Спасибо, солдат, за мирное небо

Спасибо, солдат, за мирное небо : [воспоминания о войне могилевчанки Тамары Мельниковой] / материал к печати подготовила Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 8 мая. — С. 10.

След войны в моей семье
Война… Что может быть страшнее? Смерть, разруха, голод, болезни, потеря родных и близких, страх… Но именно на войне встретились мои родители. Так случилось…
Отец, Владимир Сергеевич Спиридонов, родился в Москве. Рассказывал о том, как мечтал быть летчиком, готовился к поступлению в военное училище: занимался спортом, хорошо учился, но из-за плохого зрения ему отказали. Очень переживал. Отслужив, устроился в родном городе на завод. Но как только началась война, окончил курсы спецшколы и был заброшен в тыл врага — в Могилевскую область. Начинал рядовым партизаном 113-го партизанского полка, а закончил войну комиссаром этого отряда. Здесь же он познакомился со своей будущей женой — Любовью Клейч. Мама родилась и жила в Могилеве, окончила фабрично-заводское училище. А когда город заняли фашисты, была связной партизанского отряда.
После войны они поженились, прожили долгую и счастливую жизнь, оставаясь друг для друга опорой. Мы, дети, а еще пять внуков и двое правнуков, ежегодно собирались у них дома на 9 Мая. Этот день был для каждого из нас вторым днем рождения — накрывали стол, нарядно одевались, поздравляли друг друга, пели песни военные, пересматривали семейный альбом. Нам родители не любили рассказывать о войне, но когда собирались у нас дома однополчане, а было это очень часто, уже из их разговоров мы узнавали о том, что t пришлось пережить родителям, о том, каких хороших людей они потеряли во время войны. Однажды, будучи подростком, засидевшись до поздней ночи за столом с гостями в День Победы, я услышала воспоминания 14 про то, как моя мама, выполняя задание, чуть не попала в плен F к фашистам. Хоть и понимала, что все уже в прошлом, за нее очень испугалась. Тогда, наверное, впервые в жизни поняла, я что такое война.
Мама была чутким и очень добрым человеком. А в молодости — красавицей. Папа как-то признался, что влюбился в нее с первого взгляда. Его просто поразили ее голубые, как васильки, глаза и длинные косы.
0 Мама рассказывала, что в лесу, на Усакинском болоте, где базировался партизанский отряд,  и с такими волосами было очень хлопотно, не было возможности ухаживать, из-за чего она заболела тифом. Лекарств не было — мама чуть выжила. Волосы приходилось мыть прямо в проруби, зимой — водой растопленного на костре снега. Мыло меняли на хлеб. Но от длинных своих кос не отказалась — не хотела расстраивать любимого. А он оберегал ее от тревог за себя — не рассказывал о деталях боевого задания, а ходил минировать железнодорожные пути, за «языком», в разведку, партизаны предупреждали мирных жителей о планируемых поджогах деревень фашистами, помогали им прятаться на это время в лесу. Постоянные облавы, проводимые фашистами, вынуждали партизан менять места дислокации, поэтому зимой часто приходилось спать в сугробах. Отец очень тяжело переживал смерть товарищей. А после войны, когда он с однополчанами поднимал поминальную рюмку за столом, называл поименно каждого, кто не дожил до весны 1945-го. Всю жизнь он хранил картотеку партизан отряда, которая впоследствии помогала одним восстановить свое честное имя, другим — иметь подтверждение участия в партизанском движении, не позволила предать забвению подвиг погибших.
Уже в мирное время мои родители принимали самое активное участие в восстановлении разрушенного войной хозяйства страны. Поначалу ютились на съемных квартирах, а спустя годы построили дом на Грушенском переулке в Могилеве. Отец прошел переподготовку в Москве и до пенсии работал на нескольких предприятиях города директором.

Построенный ими небольшой дом стал местом встречи участников партизанского движения на Могилевщине. Те, кто жил далеко за пределами региона, приезжали погостить на несколько дней и останавливались у нас. Вечерами вспоминали военные годы, пели хором военные песни. В День Победы с утра ходили на митинг в Могилеве, а затем уезжали в деревни, где жили бывшие партизаны, сельчане, которые помогали им во время войны, не дали умереть с голоду, делясь последним куском хлеба, последней «бульбай». Возвратившись, родители часто говорили между собой о том, какое же это счастье*остаться в живых и увидеть мирное небо над головой своих детей.

Их уже нет с нами несколько лет. Но я по-прежнему  накрываю стол, нарядно одеваюсь и достаю семейный альбом. Приезжают дети и внук Бережно пересматриваем,а содержимое шкатулки, в котором храним награды папы и мамы. Они были и остаются для нас примером стойкости и отваги, жизнелюбия и человеколюбия. Мы признательны им за то, что смогли, выстояли, одолели врага! И всем солдатам Великой Отечественной войны заплатившим за Победу свое жизнью.
Какое же это счастье виде! мирное небо над головой своих детей!