Мiжнародны дзень роднай мовы

Чумакова, А. Міжнародны дзень роднай мовы : [детская библиотека-филиал им. А. С. Пушкина] / Анастасия Чумакова, Екатерина Юрченко // Могилевская правда. — 2019. — 21 февраля. — С. 12. 

Штогод 21 лютага з мэтай садзейнічання моўнай і культурней разнастайнасці і шматмоўю адзначаюць Міжнародны дзень роднай мовы.

Ha сённяшні момант беларуская мова выкарыстоўваецца амаль ва ўсіх сферах грамадскага жыцця. На беларускай мове выдаюцца газеты і часопісы, падручнікі і навучальныя дапаможнікі, друкуюцца навуковыя працы, вядуцца тэле- і радыёперадачы. Однак паводле дадзеных ЮНЕСКА, беларуская мова — на мяжы знікнення, хаця яшчэ паўстагоддзя назад да «роднай мовы» было далучана даволі шмат беларусаў.

Напярэдадні гэтай падзеі мы пагутарылі з магіляўчанамі на тэму роднай мовы.

Лідзія Ціханоўская, насгаўнік беларускай мовы СШ №34 г.Магілёва:

— У 2016 годзе ў нашай школе адкрыў свае дзверы першы беларускамоўны клас. Чаму тэта адбылося? — Прыйшоў запыт ад бацькоў: яны пажадалі, каб іх дзеці навучаліся на роднай мове. Зараз у школе працуюць два беларускамоўныя класы: першы, у якім 7 вучняў, і трэці. Я настаўнік 3Г класа. Спачатку ў мой клас прыйшло толькі дзве дзяўчынкі: Таццяна і Эвеліна. 3 дзвюма дзяўчынкамі мы навучаліся паўгода, потым да нас далучылася яшчэ адна — Уладзіслава, у наступным годзе — Соф’я, у трэці клас прыйшла Арына ітолькі нядаўна прыйшоў да нас адзін хлопчык — Слава. Зараз у класе навучаецца 6 дзяцей. Да нас прыходзяць дзеці з іншых класаў, мы ра­зам праводзім факультатыўныя заняткі, святы. Мы ўдзельнічаем у рэалізацыі рэспубліканскага інавацыйнага праекта па фарміраванні ў вучняў грамадзянскай ідэнтычнасці. Наша ўстанова адукацыі супрацоўнічае з таварыствам беларускай мовы имя Ф.Скарыны, якое ёсць у Магілёве. Нашы вучні становяцца пераможцамі ў алімпіядзе па белару­скай мове і літаратуры. Дзецям падабаецца размаўляць на беларускай мове, яны добра яе разумеюць і ганарацца тым, што яны беларусы.

Вера СИТКИНА, заведующий сектором абонементного обслуживания детской библиотеки им. А.С. Пушкина:

— Белорус­скую литературу читают и дошколь­ники, когда роди­тели берут для них книги, молодежь и взрослое населе­ние часто читает или перечитывает классику — Ше­мякина, напри­мер. В основном дети читают то, что задают по школьной программе и для внеклассного чтения. Большей популярностью пользуется про­за современных белорусских авторов, т.к. поэзия, на мой взгляд, тяжелее воспри­нимается. Процент взятых книг, конечно, небольшой: за 2018 год на белорусском языке прочтено всего 9 тыс. книг. Од­нако мы стараемся популяризировать белорусский язык среди читателей: де­лаем обзоры новинок школьной и художественной литературы, проводим опросы о наиболее востребованной литературе. В прошлом году каждый четверг был по­священ белорусскому языку: говорили на нем, проводили викторины и игры, пока­зывали мультфильмы на нашем родном языке. Сейчас совместно с отделом обра­зования проводим интегрированный урок в школах к 105-летию со дня рождения Аркадия Кулешова. Когда учителя хотят дать детям материал более углубленно, записываются и приходят целыми клас­сами, и мы занимаемся внеклассным чтением либо проводим литературно-му­зыкальные часы. В Международный день родного языка в библиотеке в течение всего дня также будет проходить много разных мероприятий.

Николай, технолог:

— Несмотря на то, что в нашей стране два госу­дарственных язы­ка, в большей мере все пользуются русским. Конеч­но, белорусский язык мы слышим в общественном транспорте при объявлении остановок. Многие названия улиц, остановочных пунктов написаны на белорусском языке. Но в целом везде русский. Так о какой культуре родного языка можно говорить? Хотя однажды в магазине меня попросили пояснить на­звание сыра «Паляўнічы». Я с гордостью ответил. Думаю, что для образованного человека, сознательно решающего во­прос о жизни в том или ином государ­стве, особенно если он родился и вырос в этой стране, вопрос о знании или не­знании родного языка не должен стоять вообще. Это часть культуры, часть насле­дия, часть нас.

Татьяна, воспитатель в детском саду:

— Чтобы рас­ширить кругозор детей, часто я рас­сказываю и читаю сказки, потешки, пословицы, пого­ворки на белорус­ском языке. Благо материала много, он интересный и по­знавательный. Белорусский язык ме­лодичен и очень музыкален и, на мой взгляд, заметно выделяется на фоне других славянских языков. К сожалению, сложилась непростая ситуация с нашим родным языком, но за последние не­сколько лет я сама наблюдаю, как про­исходит хоть и медленное, но возрож­дение национальной культуры, где язык занимает самое важное место. Ведь нация без языка теряет уникальность и самобытность. Я как воспитатель самых маленьких граждан нашей страны несу ответственность в том числе и за фор­мирование у деток положительного от­ношения к родному языку.

Анастасия ЧУМАКОВА.