Между прошлым и будущим : [достопримечательности Могилева] // Веснік Магілёва. — 2019. — 26 июня. — С. 20—21.
Век 18-й — век 20-й.
Арка Славы
Глядя на это монументальное произведение архитектуры на улице Первомайской, вряд ли подумаешь — с чего бы вдруг? — про императрицу Екатерину II. Между тем внушительных размеров нынешний памятный знак в честь освободителей Могилева был построен как раз во время ее царствования.
Тогда это был один из элементов архитектурного оформления несуществующей ныне Соборной площади — въездная арка к Иосифовскому собору, который был построен в честь встречи в Могилеве императрицы с австрийским императором Иосифом II. Храм не сохранился.
Но старая история наполнилась новым содержанием. Просто арка стала мемориальной, или Аркой Славы. Так она и названа во всех последних изданиях по истории.
После соответствующего дооформления на ней в послевоенные годы были в разное время установлены мемориальные доски, на которых названы поименно все соединения и отдельные части Красной армии, которым в 1944 году за освобождение нашего города было присвоено почетное наименование «Могилевских» (таких 21), и те, что были награждены за это орденами Красного Знамени и Суворова — II-й и III-й степени. По соседству с аркой, что высится в сквере имени Лазаренко, тоже увековечена память героев войны. Рядом — могила Героя Советского Союза I генерала Ивана Лазаренко с памятником-обелиском и бюст дважды Героя Советского Союза генерала армии Иосифа Гусаковского.
Железнодорожный вокзал
Небольшое, но элегантное его здание, построенное в 1902 году в стиле неоклассицизма, — главное на возникшей тогда же Привокзальной площади. Оно давно уже стало неотъемлемой частью городского пейзажа и городской истории.
С ним связаны биографии многих известных людей. В частности, последнего российского царя Николая II, жившего в Могилеве в 1915-1917 гг. и увезенного отсюда (после отречения от престола) 8 марта 1917 г. под арест в Царское Село. Ударников первых пятилеток и послевоенных десятилетий. В их числе одного из восьми могилевчан — Героя Социалистического Труда машиниста Виктора Деменкова. И героев-подпольщиков нескольких групп, которые действовали в 1941 -1944 гг. на железнодорожном узле.
Отсюда летом 1941 г. были вывезены в советский тыл более 900 вагонов с оборудованием Могилевских предприятий и десятки тысяч беженцев. На подступах к железнодорожному узлу бессмертный подвиг совершил тогда батальон милиционеров-ополченцев капитана Константина Владимирова, который сдерживал фашистов у деревень Пашково-Гаи и почти весь полег в этих боях.
Обновленный вокзал, которому строители и реставраторы возвратили первоначальную историческую внешность, несмотря на статус памятника, продолжает надежно и верно в любое время года, суток и любую погоду служить городу, его жителям, гостям и пассажирам.
Здание нацбанка
Эта 2-этажная постройка на улице Ленинской заметно выделяется среди окружающих новых и старых зданий. Хотя гармонично вписывается в ее «экстерьер» и является одной из заметных достопримечательностей. Памятник архитектуры начала 20-го века.
Здание по ул. Ленинской, 50, где сейчас располагается областное отделение Нацбанка, было построено в 1904-1906 гг. специально для тогдашнего местного отделения Московского международного банка. По проекту городского архитектора Петра Камбурова, выпускника Петербургского института гражданских инженеров, работавшего в Могилеве ровно тридцать лет, с 1887 года.
На творческом счету этого незаурядного зодчего также здания городского театра (1888), епархиального училища (1892; ныне областной гуманитарный лицей на ул. Воровского), много жилых домов и культовых зданий в Могилеве и губернии.
А банк и сегодня успешно «работает» банком, давая и огромную практическую пользу, и эстетическое удовольствие, любому «глазу приятное».
Костел Святого Станислава
Одно из самых романтических Могилевских л, тданий-легенд связано с белоснежным зданием костела Святого Станислава, которое стойко высится в центре города (скромно жилым домом из 1950-х) рядом с Театральной площадью. Он возведен как храм ордена кармелитов в 1738-1752 гг. и до 1783-го назывался костелом Вознесения Господня, а после 1860-го — Успенским.
Предание же повествует о том, что построен он якобы в память о местном помещике-католике Зеновиче (или Зеньковиче) из Любужа, у которого были постоянные «трения» в отношениях с могилевцами, поскольку своенравный шляхтич частенько фабил их, захватывал городские земли, пастбища, огороды и т. п. И однажды терпению горожан пришел конец.
В день большой ярмарки Зенович с вооруженными слугами ворвался туда, разогнал и ограбил торговцев и покупателей и… не заплатил, но поплатился.
Могилевцы разогнали его шайку, а Зеновича, который спрятался в каплице, что стояла на месте нынешнего театра, вытащили и убили. Труп связали веревками, протащили по городу и выбросили в Днепр.
За это убийство знатного человека король Речи Посполитой якобы наложил на город тяжкую контрибуцию. По его повелению были разобраны все (возможные) городские каменные постройки и из них возведен храм в память убитого. Грабителя и хулигана?
Первоначально костел был построен в традиционном тогда стиле барокко — 3-нефная (3-пролетная) базилика с присущими этому стилю приемами. В конце 18 в. фасад перестроен в стиле классицизма — с 4 колоннами и треугольным портиком, сделан ряд пристроек. До нашего времени дошел почти без изменений. На стенах и сводах сохранился великолепный цикл фресковых росписей на евангельские сюжеты — один из интереснейших в Беларуси. Не сохранился, к сожалению, орган. Но это не стало преградой Международному ежегодному фестивалю духовной музыки «Магутны Божа», который проходит в Могилеве с 1993 года. Его центр — костел Св. Станислава.
В советское время в костеле долгое время находились республиканский исторический, затем областной архивы. С начала 1990-х храм передан верующим и вновь стал центром духовной жизни Могилевских христиан-католиков.
Кинотеатр «Родина» и площадь Звезд
На древней улице Ленинской (Большой Садовой, Ветреной) — это самое интересное и просторное место, где в последние годы, особенно когда улица стала пешеходной, проходят самые главные события городских праздников.
Здесь нет огромных зданий, все постройки невелики, но очень пропорциональны.
Вместе с монументальным зданием кинотеатра «Родина», построенным в 1940 г. (арх. Владимир Вараксин) и достойным любой столицы, они составляют один из лучших градостроительных ансамблей Могилева и Беларуси, который местные зодчие и строители завершили в начале 1960-х гг.
Особый колорит придают площади символическая бронзовая композиция со «Звездочетом», открытая в 2004 г. (скульптор Владимир Жбанов), и фамилии наших могилевских «звезд», почетных граждан города, вмурованные полукругом в мостовую в центре площади. А также мемориальная доска на здании кинотеатра, посвященная уроженцу Могилева, выдающемуся кинорежиссеру с мировым именем Виктору Турову (скульптор Владимир Кононов), народному артисту БССР и СССР.
Кроме улицы Ленинской, в ансамбль площади входят проходящие через нее улицы Буденного и Лепешинского.
Площадь Славы
Ее биография насчитывает столько же веков- столетий, сколько весь наш древний город. Ведь возникла она рядом с его ядром — старым замком на высоком холме у впадения реки Дубровенки в Днепр. Очень долгое время площадь была главным торговым и административным центром. А также местом многих исторических событий.
Здесь, за глубоким рвом, высились деревянные стены и валы замка — первая из трех оборонительных линий старого города, располагались многочисленные лавки, жилые дома. Украшением площади была городская ратуша с почти 40-метровой восьмигранной пятиярусной башней (построена в конце 17 в.) — символ городского самоуправления, экономического и культурного развития, и Магдебургскдго права, дарованного Могилеву в 1577 году.
В конце 18-го — начале 19-го вв. на площади, ставшей Губернаторской (старое название Торговая), был построен комплекс зданий, превративших ее в первый городской архитектурный ансамбль. В 1915- 1917 гг. здесь находились службы Ставки Верховного главнокомандующего российской армией, которым был тогда последний царь России Николай II, проживший в городе на Днепре почти полтора года.
Во время обороны Могилева 1941 г. район площади был одной из последних точек сопротивления его защитников.
В 1982 здесь был возведен один из главных памятников Могилева — мемориал «Борцам за Советскую власть» с Вечным огнем и символической скульптурой Матери-Родины. Из давних построек Могилева- губернского сейчас «в строю» две 3-этажки. В одной из них работает областной краеведческий музей. В другой, отреставрированной и отремонтированной, — лучший на Беларуси Дворец бракосочетаний.
От площади и рядом с ней, у Днепра, начинаются главные исторические магистральные улицы города
- Первомайская (Шкловская), Ленинская (Ветреная), Челюскинцев (Быховская) и другие.
- Буйничи. От мемориала до «Белорусской деревни»
- Когда сейчас говорят о Буйничах, давнем белорусском местечке, а ныне крупном селе почти на окраине Могилева, то прежде всего вспоминают знаменитый мемориал героям Великой Отечественной войны «Буйничское поле». И это правильно. Но не до конца.
- Поскольку в местном монастыре (действовал в 1633-1918 гг.) еще в начале 17 в. работала «друкарня», одна из первых на территории Беларуси. Именно здесь были напечатаны многие книги религиозного и светского содержания. В том числе «Псалтырь» 1635 г., который издал широко известный могилевский первопечатник Спиридон Соболь.
- В декабре 1595 г. около Буйнич произошел большой бой между 2-тысячным отрядом украинского казацкого атамана Северина Наливайко и 18-тысячным правительственным войском ВКЛ. В июле 1812-го воинами русского корпуса генерала Николая Раевского здесь был разбит французский драгунский полк.
- Летом 1941 года на Буйничском поле вошли в бессмертие красноармейцы полковника Семена Кутепова, которые вместе с артиллеристами только за один день боев 12 июля подбили и сожгли 39 немецких танков и бронемашин. Их героизм первым описал в своем очерке «Горячий день» («Известия», 20 июля) военный корреспондент Константин Симонов. Который впоследствии сделал Кутепова прототипом генерала Серпилина в знаменитой трилогии «Живые и мертвые». Симонов вернулся сюда навсегда в 1979 году. По завещанию выдающегося писателя его прах был развеян над Буйничским полем 8 сентября 1979 г. О чем напоминает теперь мемориальный знак — валун. Героям его трилогии и всей обороны Могилева посвящен мемориальный комплекс, возведенный в 1998-2003 гг. (две очереди; арх. Владимир Чаленко).
- Рядом с Буйничами создан и принимает посетителей большой зоосад. «Работает» мемориальная «белорусская деревня», которая представляет традиционную застройку сел белорусского Приднепровья…
Белорусско-Российский университет
Впечатляющее по размерам и монументальному декору здание Белорусско-Российского университета на площади Ленина сравнительно молодо для статуса памятника истории и зодчества. Тем не менее за 78 лет со времени его постройки (1938-1941) оно столько раз становилось местом очень приметных событий, что может «потянуть» и на отдельную книгу.
Здание было предназначено для НКВД-НКГБ БССР. До войны в нем работала школа-НКВД-НКГБ. В начале войны здесь формировали один из полков народного ополчения. Во время оккупации располагались немецкие штабы и учреждения. В конце 1942-го из тюрьмы, пристроенной к зданию (сейчас ее бывший корпус во дворе «служит» библиотекой и пр ), Могилевские подпольщики, перебив немецкую охрану, освободили и вывели из города всех заключенных.
В 1944-м в день освобождения города, 28 июня, воины 139-й дивизии взяли здесь в плен все командование немецкого укрепрайона Могилева и 12-й пехотной дивизии во главе с генералами Эрдмансдорфом и Бамлером.
После войны тут работала одна из крупнейших в СССР школа КГБ. С 1961-го — машиностроительный институт, ныне Белорусско-Российский университет.
- Здание университета — одно из заметных произведений гражданской архитектуры Беларуси 20-го века. Его автор — видный советский зодчий Павел Абросимов, один из создателей зданий СМ Украины в Киеве, МГУ в Москве (Сталинская премия 1949 г.), руководитель Союза архитекторов СССР в 1955-1961 гг.
- Дом Советов и площадь Ленина
- Самое крупное и монументальное общественное здание Могилева. Строилось в конце 1930-х гг. на месте бывшего городского Сенного базара, на Сенной же площади.
- Первоначально предназначалось для Дома правительства Белорусской ССР, когда предполагалось столицу республики перенести из Минска в Могилев. Основной объем был возведен к 1940 г. Автор — академик архитектуры Иосиф Лангбард. По его проектам в Минске были построены Дом правительства, Дом офицеров, оперный театр, Академия наук БССР (президиум). Второй объем (зал заседаний и пр.) возведен в 1999 г. по проекту Могилевских зодчих Константина Алексеева и Эндрикаса Юшки.
- В Доме Советов располагаются Могилевский облисполком и десятки других организаций областного и городского ранга.
- В довоенное время на площади были построены два жилых дома — на ул. Первомайской и здание для НКВД БССР (сейчас Белорусско-Российский университет). Застройка завершена в середине 1960-х гг.
- С открытием в 1957 г. перед Домом Советов памятника Ленину площадь стала главной в городе и «играет эту роль» почти полстолетия, являясь важнейшим перекрестком главных магистралей и незаурядным законченным градостроительным ансамблем.
Свято-Никольский монастырь
Представляет из себя комплекс памятников зодчества 17-18 веков. Главное здание — Свято-Никольский собор, возведенный в 1669-1672 гг. в стиле белорусского барокко, Могилевской школы зодчества. Это старейшая из полностью сохранившихся каменных построек и монастыря, и Могилева на старом Покровском посаде.
В комплекс входят также Онуфриевская («теплая», зимняя) церковь, построенная в 1798 г. в стиле классицизма, двухъярусная колокольня, два жилых дома, в одном из которых находятся кельи, ограда с каменной въездной брамой (воротами), в один из углов которой встроена одноярусная квадратная в плане каплица.
Собор — один из уникальных памятников белорусского барокко, дошедших до наших дней из 17-го века. Это трехапсидная крестово-купольная базилика с 8-гранным световым барабаном и куполом-луковкой над ним. Главный фасад разделен карнизами на три яруса и завершен 2 башенками с фигурным фронтоном между ними. Главный и боковые фасады имеют разнообразные лепные и архитектурные детали украшения.
В интерьере храма частично сохранились росписи (фрески) и разрисовки. Но особую ценность представляет уникальный четырехъярусный объемный резной деревянный иконостас с позолотой. Работа местных, по именам неизвестных, так же, как и строителей, художников и других мастеров резьбы по дереву. Искусствоведы считают, что в православных храмах всего мира есть только три подобных иконостаса. Еще два находятся в Смоленске (Успенский собор, работа украинской артели) и в Смоленском соборе (резчика из Могилевщины), а также в Московском Новодевичьем монастыре.
В разные века здесь действовали мужские монастыри. В 1930-х гг. храм был надолго закрыт. В 1990-х с восстановлением Могилевско-Мстиславской православной епархии здесь был открыт женский монастырь. На его территории покоятся останки архиепископа Максима, возглавлявшего епархию в 1989-2002.
Дворец Георгия Конисского
Так жители Могилева по привычке называют одно из самых приметных зданий Старого города. Которое в справочниках-энциклопедиях фигурирует под именем «Могилевский архиерейский дворец».
Он возведен 234 года назад, в 1785 году (с 1762-го) для многолетнего главы Могилевской православной епархии архиепископа Георгия Конисского (1717- 1795) и по его инициативе.
По проекту видного белорусского и литовского архитектора Иоганна Глаубица, который создал рядом и главный храм давнего Спасского монастыря — Спасо-Преображенскую церковь (1762).
Время и войны унесли почти все постройки этой обители. Но сохранили одно из главных зданий, которое и сейчас радует глаз — хотя бы и в небольшой части воссозданного былого ансамбля рядом с улицей Ленинской (Ветреной) и Архиерейским валом Конисского.
Про выдающегося могилевца Конисского, который 40 лет(!) управлял епархией, напоминают его былая резиденция — памятник зодчества барокко и мемориальная доска, установленная в 1992 г. (скульптор Корней Алексеев). Спустя три года, в 1995-м, Георгий Конисский был канонизирован в святители. Впервые и первым из былых жителей нашего города.