Магия звукового кино

Микулич, А. Магия звукового кино : [история кинемотографа в Могилеве] / Александр Микулич // Днепровская неделя. — 2020. — 23 декабря. — С. 5. 

Хотя технологии киносъемки и записи звука появились почти одновременно в конце XIX века, они долго развивались независимо друг от друга. Но уже тогда были сделаны первые попытки озвучить картинку на экране.

Чарли Чаплин — против

К примеру, Леон Гомон, французский предприниматель и один из основателей мирового кинематографа, пытался демонстрировать фильмы братьев Люмьер под фонограмму, записанную на фонограф. Однако звук был очень слабым, и его слышали только люди, сидевшие рядом с аппаратом. Предприимчивый Томас Эдисон пошел в этом деле своим путем и создал кинетофонограф, объединив фонограф и кинокамеру. А его помощник Уильям Диксон снял этим аппаратом первый звуковой киноролик. Но результат не порадовал: звук был очень слабым, да и слова не попадали в изображение. Фильмы, снятые по обе стороны океана, оставались «немыми» и шли в прокат с пояснительными титрами.

Кстати, в Беларуси, по данным Государственного исторического архива БССР, «немое» кино первыми увидели жители Витебска в начале 1898 года. В Минске в 1900 году предприниматель Рихард Штремер открыл свой кинотеатр на Захарьевской улице. Для жителей Могилева первый киносеанс состоялся 10 августа 1903 года в здании городского театра, о чем сообщила газета «Северо-западный край». Горожане полюбили кино. Поэтому состоятельные люди решили, что «синематографические картины» можно показывать постоянно в специальном помещении. Вскоре в городе появились электротеатры «Модерн» и «Чары» на Днепровском проспекте и «Электробиоскоп Сквирского» на улице Большая Садовая. Не остался в стороне и Бобруйск. Здесь открылись частные электротеатры «Весь мир» предпринимателя А.П.Фейнберга и «Гигант» А. Беленького. Вскоре к ним присоединился электротеатр «Художественный». Всего же перед первой мировой войной на территории Белоруссии таких кинотеатров насчитывалось 56!

Зрителям показывали фильмы разных жанров: комедии, драмы и даже первые боевики. И хотя эти ленты были без звука, кинопрокатчики для привлечения клиентов приглашали на сеансы скрипачей, пианистов, которые своей музыкой создавали необходимую атмосферу в зрительном зале. Кстати, многие кинопроизводители по обе стороны океана скептически относились к идее звука в кинематографе. Одним из таких активных противников, кстати, был Чарли Чаплин. В СССР в середине 20-х кинематографисты Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров на страницах центральных газет утверждали, что звук уничтожит культуру монтажа. А киносценарист Виктор Шкловский отметил, что «говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга».

Озвучивали сами себя

Однако ускоряющийся технический прогресс неумолимо приближал эру звукового кинематографа: растущая популярность радиовещания негативно отразилась на посещаемости кинотеатров. В Америке попытки привлечь аудиторию любым способом привели к появлению разновидности киношоу, которое называлось «кинодекламацией»: голливудские киноактеры озвучивали самих себя прямо в кинозале. Разъезжая вместе с картиной как театральная труппа, исполнители ролей из-за экрана громко произносили свои реплики синхронно с изображением.

Первым в истории полнометражным фильмом с синхронной речевой фонограммой в 1927 году стала американская музыкальная лента «Певец джаза», созданная по технологии «Витафон», когда звук был записан на грампластинку. Большая часть фильма представляла собой музыкальные номера. Первой произнесенной фразой в картине стала реплика главного героя: «Подождите, подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» Полноценная речевая фонограмма появилась только в следующей картине, снятой в Голливуде по системе «Витафон» — «Поющий дуралей». В Европе кино со звуком на грампластинках впервые появилось в немецком фильме «Мелодия мира», вышедшем на экраны в 1929 году.

Проблему синхронизации звука и изображения в кинематографе инженерам удалось-таки решить, совместив и изображение и фонограмму на кинопленке. Вскоре за рубежом и появились системы оптической и записи звука — «Триэргон», * «Мувитон», «Фотофон». И «Вита-фон» канул в лету.

Звуковое кино в СССР появилось благодаря разработкам инженеров Александра Шорина, Павла Тагера и Вадима Охотникова, созданным в 1928 году. А уже 5 октября 1929 года на Невском проспекте в Ленинграде открылся первый, звуковой кинозал в стране. Репертуар кинотеатра состоял из экспериментальных фильмов с музыкальными номерами. В это время в городе на Неве находилась студия художественных фильмов «Советская Беларусь», которая из-за отсутствия технической базы в Минске временно размещалась в здании театра «Кривое зеркало». Съемка звуковых фильмов не могла не заинтересовать белорусских режиссеров и операторов. Они стали активно перенимать опыт ленинградских коллег. Итогом такой плодотворной работы стал экспериментальный фильм «Переворот», снятый режиссером Юрием Таричем. Лента состояла из пяти сюжетов, демонстрировавших возможности звукового кинематографа: речь председателя СНК БССР, декламация поэмы, концерт, звуковая хроника и политический шарж «Приключения Аленки на границе». Премьера фильма прошла 10 ноября 1930 года в минском кинотеатре «Красная звезда». А 24 декабря «Переворот» показывали в Могилеве на торжественном открытии звукового кинотеатра «Чырвоная Зорка».

В 1931 году вышел первый в СССР звуковой художественный фильм о перевоспитании беспризорных подростков в первые годы советской власти «Путевка в жизнь» режиссера Николая Экка. В 1932 г. белорусский режиссер Владимир Корш-Саблин снял «Первый взвод». К 1934 году произошел полный переход советского кинопроизводства к звуковому кино.

От «Чар» к «Чырвонай Зорцы»

Октябрьская революция сломала прежние устои жизни и стремительно внедряла новые Уже в феврале 1918 года Совнарком принял постановление о реквизиции кинематографов. Это обстоятельство сказалось на кинопрокате в Могилеве, В начале 20-х «фильму» в городе показывали только в двух кинотеатрах «Чары» и «Модерн». Вскоре обветшавший корпус «Модерна» снесли и на его месте построили жилой дом. Потом не стало и «Чар» — то ли кинотеатр сгорел, то ли разрушился, когда неподалеку взрывали церкви. Но в 1930 году на этом же месте построили «Чырвоную Зорку» по проекту инженера Лоссера. Архитектуру здания назвали «своеобразным белорусским вариантом контруктивизма» из-за сочетания прямоугольных, сферических и полуцилиндрических форм.

За 90 лет фасад кинотеатра не изменился. В годы Великой отечественной войны оккупанты переименовали его в «Луч», там демонстрировались только немецкие фильмы, киножурналы о победах гитлеровской армии. Весной 1943 года Могилев посетил генерал Власов. По радио и в газете сообщили, что будет выступать перед горожанами в кинотеатре «Луч». Но послушать предателя могилевчане не пришли. В зале были только полицаи и работники городской управы. «Чырвоная Зорка» несколько пострадала во время освобождения Могилева от немецких оккупантов. Но здание восстановили в 1948 году, через 6 лет — реконструировали, а в конце 1980-х там сделали капитальный ремонт. Кстати, никому из горожан никогда и в голову не приходило сказать, например: «Пойдем в «Красную звезду». Нет! Все шли смотреть кино только в «Чырвоную Зорку»!

В 1938 году власти БССР задумали «переезд» столицы из Минска в Могилев. Но будущий столичный город не мог довольствоваться только одним кинозалом. Было решено построить еще один кинотеатр. «Родину» возвели ударными темпами — всего за год! Столицей Могилев так и не стал. Зато с 6 ноября 1939-го горожане смотрят в «Родине» кино. Фильмы здесь «крутили» даже в первые дни войны. Это была лента «Парень из тайги» с Иваном Переверзевым в главной роли. Зрителями были в основном красноармейцы и подростки из близлежащих домов. Последний сеанс в «Родине» прошел в 10-х числах июля…

В оккупацию тут шли фильмы только для немецких солдат. После освобождения кинотеатр около месяца был «на карантине», пока саперы не извлекли из здания все мины. Не было киноаппаратуры, отсутствовала электроэнергия (чтоб заработал «движок», работникам приходилось добывать керосин), для зрителей в зале сколотили скамейки… Но как же могилевчане соскучились по кино! И первая после освобождения кинолента «Она защищала Родину», говорят, шла в переполненном зале…

Кино в массы

Одним из первых в послевоенный период, в 1958 году, в Могилеве был открыт кинотеатр «Смена». В настоящее время он реконструирован в православный храм преподобного Серафима Саровского. Первого октября 1963 года на Пушкинском проспекте заработал кинотеатр «Космос». А в 1969 году в областном центре открылся широкоформатный кинотеатр «Октябрь». В феврале 1989 года состоялось торжественное открытие кинотеатра «Ветразь». Несмотря на такое обилие кинотеатров, в 70-е и 80-е годы горожанам было трудно купить билет в кино. Нужно было пару часов постоять в очереди в кассу! И не дай бог затем потерять билетик.

В начале 90-х спрос на фильмы на большом экране упал, киноаппаратуру в кинотеатрах зачехлили. Гремели лишь популярные вечерние дискотеки, а некоторые зрительные залы сдали в аренду предпринимателям… Но большое кино снова вернулось в Могилев. Городские власти нашли деньги на ремонт помещений, в кинозалах поменяли кресла и экраны, обновили фойе, оснастили цифровыми системами показа и звука. Можно уверенно сказать, что 4 городских кинотеатра («Родина», «Космос», «Чырвоная Зорка» и «Ветразь») стали современными кинотеатрами XXI века и пользуются у горожан и гостей областного центра определенным успехом.