Говорить руками

Комарова, М. Говорить руками : [милиционеров в Могилеве учат национальному жестовому языку] / Марина Комарова // Днепровская неделя. — 2020. — 5 февраля. — С. 3.

Милиционеров в Могилеве учат национальному жестовому языку. Занятия по программе повышения квалификации проходят второй год  в институте МВД.

Несмотря на то, что на лекциях диалог лектора и слушателей не останавливается ни на минуту, занятия идут в полной тишине. Но каждое движение руки или лица собеседников несет в себе слово или целое предложение.
Это в первый день специалист по жестовому языку и сурдопедагогике Елена Томашева, старший преподаватель кафедры психологии и коррекционной работы МГУ имени А.А. Кулешова, объясняла слушателям в погонах каждый жест, но уже за пару дней до зачета все общение строится только при помощи рук и мимики.
Основы жестового языка в январе изучали две группы стражей правопорядка со всей страны. 36-часовой обучающий курс, который проходит в форме лекций и практических занятий, поможет приобрести базовые знания для общения с людьми, имеющими нарушения слуха. Милиционеры получают необходимый минимум теоретических и практических знаний в области жестового языка глухих, и, что немаловажно, будут психологически готовы к общению с теми, кто не может слышать.
По словам Елены Томашевой, на занятиях слушатели знакомятся с дактильной речью, с национальным жестовым языком, структурой жестов, учатся осуществлять сурдоперевод текстов и устных сообщений. Также формируется минимальный словарь жестов, необходимый для общения с неслышащими людьми в экстремальных ситуациях. Эти слова и выражения помогут при знакомстве, оказании медицинской, процессуальной и правовой помощи. Сотрудник органов внутренних дел сможет расспросить о проблеме обращающегося человека, помочь ему найти дорогу в незнакомых обстоятельствах и т.д.
— Для сотрудников органов внутренних дел очень важно уметь вступать в коммуникацию, используя национальный жестовый язык, ведь в своей практической деятельности милиционеру приходится общаться, оказывать помощь, в том числе и людям с ограниченным слухом, — отмечает Елена Томашева.
Практически каждый милиционер, работающий в патрульно-постовой службе, Гос­автоинспекции, участковый инспектор сталкиваются в своей практике с необходимостью взаимодействовать с человеком, имеющим проблемы со слухом. За годы службы оперуполномоченного отдела уголовного розыска Советского РУВД Минска Максима Хотолева не раз бывали случаи, когда возникала необходимость опросить людей с нарушениями слуха. Не зная жестового языка глухих, приходилось просить помощи специалистов.
— Теперь же я сам могу свободно узнать, как зовут обратившегося человека, определить какая помощь ему нужна, принять заявление, — рассказывает Максим Хотолев. — Как оказалось, дактильная речь несложная, главное — выучить специальный алфавит и научиться составлять слова и предложения. Больше трудностей возникает при коммуникации на основе жестового языка.
Многие слушатели курсов захотели самостоятельно продолжить работу по изучению жестового языка, рассказал официальный представитель вуза Кирилл Моржанов. Причем некоторые уверены, что его применение полезно не только для коммуникаций с глухими людьми. Дактильная речь и жестовый язык могут пригодиться при общении с коллегами в ситуациях, когда необходимо обменяться информацией, но сделать это вслух по самым разным причинам невозможно.
Кстати, за два года курсы в Могилевском институте МВД прошли 149 сотрудников милиции.
Марина КОМАРОВА.