Поздняков не против

Орлов, Г. Поздняков не против : [могилевский ансамбль «Романтики»] / Герман Орлов // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 9 кастрычніка. — С. 21. 

Бывший участник легендарного Могилевского ансамбля «Романтики» Виктор Поздняков хорошо известен тем, кому уже далеко за… В 70-80-х годах «Романтики» гремели еще как!

Потом Виктор Поздняков создал свой ансамбль — «Зоркапад». Потом в 80-х уехал в на Север, потом в Москву… По сей день активен на музыкальном поприще. Два его сына — Александр и Никита — вообще российские звезды. Кстати, недавно они принимали участие в сборном телеконцерте, который проводила «Четвертая студия» телеканала «Беларусь А Могилев».

Автор этих строк встретился с Виктором Поздняковым во время его посещения Могилева. Естественно, говорили о годах незабываемой молодости.

Любопытно, но по совершенно случайному стечению обстоятельств общались мы с ним в номере гостиницы «Могилев», в котором я в далеких уже 1990-х брал интервью у лидера «Ариэля» Валерия Ярушина.

• Витя, — обратился я к Позднякову, — интересно, кто для тебя является самым «крутым», авторитетным могилевчанином 70-х годов?

— Первая мгновенная мысль, что самым большим авторитетом для меня конечно же был и есть мой отец Анатолий Николаевич Поздняков, который сделал себя сам, как говорится. Деревенский парень из деревни Мстиславского района. Воевал, был ранен, награжден медалью «За отвагу». После войны работал токарем на заводе «Электродвигатель». В искусстве несомненным авторитетом для меня является Роман Ефимович Шацев, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, основатель и художественный руководитель народного ансамбля «Криничка».

Уникальный Человек и Учитель! Профессионал с большой буквы! Таких сейчас не делают!.. Простите за мой французский.

В моей футбольной истории авторитетом был заслуженный тренер БССР Виталий Дмитриевич Шарбур! Его вклад в развитие детского и юношеского футбола неоценим! (А потом Виктор Поздняков вспомнил одну историю. Историю, которая имеет самое прямое отношение к профессионализму. Будь то спорт, музыка или что-то другое.)

— В общем, в годы молодые я играл довольно неплохо в футбол, — рассказывает Виктор Поздняков. — Еще есть в живых люди, которые могут это подтвердить. Ну, сначала играл во дворе, потом в ДЮСШ, затем — городские, областные, республиканские, международные соревнования, команда мастеров «Днепр». (Вызывался даже в белорусскую молодежку — авт.) Словом, футбол был в одно время даже моей профессией. Закончил играть я рано — в 23 года из-за травмы.

И вот прошло несколько лет после вынужденного окончания футбольной карьеры. Я работал в Могилевском городском Доме культуры, руководил вокально-инструментальным ансамблем «Зоркапад». Наша творческая лаборатория (база) была центром притяжения многих ребят, не только музыкальных — центр города, через дорогу стадион «Спартак» и Центральный универмаг.

В наши репетиционные дни в ГДК практически всегда тусовались любители музыки. Директор ДК с пониманием относилась к нашему окружению.

Однажды собралась компания человек 10-12 — по случаю дня рождения одного из музыкантов нашего ансамбля. Намеревались традиционно отметить его на берегу Днепра (в милом моему сердцу Подниколье). И тут кто-то вспомнил про мою футбольную карьеру, мол, ходил на футбольные матчи специально на Виктора Позднякова и так далее.

А наш замечательный во всех отношениях барабанщик Евгений вдруг изрек, что его заводская команда играет ничуть не хуже Могилевского «Днепра», а может, даже и лучше. Ну, тут уж мне стало смешно и любопытно. Сказал барабанщику нечто вроде того, что «у тебя нет понимания того, что такое профессиональный футболист, так как ты варился в дилетантской футбольной среде среди себе подобных».

Такого Женя вытерпеть не мог и сказал: «Зря ты думаешь, что играешь лучше меня!» Эта его фраза послужила спусковым механизмом и побудила меня к действию. Присутствующий народ прямо заколбасило от нашей пикировки.

Я тут же предложил: «Давай перейдем Первомайскую и на баскетбольной площадке стадиона «Спартак» сыграем с тобой один на один до 15-ти голов. Даю тебе фору в десять мячей. 10:0 в твою пользу!!!»

Женя без колебаний согласился. Ударили по рукам!.. Окружение взвыло от восторга. Не исключаю, что кто-то из музыкантов наверняка поверил в возможную победу нашего барабанщика. Но среди гостей был мой друг по прозвищу Букварь, который точно знал, что сейчас начнется «избиение младенца».

Через 10 минут мы всей компанией были на баскетбольной площадке, и по свистку Букваря начался поединок.

А еще через пять-шесть минут Женя лежал на площадке чуть живой от чрезмерной нагрузки с разорванными джинсами фирмы Montana и слегка травмированной рукой. При счете 4:0 в мою пользу он был вынужден отказаться от поединка. К моим воротам он ни разу не приблизился, ибо я легко отбирал у него мяч в центре площадки после забитого гола и, немного поиздевавшись на замахах, забивал очередной гол.

Конечно, Жека был подавлен, обескуражен и травмирован не только физически. Видя его состояние, я даже отказался от победного приза.

К сожалению, мой друг Женя давно покинул наш мир. Светлая ему память и царствие небесное… Он был отличным музыкантом и приличным человеком. Первые годы после его ухода в мир иной он часто мне снился.. И еще, Женя в моих снах почти всегда жаловался на то, что у него очень болит рука.

• Витя, но все же продолжим об авторитетах, а? Давай вспомним о рок-музыке, например, — вернул я Позднякова к нашему диалогу.

— В рок- и поп-музыке авторитетов среди могилевчан у меня не было. Мы все, музыканты моего поколения, начинали практически в одно и то же время и как-то сами по себе развивались, слушая и «снимая» любимых битлов, роллингов, криденсов и далее по списку… Мой одноклассник Валерий Катков наверняка это может подтвердить.

• Кстати, вчера с большим удовольствием с женой слушал (и смотрел) два твоих клипа — про Могилев «Любимый город
может спать спокойно» и безумно мною любимую «Я к тебе не подойду».

— Спасибо, Женя! У меня несколько лет назад появилась забава записывать любимые песни своей юности. Юра Максимовский (барабанщик «Романтиков») меня надоумил, а я и не сильно сопротивлялся, ибо в Могилевской творческой истории не было никакой возможности записывать материал.

• Кстати, совершенно неожиданно вспомнил, что вместе с тобой играл Женя Артамонов. Мы с ним тоже были дружны, я частенько захаживал к нему, он жил в том же доме, что и Мак (где был «Салон красоты»). Но потом Женя куда-то резко пропал.

— Артамонова Женю не видел с тех пор, как вместе играли в группе. Талантливый был парень, весьма перспективный в музыкальном отношении. Но даже у нас в группе он не задержался, его заменил Пономарев (Пономарик), и с ним
я тоже больше не встречался. Вероятно, Женя с семьей переехал в другой город. И с Беду-линым Аликом мы как-то все накоротке общались. А ведь я Бедулина открыл городу. Какой-то парнишка, наверное, его сосед, как-то обмолвился, что есть парень, который очень похож тембрально на Джона Фогерти, и привел меня к Алику домой. Я его прослушал, он пел под магнитофон. «Снимал», как мог, как понимал… Ну, я увидел фактуру и еще больше удивился тембральной похожести. В общем, я взял его в группу, и мы стали репетировать репертуар «Криденсов». Работал с ним плотно, вкладывался в него! Там были небольшие проблемы с интонацией и ритмикой, но Алик как-то быстро продвигался и серьезно работал над ошибками, хотел петь в группе. Талантлив был, бесспорно! Не помню, где было первое выступление, но «машинка» и пединститут приняли команду нашу весьма тепло, даже очень!.. Был успех! Алик даже поймал нечто вроде звездочки… Смешно, но и на нашем уровне такое тоже бывает…
В. Поздняков (второй слева) и его «орлы», 1970-е.
А чуть позже Виктор Поздняков прислал мне файл одной своей песни: «Соловьи в Могилеве», ВИА «Зоркапад». Запись с конкурса «Красная гвоздика» в Витебске,1979 год. Музыка Позднякова, стихи Ивана Пехтерева. Состав: Виктор Поздняков — вокал, гитара; Олег Железовский — лид-вокал; Яков Крумер — клавишные;

Виктор Ипатович — бас- гитара,бэк-вокал; Владимир Дударук — саксофон, флейта, бэк-вокал; Евгений Никитин — барабаны; Сергей Костин — клавишные, бэк-вокал. Звукорежиссер — Валерий Бобров.

Будем надеяться, что эта композиция в исполнении кого-либо из Могилевских музыкантов обретет свое новое современное звучание. Виктор Поздняков не против.

Герман ОРЛОВ