Педагогический максимум учителя Барашкова

Маркова, С. Педагогический максимум учителя Барашкова / Светлана Маркова // Рэспубліка. — 2020. — 3 кастрычніка. — С. 6.

Первый народный учитель Беларуси — о призвании, талантливых учениках и общих гранях физиков и лириков

Валерия Барашкова особо представлять не надо. Народного учителя — а именно он первым в нашей стране был удостоен этого звания — хорошо знают не только в его родном Могилевском государственном областном лицее № 1, но и во всей Беларуси. И даже за ее пределами: ученики Валерия Васильевича берут высоты как отечественных университетов, так и российских. Педагог с более чем сорокалетним стажем не сомневается в том, что все дети талантливы. Нужно лишь этот талант заметить и помочь ему раскрыться.

 Как на праздник

…Прозвенел звонок, но 10 «А» большей частью еще за партами. У кого-то есть пара-тройка вопросов к учителю, кто-то о чем-то горячо спорит с соседом по парте. Судя по формулам, которыми исписана школьная доска, а она при необходимости имеет свойство еще и удлиняться, простым предметом физику не назовешь. Валерий Барашков, в принципе, это не отрицает. Мало того, уверен: и о физике, и о мире в целом мы знаем очень мало. Если выразить в процентах, не больше 5–10:

Валерий Барашков учит детей физике более сорока лет.

— Даже не все то, что попало в поле нашего зрения, очевидно. Вот магнитное поле — кто видел, как оно возникает? Или, допустим, солнце — с утра оно кажется меньше, чем вечером. А зафиксируй светило фотоаппаратом, будет одинаковым.

Приборы, к слову, отдельная история. Лампы, катушки, провода с трудом умещаются в просторном кабинете физики. Многое из оборудования, помогающего наглядно продемонстрировать, как работают законы физики, учитель сделал своими руками. Физика, уверен, наука прикладная. Ее можно и нужно «трогать», заглядывать внутрь предмета, сомневаться, экспериментировать.

Равнодушных на уроках у Барашкова не бывает: его подход к обучению помогает разбудить у лицеистов интерес к предмету и стремление во что бы то ни стало докопаться до истины. «У меня был такой класс, где ученики считали: контрольная — всегда праздник. Потому в этот день одевались понаряднее, в белые блузки и рубашки», — поделился Валерий Васильевич.

Век живи — век учись

Когда сам понял, что станет педагогом? Барашков отвечает: еще в годы учебы в чаусской школе. За что по сей день благодарен учителю математики Диане Константиновне Алейниковой:

— По математике я был отличником. А она пришла — и появились тройки. Пришлось доказывать, что знаю больше и могу подтвердить свои оценки.

На урок к Диане Алейниковой приезжал и когда по окончании Могилевского пединститута стал учителем в Осиновской СШ Чаусского района. Кстати, у Валерия Барашкова была и альтернатива педагогической стезе: перспективный выпускник изначально получил направление в филиал Института физики при Академии наук БССР в Могилеве. Однако задержался там буквально на пару лет, в конце концов все же выбрал школу:

— В ней всегда есть место эксперименту, и этот процесс бесконечный. Дети — народ пытливый, любопытный. С ними никогда не соскучишься!

В сельской школе Валерий Васильевич отработал семнадцать лет. Еще больше — в лицее, который по праву считается одним из элитных учебных заведений Могилевщины, куда ученики поступают в результате конкурсного отбора. С теми, кто мотивирован, заниматься легче?

— Все дети разные. Сравнивать их было бы неправильно. Скажем, из двадцати пяти человек в классе нет и двух похожих. И это не о внешности, а о характерах, степени подготовленности, целеустремленности, работоспособности и так далее. Кто-то вырвался вперед, кто-то пока на другом уровне. Потому и подход к ученикам должен быть дифференцированным.

При этом ступени, на которые они поднялись, могут меняться. И даже победы на олимпиадах, конкурсах — еще не факт, что в будущем школьникам гарантировано место ученого. Но трудолюбие в целом, тренировки мозга, памяти — все это обязательно пригодится в жизни, кем бы ни стали сегодняшние мальчики и девочки. «Мы ведь управляем своим телом, тренируем его, — провел параллель народный учитель. — Точно так же нужно тренировать и ум, лишь тогда можно добиться успеха». Потом неожиданно добавляет: кроме всего прочего, он учит детей… шпаргалки писать! Секрет необходимости в этом таков: сначала ученик готовит развернутый вариант, во втором отражает то, что пропустил в первом. Ну а в третьем и не важно, что и как напишешь: к тому моменту ученик и так запомнил нужное, научился сортировать материал. В знак подтверждения педагог показал несколько шпаргалок — с иероглифами вроде китайских, шпионскими шифровками и даже затейливыми рисунками. Попробуй догадайся о содержимом!

Учебников много не бывает

А в целом, уверен педагог, возможности у человека порой кроются такие, что можно без конца удивляться:

— У меня учился парень, который за день решил 60 задач по физике! Думаете, нереально? Но есть еще один пример: другой ученик за эти же восемь часов осилил задач в полтора раза больше! Сам не понимаю, как они так смогли.

Дети — народ пытливый, с ними никогда не соскучишься.

В своей работе Валерию Барашкову приходилось опираться на самые разные учебники — от советского периода до наших дней. Мнение, что раньше такие пособия были лучше, он опровергает:

— Время не стоит на месте, потому логично, что и новые учебники появляются. Тут речь о другом: как о сложных вещах рассказать ребенку доступным языком. Как открытия, на которые у ученых ушли годы и даже десятилетия, уместить в один параграф.

Сам учитель старается взять лучшее из разных учебников, пособий, практических рекомендаций. А их у Валерия Васильевича накопилось немало — вместе с подшивками тематических журналов, подсчитал, учебная библиотека наберет более двадцати тысяч томов. Было ли желание систематизировать теорию и собственный опыт и написать учебник самому?

— В таком случае пришлось бы отказаться от преподавания — с работой в лицее это нереально совместить. Но я издал несколько методических пособий — надеюсь, они стали хорошими помощниками для молодых коллег.

И физики бывают лириками

В личном архиве Барашкова множество неформальных фото: в походах, у костра, с гитарой в руках. Учитель не скрывает: воспитательный процесс идет не только на уроке. Он кроется в искреннем общении с детьми, в каких-то нестандартных моментах.

— Когда слышу, что где-то ребята не хотят ходить в школу, у меня это в голове не укладывается. У родителей наших лицеистов «претензии» обратные: ученики не спешат домой! — поделился педагог. — Концерты, спортивные состязания — шанс реализовать свои таланты есть у всех.

Лично у него, кроме шахмат, которыми увлекся еще в юности, есть и другие: физик играет на гитаре и баяне. Музыка, уверен, хороший помощник в основном деле. Кто вообще сказал, что физик не может быть лириком? Сегодня, правда, гитару в руки берет реже. Но в День учителя музыкальное приветствие может получить от учеников. Наверняка будут звонки и от тех, кто сегодня уже сам учит ребят разумному, доброму, вечному. Не исключено, что подрастет и коллекция барашков, которые выпускники дарят педагогу. Кстати, один из любимых «экспонатов» — барашек с табличкой, где на одной стороне написано «На редкость добрый», на другой — «Очень зол».

— Как поверну, так меня и воспринимайте, — смеется Валерий Васильевич.

В канун профессионального праздника, признался, хотел бы пожелать своим коллегам счастья, здоровья, новых творческих проектов. А молодым учителям, только начинающим трудовой путь, — уважительно относиться к детям, не бояться экспериментировать и открывать вместе с учениками новые горизонты.

— Есть у меня советы и для родителей, — подчеркнул Валерий Васильевич. — Стройте отношения с дочерьми и сыновьями так, чтобы они вам доверяли. Чем ближе вы станете, тем меньше шансов, что улица, гаджеты или сомнительные компании уведут их не в ту сторону. Второе — развивайте способности своих детей. Ни в коем случае ничего не навязывайте насильно, а просто идите следом за их выбором. И тогда все получится!

СПРАВКА «Р»

В 1986 году Валерий Барашков был удостоен ордена Трудовой славы III степени, в 1997-м — звания «Заслуженный учитель Республики Беларусь», а в 2016-м — звания «Народный учитель Республики Беларусь».

Вклад педагога в развитие образования страны также отмечен рядом премий специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, грамотами Минобразования, Могилевского областного и городского исполнительных комитетов и другими наградами.

markova@sb.by
Фото Ирины САВОСИНОЙ.