Хитрикова, Г. Умеющий видеть : [памяти фотографа Мирона Щудло] / Галина Хитрикова // Днепровская неделя. — 25 ноября. — С. 5.
Он пришел в фотографию случайно — поспорил с друзьями, что сделает для одного из самых престижных международных фотоконкурсов работу, которую заметят и отметят, хотя хорошо знал, как долго могилевские фотографы шли к участию в международных салонах. Верил ли он сам в тот момент в то, что у него может что-то получиться? Но характер не позволил отступить.
Он настойчиво снимал — портреты, пейзажи, детей и взрослых, город и природу. Из сотни кадров получался один снимок, заслуживающий внимания. Признался себе в том, что ему стоит научиться фотографировать, а это непросто человеку в пятьдесят лет. Не опустил руки: вслушивался в каждое слово наставников и вновь снимал-снимал-снимал. Проявлял, печатал и вновь снимал-снимал-снимал. А когда получил первые одобрения коллег по увлечению, позволил себе поэкспериментировать с фотографией — дополнить изображение графикой, используя навыки профессионального художника.
Получилось что-то необычное, особенное, выразительное… И несколько таких работ он отправил на конкурс. И с того самого момента имя Мирона Щудло ассоциируется с фотографией.
На международных салонах он одержал не одну по беду в самых разных номинациях. Уже в 1994-м он был назван австрийскими ценителями фотографии «Открытием года», а в 2003 году в Оклахоме (США) признан самым оригинальным фотохудожником по версии PSA Journal. Европейские журналы размещали статьи с анализом его творчества и его философскими воззрениями, азиатские салоны заваливали приглашениями. А он, понимая, как быстротечно время, занялся наставничеством, собирая вокруг себя молодых, дерзких, активных, жаждущих быть увиденными и понятыми.
И продолжал работать. Его фотографии постоянно участвовали в коллективных международных выставках, в том числе «Мировом туре» (Австрия, Франция, Испания, Италия, Япония, Китай, Корея, США, ЮАР, Австралия и пр.), «100 лучших авторов мира» (Германия), «Лучшие работы XX века» (Австрия).
Были достигнуты вершины творчества, было признание, его персональные выставки проходили на лучших площадках Беларуси и за ее пределами. А он не успокаивался — пробовал себя в керамике, вернулся к живописи, предложив коллекцию картин, созданных с помощью кофе, шоколада, вина, акрила и нефти на полиэфирном волокне, выпускаемом ОАО «Могилевхимволокно», где работал. Участвовал в фотоконкурсах, продолжая удивлять особенным подходом в создании фотосюжетов, занимался выставочной деятельностью, в том числе реализацией таких крупных и нашумевших проектов, как «Ах, Одесса», «Молдова—Могилев», «Свадебный переполох-1», «Свадебный переполох-2» и других.
Счет международных салонов, в которых приняли участие его фотографии, перевалил за четыре сотни. Самые титулованные из них пополнили коллекции музеев фотографии Испании, Австрии, США, Японии, Кореи, Китая, Англии, Франции и Бельгии. Член Белорусского общественного объединения «Фотоискусство», заслуженный и почетный художник ассоциаций фотоискусства Европы и Азии, обладатель множества Гран-при, золотых, серебряных и бронзовых медалей ПАР и PSA Могилевский фотограф Мирон Щудло на протяжении тридцати лет работал в самых разных жанрах фотодела, но главной темой всегда была Ее Величество Женщина. Он видел ее особенную красоту, ее ранимую душу, ищущую радости и участия, восхищения и понимания. Она была главным источником его вдохновения — ранимая, трогательная, женственная…
«Никому ничего не хочу доказывать. Я прежде всего люблю то, чем занимаюсь…» — отметил он в одном из последних интервью.
18 ноября Мирона Васильевича Щудло не стало….