Они всегда там, где нужна помощь

Они всегда там, где нужна помощь : [пожарная аварийно-спасательная часть № 8 Ленинского района Могилёвского городского отдела по ЧС] / Анастасия Комкова // Веснік Магілёва. — 2021. — 13 января. — С. 12.

О тех, для кого не существует чужой беды. О людях самой мужественной профессии

Подвергая опасности свою жизнь, они спасают чужие: в дыму и огне пожаров, у искореженных транспортных средств, в эпицентре природных стихий. 19 января в Беларуси отмечают День спасателя — это и стало поводом нашего визита в пожарную аварийно-спасательную часть №8 Ленинского района Могилевского городского отдела по ЧС.

Служба дни и ночи
С ростом прогресса происшествия становятся все сложнее и технологичнее — в этой вечной гонке у спасателей нет права на проигрыш, ведь на кону стоят наши жизни.
Безопасность горожан а- в руках могилевских спасателей-пожарных, для которых не существует разделения на день или ночь. Вместе с другими подразделениями страны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю на помощь каждому готовы прийти три десятка спасателей ПАСЧ-8. Бесстрашные и смелые в ответственный момент, в обычной жизни они немногословные и скромные.
К слову, пожарное отделение которое обслуживает два микрорайона Могилева — Казимировку и Спутник, начало функционировать ровно 6 лет назад.
…Пока слегка подмерзшая после ночи земля постепенно одевается в снежный наряд, предрождественским темным утром мы спешим на развод (смену дежурства).
У подразделения свой строгий распорядок дня. В 8.30 новая смена заступает на дежурство. Начальник части Дмитрий Безмен доводит до бойцов оперативную информацию о происшествиях и ставит задачи на день. Руководит пожарной частью Дмитрий Васильевич с октября  прошлого года, до этого руководил ПАСЧ-3. А вот жизни спасает уже несколько десятков лет.

Как и многие мальчишки, в детстве мечтал стать пожарным-спасателем. Интерес к профессии загорелся после экскурсий в ПАСО. Вот так и решил связать свою жизнь с профессией. За 23 года было много всего, но особо помнится, к сожалению, только плохое. Тяжело, когда ты не в силах помочь или что-то исправить.
В целом, по словам начальника части, ушедший год выдался спокойным и, к счастью, не унес жизни людей в ЧС в районе обслуживания. А в новогодние праздники был выезд на загорание бани.

Спасенный лебедь
Заместитель начальника части Вадим Карконников начинал службу мастером-спасателем в 2007 году.

— В 6 классе школы я уже решил для себя, что хочу стать спасателем. Работа пожарного — сложная, тяжелая, она требует огромной концентрации внимания. Не бывает похожих пожаров — каждый раз это горячо, опасно, больно, страшно. Пожарные — тоже люди, и любой перебарывает страх, заходя в горящее здание. Самое страшное — ситуации, когда ты бессилен, когда стихия берет верх. Такое случается редко, но все же навсегда врезается в память, заставляет анализировать, работать над своим мастерством, чтобы такого не произошло. Во’ обще в нашей профессии нет случайных людей, каждый выполняет свой долг самоотверженно и достойно.
За период моей работы в ПАСЧ-8 с 2018 года в нашем районе, к счастью, не погиб ни один человек. Было 5 спасенных из огня. Самые частые вызовы, по словам Вадима Карконникова, — из-за пригорания пищи: люди забывают выключить плиту. Весной — это палы травы. Есть среди вызовов и помощь населению — поймать крысу, ужа, летучую мышь, избавиться от осиного или пчелиного гнезда.

— Был в моей практике необычный случай: с района поступил вызов — на озере охотники подстрелили лебедя. На его поиски мы потратили около двух часов, но я его нашел. У него было подбито крыло. Мы отвезли птицу в Зоосад, где ему оказали оперативную помощь. Лебедь выжил и до сих пор там живет. Виновников, правда, так и не нашли.

Профессионализм и современные технологии

ПАСЧ-8 расположена вблизи минской трассы. Здесь особенно интенсивное движение, и львиная доля вызовов — это ДТП и возгорания автомобилей.
На этот случай машины МЧС оснащены специализированным гидравлическим оборудованием. С его работой нас знакомит старший инструктор-спасатель Андрей Прудников.
Комбинированный гидравлический инструмент, к примеру, предназначеный для разжима, сдавливания, стягивания или разрезания металла.
— В конце 2020 года оборудование приходилось использовать достаточно,.часто — к сожалению, у нас происходит много ДТП. Андрей Прудников отвечает за работу отделения пожарной автоцистерны. Выбор будущей профессии предрешила служба в армии, и уже 12 лет он служит в МЧС.
— Самый запоминающийся для каждого из нас, конечно, первый пожар. На пожаре самое страшное — паника. Каждую секунду думаешь, прогнозируешь обстановку, понимаешь, с чем столкнулся, и знаешь, что должен предпринять в этот момент. Тогда и бояться некогда. Вот когда не знаешь, что делать, — тогда страшно. Но в этом и заключается наш профессионализм
контролировать
свои действия, эмоции и сделать все, что в твоих силах, чтобы спасти людей.
Начальник дежурной смены Максим Ремесленников спасает жизни уже 7 лет. Его основная задача — руководство тушением пожара.
— Вся моя жизнь со школьных лет была связана с МЧС, поэтому вопрос о выборе профессии даже не стоял. В школьные годы занимался пожарно-спасательным спортом, участвовал в соревнованиях МЧС, занимался на «штурмовке», тренировался на базе ПАСЧ-2. Тушение пожаров — сложный труд, здесь важен единый командный дух. От каждого из нас зависит жизнь и здоровье людей. Поэтому мы делаем все, чтобы оправдать доверие, которое нам оказывают.

Водитель большое машины

На вооружении в ПАСЧ-8 -два боевых расчета: пожарная автоцистерна отечественного производства на шасси повышенной проходимости водоизмещением Юти автомобильный коленчатый подъемник с высотой подъема 48 м. Последний-уникальный, в Беларуси только два подобных пожарных автомобиля. Его стрела позволяет достать до 15 этажа. Есть еще две резервные техники — АСА и АЦ-5,0.
Уникальной по размерам и возможностям АКП-48 управляет старший инструктор по вождению пожарной машины — водитель Максим Матиевский.

В пожарной части водитель работает с самого ее открытия в 2015 году, а начинал службу в МЧС более 10 лет назад.

— Длина автомобиля АКП-48 — 12 метров, высота — 4 метра. Ширина при выдвинутых аутригерах — чуть больше 5 метров. При угле в 95 градусов высота лестницы достигает 48 метров, грузоподъемность люльки — 350 кг; есть здесь и возможность подключения генератора, чтобы при необходимости подключить на высоте электроинструмент. Я могу видеть все происходящее по камере, а также управлять лафетным стволом. Управление передается и на пульт непосредственно в люльке. Все автоматизировано и оснащено на высшем уровне, — рассказывает Максим Матиевский.

Раскладывание и установка АКП-48 — зрелище, конечно, захватывающее, но пусть необходимость в этом возникает как можно реже. Также мне довелось увидеть тренировочное занятие: «пострадавшего» поднимали из канализационного люка.
Могилевские спасатели пожелали горожанам в новом году крепкого здоровья. И поделились приметой: главное — не надевать в предпраздничные дни новую спецодежду или берцы, ведь тогда обязательно будет вызов.
Мы благодарны вам, люди благородной и героической профессии! Пока жизнь идет своим чередом, вы оберегаете нас.