«Сокровища» «Эрмитажа» покорили могилевчан

Иванюшина, М. «Сокровища» «Эрмитажа» покорили могилевчан / Мария Иванюшина //Могилевская правда. — 2008. — 27 июня. — С. 1, 3.

Если люди разных стран, национальностей и конфессий собираются вместе в Могилеве, значит, в городе проходит фестиваль духовной музыки «Магутны Божа».

16-й Международный музыкальный форум, открывшийся во вторник, собрал хоровые коллективы и исполнителей из 8 стран — Беларуси, России, Украины, Болгарии, Германии, США, Китая, Польши. Во время торжественного открытия фестиваля во Дворце культуры области присутствовали представители областной и городской власти, православной и католической конфессий.

— Этот фестиваль — очень важное событие. Благодаря сакральной музыке мы стано­вимся совершеннее. Евангелие можно нести людям в стенах ко­стела, церкви, а можно через культуру, — отметил архибискуп Тадеуш Кондрусевич, митрополит Минско-Могилевский.

Но еще за день до торжественного открытия фестиваля зрителей порадовал Губернский театр хоровой музыки из Саратова. Как рассказала его художественный руководитель и дирижер профессор Людмила Лицова, «…наша публика — это и молодежь, и пенсионеры, и коллеги-музыканты… В соответствии с этим мы и формируем программу. Кроме того, есть музыканты и исполнители, с которыми нас много связывает. Так рождаются посвящения. Вот, например, со Станиславом Семеновичем (председатель жюри фестиваля, народный артист России Станислав Калинин) мы знакомы еще со времен его работы хормейстером».

Как воспоминание о былом, в тот вечер в честь Станислава Калинина Губернский театр исполнил песню «С берегов Волги». Православная тема звучала в «Литургических песнопениях» и «Богородице Дево Радуйся!» Альфреда Шнитке, земляка артистов, которым, по признанию Людмилы Лицовой, они гордятся. Вообще в ходе концерта наладилось очень теплое общение с публикой. «Мы, безусловно, много энергии отдаем в каждом своем выступлении», — говорит Людмила Лицова. Вот и ветеранов войны, присутствующих в зале, саратовцы порадовали задорной песней из кинофильма «Волга-Волга». А для всех могилевчан прозвучала, по-моему, лучшая версия «Беловежской пущи». Кстати, партитуру этой «визитной карточки» белорусов саратовскому коллективу вручили прямо на железнодорожном вокзале, так что репетировать пришлось в поезде.

В среду на фестивале начался конкурс вокалистов. Честно признаться, после первого тура я подумала, что от оперы меня теперь отвернет надолго! Восемь вокалистов, в программе у каждого четыре произведения, среди которых неизбежное «Аве Мария»… Непросто в третий раз слушать прославление Матери Божьей — Качинни и в четвертый раз — Гуно, причем не в самой лучшей форме: сипло, слабо, «в нос», въезжая и садясь на ноты, не всегда чисто…

Но вот на сцене появилась восточная хрупкая дива в платье винного цвета — Чень Сяо Ся. 26-летняя китаянка приехала в Беларусь в 2004 году и уже успела стать дипломантом многих международных конкурсов. Сейчас девушка заканчивает магистратуру Белорусской Академии музыки. Ее чистый и сильный голос, эмоциональное исполнение нельзя сравнить с данными остальных участников.

— Хотя уровень конкурсантов с каждым годом все выше — появляются новые интересные голоса, разные по окраске, — думаю, Чень Сяо Ся, бесспорно, лучшая, — говорит молодая, но уже признанная на многих международных конкурсах, включая фестиваль «Магутны Божа», артистка и ведущая конкурса Майя Красовская.

Сама же Чень Сяо Ся рассказала, что участие в фестивале такого уровня полезно для ее профессионального роста как вокалистки. Кроме того, ее очень привлекает наша культура: «Се­годня вечером обязательно хочу сходить в вашу церковь (китаянка собиралась на концерт болгарской органистки Дэсиславы Кошилас в Кафедральном костеле Успения Пресвятой Девы Марии и Св. Станислава — М.И.), интересно больше узнать о вашей религии».

Вереду вечером сотни могилевчан потянулись во Дворец культуры области, где давали концерт москвичи — ансамбль солистов «Эрмитаж» под руководством «золотого гобоя России» Алексея Уткина. Впервые довелось увидеть, как 5 скрипок, 2 альта, виолончель, контрабас и клавесин играли абсолютно точно, слаженно, без строгого дирижера. Нет, дирижер там все-таки присутствовал — сам Алексей Уткин, который солировал на гобое и одновременно каждой частичкой своего тела ощущал, слышал и направлял свой коллектив. При этом редко поворачиваясь к своим музыкантам лицом.

Полтора часа программы пролетели, как пять минут. «Эрмитаж» просто покорил могилевчан своими музыкальными «сокровищами». Репертуар был логически выстроен от популярного «Адажио» Марчелло к строгому Баху, от беззаботного Гайдна, светского Штрауса к аргентинскому гению танго 20-го века Астору Пьяццолла. Вначале математически сдержанное звучание клавесина заставляло нас напряженно вглядываться вглубь сцены, казалось, вот-вот там появятся дамы и кавалеры, непринужденно станут в фигуры по команде балетмейстера. А под конец блеск красного дерева виолончели и рыжего контрабаса окунул в сюрреализм черно-белого Феллини. Теперь можно было представить где-то там напряженно танцующих, не смотрящих друг другу в глаза актеров. Пьяццолла вызвал особый восторг у зрителей, Уткина долго не хотели отпускать!

Вчера на фестивале прошел конкурс хоровых коллективов и вечер памяти народного артиста СССР Виктора Ровдо и профессора Гая де Пикардо. На Архиерейском валу Могилева уже во второй раз состоялся праздник колокольного звона. Фестиваль торжественно закроется сегодня, и победитель получит Гран-при. Но еще в субботу на площадке возле Центрального Дома быта презентует свой альбом Александр Патлис. Лишь бы не помешал дождь: музыке нужен простор.