«Отказаться от этой поездки не позволила совесть…»

Холомеева, Ю. «Отказаться от этой поездки не позволила совесть…» : [воспоминания полковника внутренней службы в отставке, ликвидатора аварии на ЧАЭС В. А. Галагаева] / Юлия Холомеева // Магiлёўскiя ведамасцi. —  2016. — 26 апреля. — С. 11.

19 апреля полковнику внутренней службы в отставке Виктору Андреевичу Галагаеву исполнилось 92 года. Мудрейший человек, опытный врач, доблестный офицер. В жизни Виктор Андреевич повидал и перенес многое, однако остался верен себе, своему делу. Разные этапы его судьбы могли бы лечь в основу книги. Накануне 30-летней годовщины со дня аварии на Чернобыльской АЭС полковник внутренней службы в отставке Виктор Андреевич Галагаев (к слову, единственный ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС из участников Великой Отечественной войны) поделился воспоминаниями о своей командировке в радиоактивную зону.

«В те дни, когда произошла эта трагедия, – вспоминает Виктор Андреевич, – мы с семьей были на даче. Я, как медик, всегда был внимателен к явлениям окружающей среды: обратил внимание на то, что воздух изменился. А на небе вдалеке заметил темную тучу, будто бы гроза надвигается…»

Оповещения никакого не было. Лишь через несколько дней сотрудников милиции собрали в УВД и объявили об аварии в Чернобыле.

Виктор Андреевич теоретически был знаком с понятием радиации и ее последствиями. Он много времени посвящал чтению научной литературы, самостоятельно изучал документы с данными об испытании атомных бомб. Когда узнал о взрыве на ЧАЭС, предвидя масштабы трагедии, проанализировал имеющиеся на руках материалы о радиационном излучении, дабы быть подготовленным.

В первую волну ликвидаторов последствий на ЧАЭС не попал – поехал чуть позже. Из Минска Министерством внутренних дел и медицинским управлением сначала командировали в Чернобыльскую зону Марата Ефимовича Закоркина. Виктор Андреевич сменил его спустя месяц. В августе 1986 года он получил телеграмму из МВД о направлении в тридцатикиллометровую зону, примыкающую к Чернобыльской атомной электростанции. В Хойникский район от Управления внутренних дел Могилевского облисполкома поехал начальник медицинской службы УВД Галагаев и начальник отдела связи УВД полковник милиции Даньков.

В Чернобыльской зоне свои обязанности начальника медслужбы оперативной группы МВД БССР Виктор Андреевич старался выполнять добросовестно. Постоянно был в движении. Выходил из штаба рано утром, появлялся после объезда загрязненных районов поздней ночью.

Виктор Галагаев устанавливал взаимодействие с местными органами власти – исполкомами, сельсоветами, представителями районной милиции. Контролировал качество воды, поступающих продуктов и приготовленной пищи для личного состава, – чтобы на стол сотрудников не попали зараженные радиацией продукты питания. Следил за порядком утилизации отходов. Разъяснял правила поведения людей, находящихся в условиях радиационной опасности, необходимость соблюдения личной гигиены. Контролировал состояние здоровья сотрудников. Не оставлял без внимания обязательную дезинфекцию автотранспорта.

Как и все офицеры, Виктор Андреевич осуществлял контроль за несением службы. «Делал, что было в моих силах, хотя понимал, что мы не были готовы к подобной ситуации, просто не предполагали, что авария такого масштаба может произойти. Страшные картины чернобыльского разорения и запустения, сравнимые с периодом Великой Отечественной войны, и сегодня стоят у меня перед глазами, не забываются», – признается полковник внутренней службы в отставке.

Иногда приходилось оказывать помощь по контролю за дорогами. Много было на них сотрудников ГАИ: местных и командированных из близлежащих областей – они следили за тем, кто въезжает в радиоактивную зону, кто выезжает, какие товары и грузы ввозятся и вывозятся. Работы было очень много.

Еще одна обязанностей начальника медицинской службы УВД Могилевского облисполкома – контроль уровня радиации. Приезжая в очередной населенный пункт он с помощниками осматривали оставшееся население: в основном это были старики. Спрашивали об их самочувствии, интересовались, чем питаются сельчане. Объясняли им, как вредна радиация для организма. «Это была первая такая техногенная авария в мире. Никто ничего не знал. Оставшемуся в зоне населению читали лекции. Люди не могли поверить, что с этих пор употреблять в пищу можно только незараженные радиацией продукты, воду пить, купаться, как прежде, уже нельзя», – с болью в сердце вспоминает Виктор Галагаев.

Вернувшись из командировки в Чернобыльскую зону, Виктор Андреевич продолжил работу в медслужбе УВД. У медиков появилась новая группа пациентов – тех, кто пострадал от губительного влияния радиации. Работы прибавилось. Галагаев со своими специалистами  обследовал здания раймилиции. Сотрудников направляли в госпиталь на обследование, выдавали путевки в санатории на лечение. Врачи из поликлиники читали милиционерам лекции о профилактике заражения радиацией.

Его страшная своей неизведанностью командировка в Чернобыльскую зону длилась 32 дня (с 6-го сентября по 8-ое октября 1986-го года). О той поездке напоминают памятные часы – подарок от МВД за службу в Чернобыльской зоне.

Есть и еще одно напоминание о командировке в Чернобыль. Виктор Андреевич, как и большинство ликвидаторов той страшной аварии, последствия радиационного облучения ощущает по сей день. Имеет группу инвалидности по Чернобылю. Однако сам признается, что, даже подозревая об опасности, не поехать не смог бы. В своих воспоминаниях об этом периоде жизни он пишет: “Я мог отказаться от этой поездки, но не позволили совесть, долг. Как бы я мог работать, руководить своими молодыми коллегами, просто смотреть им в глаза, если бы струсил, увильнул от выполнения порученного мне дела в особых, экстремальных условиях…”

 Из биографии В.А. Галагаева:

Виктор Андреевич родился в крестьянской семье в деревне Городнянка Шкловского района Могилевской области. Его мать подарила жизнь семерым малышам, однако тяжелое детство и суровую войну пережили только двое, Виктор и его старший брат (он еще жив, является инвалидом Великой Отечественной войны, недавно отметил свой 96-ой день рождения). Отец их всю трудовую жизнь занимался земледелием. Когда младшему сыну исполнилось 5 лет, глава семьи умер. Мать Виктора в первые дни коллективизации вступила в колхоз (семья лишилась лошади, двух коров, подворной живности), после – стала подрабатывать в школе техничкой.

Свои школьные годы Виктор Андреевич помнит прекрасно. Сейчас его часто приглашают на встречи с учениками могилевских школ. Ветеран рассказывает ребятам о том, как тяжело и бедно было в то время, как ему приходилось каждый день ходить в школу за пять километров от дома, как на ходу читал книги и готовил уроки, как за прилежную учебу получал награды: ботинки, брюки, куртку. И, конечно же, он рассказывает детям о войне…

22 июня 1941 года. Выпускник Витя Галагаев вместе с одноклассниками радовался окончанию школы, а утром, возвратившись домой, узнал, что началась война. Как и все молодые люди, он хотел защищать Родину, мечтал быть летчиком. Вчерашний школьник прошел комиссию, но семнадцатилетнего парня зачислить бойцом Красной Армии в райвоенкомате наотрез отказались. Эвакуироваться семья не захотела: верили в скорую победу. Зимой 1943 года молодой человек был схвачен немцами и заключен в концлагерь в Шклове, через несколько дней ему удалось оттуда сбежать. Весной 1944 года он был вторично арестован для отправки в Германию, но судьба улыбнулась парню и на этот раз: убежал при посадке в эшелон.

После освобождения района в июне 1944 года Виктор Галагаев около месяца работал секретарем Славенского сельского совета Шкловского района. А после – добился призыва в ряды Красной Армии. Молодой человек был направлен на обучение стрелком-автоматчиком в 377-ой запасной полк, третью роту танковых десантных частей, квартировавших в городе Козельске. В течение месяца Виктор Андреевич учился в школе младших командиров, а с ноября 1944 года был радистом 1115-го артполка 14-ой дивизии 1-го Белорусского фронта. Он вспоминает, как во время сражений шагал вместе с пехотой, один раз был контужен, ранен осколком в ногу, однако из строя не вышел: не хотел расставаться с боевыми товарищами.

В составе полка участвовал в прорыве вражеской обороны на Висле, Одере, боях под Берлином, в штурме и взятии столицы Германии.

Боевые действия закончились исторической «встречей на Эльбе». Вплоть до весны 1947 года Галагаев был заместителем командира взвода разведки 89-ой артбригады.

За образцовое выполнение боевых и специальных заданий Виктор Андреевич Галагаев удостоен ряда правительственных наград: Ордена Отечественной войны 1 и 2 степеней, «За боевые действия на фронте Великой Отечественной войны»; медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в ВОВ», а также медаль МВД ГДР «За заслуги перед МВД». Гордится он и четырьмя благодарностями от Верховного Главнокомандующего за период Великой Отечественной войны.

После демобилизации, по совету брата, поступил в Минский государственный медицинский институт, который с отличием закончил. Его карьера началась с должности главврача Барановичского областного Дома санпросвещения.

Своей самой тяжелой работой Виктор Андреевич считает трехлетнюю спецкомандировку в Монгольскую Народную Республику в качестве врача-дерматовенеролога. Советский Союз выслал в помощь Монголию семь квалифицированных врачей разных специальностей. Виктора Галагаева обеспечили квартирой в городе; вскоре супруга и дети переехали к нему. Жена доктора устроилась работать терапевтом в местную больницу, а глава семейства отвечал за здоровье людей, живущих на территории пустыни Гоби. Правительство Монголии наградило доктора Галагаева орденом «Золотой звезды» за организацию здравоохранения на своем участке, оказание помощи в диагностике заболеваний, обучение и повышение квалификации местных врачей. К слову, он единственный из группы удостоен этой награды.

Вернувшись на родину, Виктор Андреевич работает главврачом Пинского горкожвендиспансера, с июня 1963 года – главврач больницы города Советская Гавань на Дальнем Востоке. В 1966 году для того, чтобы ухаживать за больной матерью, он возвращается в Могилев и начинает работать врачом-ординатором облкожвендиспансера.

Добросовестная работа квалифицированного врача, отзывчивого и чуткого к больным, была замечена. И с 13 декабря 1966 года Галагаеву доверено возглавить медслужбу управления внутренних дел Могилевского облисполкома. Виктор Андреевич контролировал санитарное состояние и здоровье людей в колониях, вытрезвителях, детском приемнике-распределителе, спецкомендатуре, а также отвечал за все районные отделы милиции. Медицинской службе УВД Виктор Андреевич Галагаев посвятил четверть века.