Сидоренко, Б. Первый могилевский супермаркет : [из истории торговли] / Борис Сидоренко // Могилевская правда. — 2020. — 29 октября. — С. 14.
Появление в Могилеве огромных торговых продовольственных предприятий, способных удовлетворить самый изысканный вкус покупателя, стало признаком нового тысячелетия.
Еще каких-нибудь 30—40 лет тому назад такое пищевое изобилие казалось пришедшим из сказки для народа, которого жизнь не баловала и заставляла свыкнуться с дефицитом всего и вся и который обыкновенную вареную колбасу на утреннем бутерброде с чаем считал признаком достатка. Ныне же гипермаркеты, обслуживающие за сутки не одну тысячу покупателей, становятся еще и показателями престижности для формирующегося нового среднего класса.
Вместе с тем, продовольственное изобилие в России на рубеже XIX—XX вв. также имело своим результатом появление в столицах и крупных и средних губернских центрах, к которым можно отнести и Могилев, первых крупных продовольственных магазинов, рассчитанных на массового потребителя.
Идея создания большого магазина самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса, главным образом продовольственными, была впервые реализована в США, где в 1930 г. и появился первый супермаркет. Но вначале возобладала другая идея функционирования небольших специализированных торговых точек — хлебных, рыбных, бакалейных, молочных, обслуживающих один-два городских квартала.
Так было и в губернском центре на Днепре, где с середины XIX в. произведенная пищевая товарная масса реализовывалась через базарную и лавочную розничную торговлю. Базарная торговля разрешалась три дня в неделю — по понедельникам, средам и пятницам, а лавки работали ежедневно. «Могилевские губернские ведомости» регулярно из номера в номер помещали цены на продукты повседневного спроса в общем-то традиционного небогатого ассортимента. Последнее деcятилетие XIX в. внесло качественные изменения в ассортимент продовольственной товарной номенклатуры. Могилевские торговцы начинают координировать свои усилия с городскими предприятиями, производящими в массовых объемах продукты питания все более уже не кустарным, а фабричным способом.
В 1901 г. возникает Могилевское потребительское общество. «Инициатива дела, — сообщает городской справочник «Адрес-календарь «Весь Могилев за 1912 г.», — принадлежала бывшему Могилевскому вице-губернатору — покойному ныне князю Вяземскому. Вокруг сановного инициатора быстро сорганизовался кружок энергичных сотрудников, составивших первое правление и начавших работать 7 октября 1901 г. при наличии 718 человек членов общества с паевым капиталом 8012 рублей».
Дело пошло, и местные газеты, городские тумбы и базарные вывески запестрели рекламой: «Могилевское потребительское общество. Центральный магазин. Днепровский проспект, дом Тимошенко. Телефон № 61. Отделы: бакалейно-гастрономический, писчебумажный, мануфактурный, галантерейный и рейнсковый погреб. Отделения магазина: Быховская улица. Дом Фурсо. Мясная торговля: Шкловский базар, дом Иоффе». Или: «Молочная торговля. Имение «Вейна» А.Д. Кальнера. Пожарный переулок, дом Шика, телефон № 171, телеграммы: Могилев губ., Кальнеру. Оптово-розничная продажа молока имения «Вейна», сливок, сметаны, масла парижского (из кипяченых сливок), сливочного и кухонного сыра, своего производства». Или же: «Рыбокоптильная, колбасная и гастрономическая торговля купца М.Я. Добкина. Могилев губернский, Большая Садовая, дом Этлингора. Рыбокоптильня помещена в доме Сухаревской по Дворянской улице. Шотландские копченые сельди моей рыбокоптильни отличаются своим нежным вкусом. Всегда горячее копченое мясо стерляди. Получаются ежедневно разные рыбы. Консервированные и маринованные грибы. Большой выбор русских и заграничных консервов и прочих гастрономических товаров. Цены в розницу и оптовые. Отделение: Днепровский проспект, дом Грубина».
Время шло, и успешное освоение процессов консервирования в промышленных масштабах привело к наполнению магазинных полок мясными, рыбными, овощными консервами, а освоение процесса насыщения воды углекислым газом вызвало к жизни знаменитую фруктовую газировку, которая потеснила традиционные квасы, соки и напитки из меда. Ряд технологических новшеств позволил удешевить производство отдельных продуктов (спирта, масла, сахара) и сделать их доступными для массового потребителя. Появление холодильной техники — пришедших с запада холодильных установок Фуллера и Мейдингера — позволило и в Могилеве приступить к производству фруктового льда и различных видов мороженого, а широкий продуктовый импорт предоставил возможность полакомиться экзотическими овощами и фруктами и колониальными товарами — бананами, ананасами, кофе и какао.
В предвоенную пору наступило время крупных специализированных продуктовых магазинов — прообразов современных супермаркетов, — рассчитанных на городскую элиту, средние и даже низшие слои населения. Наиболее известным таким продуктовым предприятием считалось гастрономическое заведение Б.И.Атливанникова. Вездесущая реклама гласила: «Фруктовый и колониальный магазин: Б.И.Атливанников. Печенье, вафли, кофе, какао, семга, балык, сиги копченые. В Могилеве губернском. Большая Садовая. Дом бывш. Бобовика. Телефон № 52. Принимаются на комиссию разные фрукты». В свою очередь справочник «Весь Могилев за 1912 год» сообщал: «Масса света и воздуха, простор и раздолье, педантичная чистота, горы ананасов, сочных дынь, бананы, красиво и причудливо искрящаяся паюсная икра, вот целая гора семги, вот — кетовая… — мы в магазине Атливанникова… И если клубы и другие организации получили сейчас возможность через посредство г.Атливанникова иметь у себя в течение двух-трех дней новости Петербургской гастрономической кухни, то они этим обязаны г.Атливанникову же… Да, это дистанция огромного размера — эволюция, выражающаяся в переходе от мрачного затхлого погреба к универсальному магазину с ослепительном блеском подбора товаров».
«По коммерческой части, — вспоминал могилевский гимназист А.А.Власов, — почему-то образовывались пары соперников могилевской торговле, боровшиеся за привлечение публики. Это были, например, фотографы Фишман и Чирешкин; винно-гастрономические магазины Фейгина и Атливанникова; книжно-писчебумажные магазины Сыркина и де Ноткина… Молодым студентам было приятно при покупках перекинуться двумя-тремя фразами с любезной и моложавой мадам Атливанниковой, отличавшейся «жгучей» еврейской красотой».
Торговое заведение Бэрши Атливанникова выдержало конкуренцию, обошло магазин Фейгина и стало прообразом первого могилевского супермаркета. По некоторым видам товарной номенклатуры это заведение превосходит и нынешние могилевские продовольственные гиганты.
К сожалению, в период между двумя мировыми войнами в Могилеве нечасто открывались новые специализированные продмаги, а борьба с рынком в годы «развернутого строительства социализма» возвела в дефицит даже традиционные продовольственные товары. Послевоенный период тоже не баловал, и хотя карточки вскоре были отменены, нормы выдачи продуктов в одни руки еще долго сохранялись.
Картина стала меняться на рубеже 50—60 гг. прошлого века, когда высшей властью было объявлено об окончательной победе социализма в СССР. В областном центре на Днепре на центральной улице стали возводиться монументальные жилые многоквартирные дома (вроде дома №12 на ул. Первомайской), в проектах которых первые этажи отводились под гастрономы и подсобные помещения. Жители города моего поколения до сих пор вспоминают гастроном «Театральный»: мало того, что он работал до 23 часов, но еще в нем размещалась секция, отпускающая соки, воды и молочные коктейли, мясной, молочный, рыбный, конфетный, бакалейный, хлебобулочный, табачный, винно-водочный и даже штучный отделы. То же самое можно сказать и о гастрономе «Центральный», запомнившемся огромным поставцом с четырьмя емкостями, наполненными различными соками, и солидными женщинами-продавцами в белоснежных халатах и накрахмаленных чепцах. В другом районе города на той же улице Первомайской гастроном «Спутник» производил фурор и шокировал прохожих огромной витриной. За стеклом магазина можно было видеть фигурно выложенные плитки шоколада, гирлянды из конфет, пирамиды из баночек шпротов и сардин. Продовольственное изобилие 60-х гг. прошлого века, а главное, качество и разнообразие продаваемых продуктов, отсутствие длинных очередей и ажиотажного стремления скупать все впрок в невероятных объемах еще долго будут храниться в памяти могилевчан.
Не ушла в прошлое и специализация, чего только стоил рыбный магазин на центральной улице, красиво разрисованный обитателями моря и чудовищами морских глубин, или расположенный неподалеку фирменный мясокомбинатовский с провесными окороками, качественными «московской» и «полтавской» колбасами, превосходящий по всем показателям современные «восходовские» и «заревские».
В 1968 г. в канун очередного празднования дня Октябрьской революции на улице Комсомольской в здании тогдашнего педучилища открылась выставка продовольственных товаров, которую также можно с полным на то основанием назвать прообразом современных супермаркетов. Чего здесь только не было. И самое знаменательное, что экспонировалась тут продукция главным образом могилевских пищевых предприятий. Такое изобилие и разнообразие било по глазам, верилось, что все это очень скоро появится и на прилавке. Никто даже и подумать не мог, что всю эту продукцию выпускают винный и пивоваренный заводы, мясокомбинат или кондитерская фабрика. Крюшон, крем-сода, клюквенная и яблочная шипучки, сидр, сыры и творог десятков наименований, мартовское и бархатное пиво — всего этого теперь нет даже в современных продовольственных гигантах. Наконец в Могилеве появились супермаркеты, олицетворяющие не только продовольственное изобилие, но и ушедшую, надеюсь не навсегда, всеми любимую продукцию. Но помимо супермаркетов во дворах городских кварталов пригрелись и небольшие, но вместительные и прибыльные магазинчики, не ушли в тень и известные гастрономы. Так и должно быть, ведь конкуренция — двигатель прогресса.
Борис Сидоренко, краевед.