Секреты искусства папье-маше

Вострецова, Н. Секреты искусства папье-маше : [могилевская ремесленница Маргарита Васильева] / Наталья Вострецова // Веснік Магілёва. — 2019. — 31 июля. — С. 10.

На многочисленных ярмарках и выставках, которые прохо­дят в Могилеве и других городах Беларуси, встречаю уни­кальные изделия, которыми хочется украсить свой дом, или подарить их знакомым. Проходя мимо расписных ваз ручной работы, оригиналь­ных картин, выполненных техникой папье-маше, пыталась разгадать секреты мастерства местных ремесленников.

Декоративные предметы ин­терьера — легкие, привлекают внимание широкой цветовой па­литрой и необычными формами. Смогу ли сама когда-нибудь со­творить такое чудо или не хватит терпения и сноровки? Задавшись этим вопросом, обратилась к профессионалу, могилевской ре­месленнице Маргарите Василье­вой. Приветливая и очень талант­ливая женщина рассказала, что несколько лет официально состо­ит в команде ремесленников. Но творчеством занимается давно. У нее художественное образова­ние, поэтому вкуса и умения ей не занимать.

Погружение в таинство

Маргарита любезно пригласила меня в свою мастерскую, чтобы показать, как создаются вели­колепные вазы, картины, куклы. Приготовив заранее клей, кото­рый затем хранится в холодильни­ке, мастер детально рассказала, как нужно делать необходимую для лепки массу. Мягкую туалет­ную либо газетную бумагу необходимо порвать на мелкие кусоч­ки, сложить в глубокий сосуд и залить водой. Для создания нуж­ной консистенции Маргарита ис­пользует миксер. Чтобы сделать массу однородной, вымешивает ее руками, через сито сцеживая излишки воды. Затем добавля­ет к полученной массе клей ПВА (на один рулон бумаги — 300 г). Исходный материал хранит в хо­лодильнике нескольких дней. Но замораживать его нельзя. Мас­су лучше приготовить с клеем и клейстером. Когда используется только клей, сложно заниматься лепкой. А один только клейстер не делает изделие прочным. Иногда для того, чтобы увеличить проч­ность, мастер добавляет в массу очень мелкие древесные опилки.

Клейстер готовится гораздо проще. Нужно смешать муку с во­дой (1:3) и основательно переме­шать во избежание комков. Затем на огне, часто помешивая, дове­сти эту массу до кипения. Когда клейстер остынет, его можно по­ставить в холодильник, плотно за­вернув полиэтиленовой пленкой.

Когда материал для работы готов, самое время заняться из­готовлением каркаса. Используя в качестве подручных средств мягкие материалы, она создает нужную форму для будущего из­делия. Технику выполнения этой работы она разработала сама и считает ее уникальной. На созда­ние вазы средних размеров ухо­дит порой целая неделя. Но эта кропотливая рабо­та стоит того, что­бы в коллекции по­явился уникальный шедевр.

Когда под руко­водством ремес­ленницы я сама начала наносить первый слой на каркас, поняла, что все не так про­сто, как может по­казаться неиску­шенному человеку. Наносить массу нужно равномерно, слоями одинаковой толщины. Для это­го нужна сноровка. Когда первый этап завершен, необ­ходимо оставить изделия на 8 часов для подсыхания. Затем нанести еще несколько таких слоев, каждый раз оставив на дли­тельное время для высыхания. После того как изде­лие высохнет, его необходимо за­шкурить и загрунтовать. И только после этого приступить к окраске, а в завершение покрыть бесцвет­ным лаком.

Множество баночек с краской стоит в мастерской Маргариты. Она тщательно подбирает рису­нок для каждого своего детища, комбинирует цвета, чтобы они сочетались между собой. Стара­ется, чтобы каждая ваза была не похожа на предыдущую не только формой, но и цветом.

Талантливая ремесленница не ограничивается изготовлением ваз — она изучила технику изготов­ления картин и сейчас большое внимание уделяет именно этому виду работ. Мне также предста­вилась возможность поучаство­вать в создании картины. Мастер еще не решила, какому пейзажу отдаст предпочтение. Возможно, это будет морская тематика или какое-то дерево, или цветы. Для начала нужно подготовить ос­нову для будущей картины. Мне было интересно наносить массу на подготовленную основу. Под чутким руководством Маргариты сделала один слой, который нуж­но сушить около восьми часов, причем сушка должна быть естественной. Нельзя сушить заготов­ку на батарее или феном — мате­риал может стать хрупким.

Деликатная работа, требующая внимания, усидчивости и, конеч­но же, творческого вдохновения, под силу не каждому. Тот, кто ду­мает, что творчество без границ доступно любому желающему, должен знать, что только долгие годы упорного труда помогут при­близиться к тому, что называют искусством папье-маше. Помимо умелых рук нужны и дорогостоя­щие материалы.

Само название папье-маше с французского языка переводится как «жеваная бумага», «рваная бу­мага». Эта техника берет свое на­чало из Франции. Из папье-маше делали игрушки, табакерки, под­свечники, вазы, подносы и другие изделия, служившие украшением в домах и офисах. Несмотря на то, что в такую вазу нельзя налить воды, хранить ее нужно подальше от сырости, а сама она — украше­ние, не требующее дополнений.

Маширование

Наклейка кусочков бумаги на подготовленную форму — еще одна разновидность техники, ко­торая называется маширование. Это смешанное оклеивание смо­трится оригинально и отражает полет фантазии мастера. Идеаль­ный вариант создания картины — нанести один слой белой либо цветной бумаги, смазать поверх­ность клеем, а затем покрыть вто­рым слоем. Для создания четкого контура и яркой фактуры лучше использовать бумагу контраст­ного цвета, подойдут и газетные обрывки. Разные цвета бумаги помогут не запутаться в количе­стве пластов. Но последний слой обязательно должен быть белым. Нужно сделать не менее восьми слоев. Каждые два слоя обяза­тельно должны просохнуть. Толь­ко после этого можно наносить следующие два. Чтобы изделие в дальнейшем выглядело эстетич­но, нужно следить за тем, чтобы кусочки бумаги во время оклейки частично заходили друг на друга, не морщились, ложились ровны­ми слоями.

Специалисты советуют не ре­зать ножницами бумагу для ма­тирования, а рвать ее руками, причем на небольшие ку­сочки. Это нужно для того, чтобы в готовом изделии кусочки легко сглажива­лись, создавая нужный объем, а края получались тонкими. Эта техника папье- маше более простая, чем предыдущая, поэтому осва­ивала ее са­мостоятельно, лишь изредка общаясь с ма­стером. Техни­ка маширования бывает внутренней (оклейка изнутри) и внешней (оклейка сна­ружи). В первом случае форму нужно смазать клеем перед работой. Но если в даль­нейшем форму нужно извлекать, перед работой лучше смазать ее вазелином или жирным кремом.

Чтобы изделие было прочным, мне пришлось использовать обойный клей. Мастера иногда заменяют его клейстером соб­ственного приготовления. В от­дельных случаях для работы ис­пользуют казеиновый клей — он есть в строительных павильонах. Но для моей работы он не пона­добился. Чтобы освоить технику, решила делать все по правилам, но с наимень­шими затратами времени и средств. Маленькие детали своей картины доделала смесью из клочков бумаги и клея. Изделие должно со­хнуть не менее двух суток при комнатной температу­ре. Иногда при сушке дета­ли сильно уменьшаются в размере. Когда такое про­изойдет, можно оклеить некоторые детали еще раз рваной бумагой, чтобы до­биться необходимого раз­мера.

Пока изделие сушилось, узнала дальнейшие дей­ствия для завершения ра­боты. Высохшую заготовку необходимо снять с формы и обработать наждачной бумагой, чтобы добиться гладкой и ровной поверх­ности. Только после этого приступить к грунтов­ке. Плоской кисточкой наносится грунт (грун­товка на водной или латексной основе). Первый слой дол­жен хорошо под­сохнуть, толь­ко после этого можно наносить второй. Далее процесс работы такой же, как в технике папье- маше. Изделие окрашивается и покрывается лаком. Убедилась на собственном опыте в том, что изготовле­ние творческих работ занимает много време­ни и сил, не говоря уже о финансовой составляющей. Лишь человек, влюбленный в это искусство, сможет целыми дня­ми, не разгибаясь и не отвлека­ясь на другие дела, посвящать Дальше можно ходить как по му­зею. В комнате множество кар­тин ручной работы, кукол, ваз и других изделий с замысловатыми формами и цветовой гаммой. Это мастерская настоящего худож­ника, который с радостью дарит свои работы родным, друзьям, коллегам. Сейчас ремесленни­ца занята созданием очередного шедевра-картины. Думает о том, что нужно продолжить работу по изготовлению кукол, тематиче­ских к праздникам (Дед Мороз, Снегурочка к Новому году) и дру­гих. Все зависит от настроения и пожеланий близких.

Умение дарить людям радость и получать удовольствие от ра­боты, не зацикливаясь на ма­териальных вопросах, отличает эту удивительную женщину. Невозможно поставить творчество на поток. Нереально заработать баснословные деньги на продаже эксклюзивного товара, который сможет оценить не каждый. Твор­ческий увлеченный человек соз­дает благоприятные условия для жизни в своем окружении и раду­ет, прежде всего, себя. Общаясь с таким творцом, каждый становит­ся чуточку добрее и позитивнее, учится быть терпеливым и раз­носторонне развивается. Позна­вая азы мастерства творческих людей, соприкасаясь с миром ис­кусства, которое появилось сотни лет назад, мы развиваем худо­жественный вкус. Украшая инте­рьер легкими, практически неве­сомыми предметами,которые не расколются и не разобьются при падении, мы создаем экологиче­ски чистую атмосферу в доме. А энергетика трудолюбивых талант­ливых людей будет поддерживать все начинания и помогать в реа­лизации самых амбициозных пла­нов и проектов.

Шедевры создавала Наталья ВОСТРЕЦОВА