Храм, которого больше нет…

Пронькина, А. Храм, которого больше нет… : [Иосифовский собор в Могилеве] / подготовила Александра Пронькина // Веснік Магілёва. — 2020. — 3 июня. — С. 10. 

240 лет назад, 30 мая 1780 года, российская самодержица Екатерина II и император Священной Римской Империи Иосиф II заложили в Могилеве собор в честь небесного покровителя Иосифа II — Св. Иосифа Обручника.

Двадцатое столетие, в силу разных причин, оказалось безжалостным к памятникам городской архитектуры нашей страны. За последних сто лет неузнаваемо изменилось и лицо Могилева. До такой степени, что нашу древнюю, богатую культуру мы можем лицезреть лишь на чудом сохранившихся старых фото, поскольку материального воплощения у нее практически нет. Особенно разрушительными оказались веяния времени для объектов культовой архитектуры. Жертвой варварской ликвидации стал и Иосифовский собор, который украшал наш город до 30-х годов прошлого столетия.

Среди достопамятных событий XVIII века далеко не последнее место занимает приезд в наш город двух императоров для решения судьбы Речи Посполитой. После первого раздела Речи Посполитой Могилев был включен в состав Российской империи, став центром российской провинции. И именно в Могилеве венценосные особы договорились о сферах своего влияния и ликвидации этого государства.

Более чем за месяц до приезда Екатерины II в Могилев начали съезжаться министры, часть придворных, большое количество иностранцев, вельмож и местного дворянства. Город по своему многолюдью стал больше похож на столицу, нежели на губернский центр, в нем постоянно проходили балы и празднества. Чтобы императрица не скучала, из Петербурга была выписана придворная итальянская опера, построен деревянный театр… Готовились и военные маневры, для которых был собран корпус из лучших полков.

Австрийский император приехал в Могилев 22 мая 1780 г., раньше, чем Екатерина. Любивший путешествовать инкогнито, в Российскую империю он прибыл под именем графа Фалькенштейна, и в Могилеве поначалу никто не обратил внимания на офицера в зеленом гарнизонном мундире, который ходил среди прохожих совершенно один.

В семь часов утра он зашел в костел Св. Ксаверия (иезуитов), долго молился, стоя на коленях. Затем гулял по улицам и Губернаторской площади.

На следующий день после посещения Шклова (24 мая) подъехала к Могилеву и Екатерина II.

Встреча была роскошной. В трех верстах от города в сторону Шклова (дорога шла вдоль Днепра) была построена триумфальная арка, богато украшенная. Между нею и городом с одной стороны стояли войска, а с другой — народ и горожане с цеховыми хоругвями.

Возле арки Екатерину II встречал белорусский наместник — граф Захар Чернышев с чиновниками и дворянством. В сопровождении дворян и знатных вельмож императрица приехала в собор, где общалась с Георгием Конисским, архиепископом Могилевским.

Побыв на молебне и приложившись к иконам, Екатерина II отправилась в дом наместника. Там ей были представлены римо-католический епископ С. Богуш-Сестренцевич и священнослужители, а позже — «шляхетные» дамы.

На второй день Екатерина осматривала административные учреждения, разговаривала с чиновниками и дворянами. А в обед встретилась с императором Иосифом II, чтобы обсудить вопросы государственной важности.

В память об этой исторической встрече Екатерина II пожелала построить в Могилеве храм Святого Иосифа. Причем не просто храм, а памятник встречи неординарных людей, вершителей судеб стран и народов.

Среди представленных проектов наиболее выгодно отличался проект Николая Львова,

которому на тот момент было 27 лет. Это был один из самых образованных людей своего времени с разноплановыми талантами: архитектор, художник, график, инженер, геолог, ботаник, историк, археолог, этнограф, лингвист, поэт и писатель, музыкант, постановщик спектаклей… Его церковь казалась необычной по тем временам: простая по форме, без «французских кудрей», она подкупала своей строгостью, напоминавшей

древнегреческие, классические сооружения.

От увиденного Екатерина пришла в восторг и повелела Николаю Львову выехать в Могилев, «дабы согласить проект с местностью». Архитектор взял с собой Владимира Боровиковского, будущего известного мастера портрета, а тогда мало кому известного молодого художника. Именно он написал для украшения собора целый ряд высокохудожественных икон, на которых в виде святых и ангелов были изображены фавориты Екатерины II и она сама.

30 мая 1780 года Николай Львов присутствовал на торжественной закладке фундамента собора св. Иосифа в Могилеве и в течение 18 (!) лет, до самого окончания строительства, приезжал сюда, чтобы наблюдать за его ходом. Иосифов-скую церковь достроили в 1798 году, а в 1802-м она приобрела статус собора и стала первой культовой постройкой в стиле классицизма на территории Беларуси, и подлинны^ украшением города.

Николай Львов спроектировал не только сам собор. Он разрешил очень важную градостроительную задачу — по его проекту был построена цельная Соборная площадь на главной улице, ставшая своеобразным лицом города. Она включала теплую церковь, колокольню, два дома для священнослужителей и триумфальную арку.

Бытует легенда, что что в момент, когда Екатерина и Иосиф склонились над закладным камнем, у императрицы порвалось жемчужное ожерелье, и жемчужины посыпались на землю. Придворные бросились их поднимать. Но царица остановила их, сказав: «Пусть жемчужины остаются в земле, но пусть храм, который вырастет на этом месте, будет таким же прекрасным, каким было ожерелье». Иосифовский собор был действующим до 1929 года. Его взорвали в 1938 году, когда приняли решение о переносе столицы Белоруской ССР из Минска в Могилев.

А в 1940-м году на месте собора была построена гостиница «Днепр».

■ Из всего ансамбля площади сохранилась лишь сильно измененная арка. Построенная задолго до окончания строительства собора, она служила декоративным элементом площади. Сейчас на ней выбиты названия военных частей и соединений, освобождавших Могилев в 1944 году.

Подготовила Александра ПРОНЬКИНА