и с чего при­шлось начинать вернувшимся жителям города.

Значительная часть населе­ния была уничтожена или угнана на работы в Германию. Если до войны в Могилеве проживало 120 тысяч жителей, то на 1 июля 1944 г. — 8200 человек.

К началу войны в городе ра­ботало 56 предприятий. Из них: союзного подчинения — 3, ре­спубликанского — 21, местного — 6 и промкооперации — 26. На этих предприятиях было занято 17 тыс. рабочих. Большая часть предприятий за годы оккупации была разрушена, а оборудова­ние или уничтожено, или вы­везено в Германию. Полностью разрушены шелковая фабрика, завод № 459. На труболитейном заводе остались одни корпуса. На швейной фабрике им. Во­лодарского уцелели только два корпуса. Уничтожено все обору­дование кондитерской и шорной фабрик, на 80% — оборудование хлебных заводов. Мебельная фабрика, сушильный комбинат, мясокомбинат, пивоваренный и костеперерабатывающий заво­ды, промкомбинат уничтожены полностью. На металлокомби­нате, швейной артели «20 лет Октября», сапожной артели «Первого мая», артели «Красный металлист» остались одни сте­ны. Разграблен птицекомбинат. Из предприятий города уцелели только 3 — хлебозавод, лесоза­вод, молочный завод, которые работали с первого дня осво­бождения. Все остальные при­шлось или восстанавливать из руин, или строить заново.

До войны жилищно-комму­нальный фонд Могилева состав­лял 233700 кв. метров, или 1188 домов. 70% всего жилого фонда за годы войны было разрушено. Осталось всего 200 жилых до­мов и 80 зданий госучрежде­ний. Полностью было сожжено Луполово (заднепровская часть города) и поселок имени Чапа­ева. Снята и уничтожена систе­ма центрального отопления в городе. Из общего протяжения 55,5 км водопроводной сети осталось 50%. Приведена в не­годность система канализации. Из действовавших до войны 4-х бань осталась 1. Из 124 ма­газинов немцы уничтожили 70. Полностью разрушено электро­хозяйство города. Город остал­ся без связи — немцами была уничтожена городская станция телефонной связи.

Огромный урон был нанесен транспорт­ной системе города. Сожжен и разрушен железно­дорожный узел с его депо, ма­стерскими и подсобными зда­ниями. Осталась лишь половина железнодорожного вокзала. До войны городской транспорт на­считывал 46 автобусов, 409 гру­зовых машин и 105 легковых и успешно выполнял свои функ­ции. После освобождения его пришлось создавать заново.

Серьезный ущерб был нане­сен и культурно-образователь­ным учреждениям. До войны в Могилеве было 22 школы. Из них средних — 17, неполных средних — 3, начальных — 2. Уничтожено 12. Из 7 детских домов оста­лось только полуразрушенное здание одного. Все имущество разграблено и уничтожено. Де­тей старше 10 лет немцы вывез­ли в Германию. Из 4 городских библиотек осталось 2. Книжные фонды библиотек — 217 тыс. книг — почти все были уничто­жены. Было сожжено здание пе­дагогического института и раз­рушен его интернат, сожжено здание политпросветшколы, по­вреждено здание педучилища. Почти все оборудование учебных заведений разграблено и уничтожено.

К концу войны население города испытывало огромные трудности в получении меди­цинской помощи. Из 98 врачей, работавших до войны, осталось 16, из 650 человек среднего и младшего медперсонала — 65. Немецкие захватчики уничто­жили больницу, станцию скорой помощи, родильный дом, 5 ап­тек, 47 других лечебных заведе­ний, 22 детских сада, 7 яслей, дом ребенка, 4 дома отдыха и инвалидный дом.

Буквально с первого дня освобождения в городе началась восстанови­тельная работа. Ее организато­рами были горсовет, городской комитет КП(б)Б и хозяйственные организации города. В первую очередь было восстановлено 40 домоуправлений, которые взяли на себя обязанности по расчис­тке города, учету всего жилфон­да и устройству по квартирам населения, восстановлению во­допровода. Уже к концу 1944 года лесозавод давал электроэнер­гию городу, восстановлена го­родская баня и прачечная, нача­ла работать городская больница и поликлиника, городская теле­фонная станция на 100 номеров, 2 детских сада на 90 детей и дом ребенка на 70 детей, родители которых погибли. Восстанов­ленный железнодорожный узел был готов принять поезда. На все предприятия были назначены ру­ководители, которые приступили к их восстановлению.

В документах констатирует­ся, что все население Могиле­ва, в том числе и дети, активно работают по расчистке завалов, помогают строителям в восста­новлении объектов. Благодаря их усилиям, самоотверженности и энтузиазму удалось за крат­чайшее время сделать, казалось бы, невозможное — возродить из руин один из красивейших городов нашей республики, в котором мы живем, работаем и которым гордимся.

Александр ГОДУН, директор Госархива общественных объединений Могилевской области.