Маркова, С. Сто сорок лет спустя : [родословная могилевчан Стародубовых] / Светлана Маркова // Рэспубліка. — 2020. — 28 сакавіка. — С. 11.
Отсчет своего рода могилевчане Стародубовы ведут от болгарки Рады, которую ребенком спасли русские солдаты
Зигзаги судьбы — вещь непредсказуемая. Жизнь может делать такие виражи, что просто дух захватывает. Могилевчане Стародубовы, к примеру, ранее неизвестную для себя страницу семейной биографии открыли в конце 1970-х. Именно тогда узнали, что их корни не только русско-белорусские. Одна из ветвей рода берет начало от болгарки Рады, которую еще девчонкой от верной гибели спасли русские солдаты. Замерзающую в снегу малышку братья-славяне нашли после победного боя с турецкими войсками у Шипкинского перевала сто сорок лет назад.
Письмо из Болгарии
— Все началось с письма с болгарским штемпелем, которое было отправлено на имя моего отца Анатолия Семеновича. Директор военно-исторического музея Плевена рассказал в нем историю, которая произошла еще зимой 1878-го, — поделился Владимир Стародубов. — Тогда во время сражения под Шипкой русских и болгар против турецких войск солдаты 35-го пехотного Брянского полка во время вечернего обхода наткнулись на девочку лет шести-семи. Ребенок был наполовину засыпан снегом и, понятное дело, очень замерз. Малышка рассказала, что мама умерла, а папа погиб. Имя свое она назвала — Рада. Фамилию записали как Брянская — по названию полка. А имя его командующего, полковника Эдуарда Елерса, стало для найденной девочки отчеством.
Как оказалось, речь шла о прабабушке Владимира, о существовании которой никто из их семьи раньше просто не знал. Сам он, признался, в силу молодости особого значения этому открытию тогда не придал. А вот его отец очень заинтересовался, на послание ответил. И вскоре по приглашению болгарской стороны слесарь-сантехник «Моготекса» отправился на родину Рады. Побывал в Плевене, поднялся на Шипку. Встречали его и в Габрово: «Моготекс» с тамошним хлопчатобумажным комбинатом в советские годы поддерживал дружеские и деловые контакты. Вместе с заграничными коллегами, активистами и пионерами говорили не только о той далекой войне. Но и о последней, Великой Отечественной, — фронтовик Анатолий Стародуб был среди тех, кто освобождал Европу от фашистов. Удивительное совпадение: воевал красноармеец в составе Брянской Пролетарской 197-й стрелковой дивизии.
Семейное древо
За новым витком развития семейной хроники в свое время следил и редактор многотиражной газеты «Новатор» предприятия шелковых тканей Александр Дерюгин. Он вспоминает, как сорок лет назад Стародубов-старший ездил в Брянск на встречу родственников того самого пехотного полка, «крестной дочерью» которого когда-то стала маленькая Рада:
— Там ветерану посчастливилось познакомиться с внучкой и двумя правнучками Елерса, которые прибыли на встречу из Ленинграда. Их дед и прадед вместе с однополчанами многое сделали для того, чтобы дать Раде путевку в жизнь. Сначала девочку взяла на воспитание сестра командира Леонида Бойе. Позже для сбора денег сироте был создан фонд «Сестра», куда солдаты и офицеры отчисляли часть своего жалованья. Собранные средства помогли девушке (а она в 18 лет была уже официально зачислена в состав полка и даже приняла присягу!) получить хорошее образование в Харьковской женской гимназии.
Одна из ветвей рода Стародубовых берет начало от болгарки Рады.
Уже в XX веке благодаря вновь полученной информации потомки Рады сумели составить свое генеалогическое древо. Хотя в нем еще остаются пустые «лепестки», зато появляются новые, которые уже есть к чему прикрепить. Владимир уточнил, что сама Рада вышла замуж за подпоручика все того же Брянского полка Вячеслава Рудзинского. Они воспитали семерых родных детей. Одна из дочерей, Елена, и стала мамой Анатолия Стародубова. «К сожалению, мы с ней не были знакомы. С дедушкой она разошлась, имела художественное образование и жила в городе Ош, что в Средней Азии», — поделился Владимир.
Летопись домашнего масштаба
На волне воспоминаний и открывшихся фактов Стародубов-старший по-новому знакомился со своими ранее неизвестными родственниками. И даже создал свою семейную летопись, где у сюжета про Раду Брянскую особое место. В этом альбоме собраны фотографии Эдуарда Елерса, его сестры Леониды. Много карточек самой Рады в гимназическую пору и в более зрелом возрасте. Брянская, как известно, погибла в блокадном Ленинграде. Ее дети и внуки осели в разных городах большой на тот момент страны. Стародубовы оказались в Могилеве. Только на «Моготексе» сегодня работают трое потомков Рады: кроме слесаря-ремонтника Владимира Анатольевича, это его брат Виктор, набойщик отделочного производства, а также племянник, маркетолог Александр Стародубов. В целом же в большой семье есть люди самых разных профессий, но больше всего военных.
— Отца трижды приглашали в Болгарию. Но Союз распался, политическая ситуация изменилась, и общение с болгарской стороной прекратилось так же неожиданно, как и началось, — Владимир отметил, что даже на письма им перестали отвечать.
Зато осталась память. Удивительный сюжет о прапрабабушке Раде в большой семье уже пересказывают самым младшим ее наследникам. И своими добрыми делами, личными достижениями продолжают писать семейную сагу. Кто знает, вдруг жизнь подбросит новый сюжет и порадует еще одной неожиданной встречей? Например, отзовутся потомки Эдуарда Елерса, с которыми в советские годы посчастливилось познакомиться их отцу. Да, по крови они не родные. Но где-то в семейных хрониках все равно есть точка, где их истории пересекаются. И этот рассказ о милосердии, любви и чести. А у них не бывает границ. И уж тем более — срока давности.
Фото автора