Прочное основание

Александров, Г. Прочное основание : [Могилевавтодор] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2021. — 24 июня. — С. 13. 

<p>24.06.2021</p>
<p>Прочное основание</p>

Неправда, что автомобильные дороги не молодеют. Их обновляют, ремонтируют, вдыхают новую жизнь. За каждым километром отремонтированной трассы — напряженный труд дорожников. Лето для них — самая жаркая пора: помимо строительства и ремонта дорог, мостов повсеместно идет благоустройство остановочных павильонов, обочин.
–Конечно, летний сезон наиболее благоприятен для строительства и ремонта дорожного полотна, хотя и зимой мы не останавливаем работу, — подчеркнул генеральный директор РУП «Могилевавтодор» Анатолий Лопатин. — Сейчас она ведется практически во всех районах области — дорожники стараются максимально использовать каждый погожий час.
Под эгидой «Могилевавтодора» — международные и республиканские магистрали. Чтобы эти сложные, дорогостоящие инженерные сооружения служили долго, отвечали современным требованиям по долговечности, грузоподъемности, безопасности движения, дорожники постоянно совершенствуют строительный процесс с помощью различных инновационных решений. К примеру, при реконструкции участка шоссе Р-122 Могилев—Чериков—Костюковичи на выезде из областного центра впервые с 80-х годов прошлого века уложено цементобетонное покрытие. Решение в пользу бетонки нового поколения, укладываемой по самой современной технологии, было принято не случайно — количество авто на «чаусской» трассе, объединяющей 8 районов области и выходящей на границу с Россией, постоянно растет. Как сообщили в «Могилевавтодоре», на подъезде к Могилеву со стороны Чаус в среднем проходит около 13 тысяч автомобилей в сутки. Более того,  есть основания полагать, что за ближайшие два десятка лет транспортная нагрузка увеличится примерно вдвое. Больше по этой автомагистрали стало проходить и тяжелой техники — «дальнобойных» фур и лесовозов. Словом, техническую категорию автомагистрали после реконструкции повысят с третьей на первую (скоростные трассы), где в каждом направлении будут две полосы движения шириной не меньше 3,75 метра.
Уникальным, по словам дорожников, был и проект по строительству моста через Сож на автодороге Р-140 Славгород – Краснополье. В ходе возведения мостового перехода были осуществлены операции, которые раньше в белорусском строительстве не применялись. К примеру, металлические фермы для него были демонтированы при реконструкции моста в Кричеве (было получено заключение БелдорНИИ, что они еще могут прослужить десятки лет), после чего их водным транспортом перевезли в Славгород. Для транспортировки и монтажа была создана специальная плавучая система из двух барж-площадок. Строители сэкономили не только время для возведения мостового перехода, но и деньги — для производства новых ферм потребовалось бы почти полтысячи тонн дорогостоящего металла. Сданный в прошлом году мост не только связал два берега Сожа, но и открыл комфортный доступ к памятнику природы республиканского значения «Голубая криница», улучшил транспортную логистику Славгородского района и открыл возможности для еще одного выхода на приграничные районы России. Дорожники также возвели подходы к мосту, протяженность которых  — 6,5 километра с обеих сторон.
Но, как говорится, продолжение следует! В нынешнем году «Могилевавтодор» приступил к ремонту автодороги Р-140 Славгород—Краснополье.
—  Ввод моста влечет за собой увеличение транспортного потока, но трасса Р-140 — единственная дорога республиканского значения в Могилевской области, большая часть которой представляет собой «гравийку», — говорит Анатолий Лопатин. — Поэтому решено положить там асфальтобетонное покрытие  — в этом году планируется ввести в эксплуатацию 4 км дороги. Сейчас на этом участке благоустраивается  полоса отвода и готовится основание для укладки асфальтобетона. Причем впервые в Могилевской области при этом используется уникальная технология, специальный комплекс техники, позволяющие без замены нижних слоев обеспечить надежность и прочность дорожной одежды — это также поможет нам  сэкономить время, материалы и прочие ресурсы.
Как это делается, дорожники пригласили посмотреть на практике, и мы с заместителем генерального директора «Могилевавтодора» Сергеем Тыльцом по трассе Р-71 выехали из Могилева в сторону Славгорода. Строительные работы, кстати, проводятся и на этой дороге — на 50 километре шоссе идет ремонт моста через речку Хотимка. А еще местами по трассе дорожники заделывали трещины на асфальтобетонном покрытии, мелкие ямочки. «Представьте масштаб таких работ: только за прошлый год силами наших ДЭУ на дорогах области заделано 566 тысяч погонных метров трещин, выполнено около 100 тысяч квадратных метров ямочного ремонта», — приводит цифры Сергей Тылец. Спустя полчаса проезжаем по новому красавцу-мосту через Сож. Своеобразный его символ — установленный на постаменте якорь. Оказывается, его извлекли со дна реки при возведении опоры моста. Местные краеведы предполагают, что якорь был выкован в середине XIX века на заводе А.И. Бенкендорфа в деревне Старинке в 11 километрах от Славгорода. Построенный мост — тоже  свое­образные инвестиции в развитие экономики района, сельского и лесного хозяйств. К той же «Голубой кринице» ведет теперь благоустроенная бетонная дорога. Возведены автомобильные стоянки, торговые ряды, фестивальная зона, места отдыха — все это часть местного проекта «Мост» по развитию агроэкотуризма и в целом сельского предпринимательства в Славгородском районе. Активно строятся в живописном Засожье и агроусадьбы. И конечно же новый импульс развитию экономики региона придаст реконструкция трассы Славгород—Краснополье — всюду, где построены хорошие дороги, заметно преображается,  становится более комфортной жизнь людей.
Заканчивается асфальт — мы выезжаем на ремонтируемый участок гравийной Р-140. На дороге в лесном «коридоре» работают люди и техника: грейдеры, разные строительно-дорожные машины, автоцистерны, катки. Разве что не видно асфальто­укладчика…
— Сейчас идет подготовка основания под укладку асфальтобетона, — пояснил начальник линейно-дорожной дистанции ДЭУ-77 Денис Чепиков. —  Причем впервые в нашей практике используем метод холодного ресайклинга — существующее основание дороги, можно сказать, перемалывается с помощью спецтехники, к нему добавляются специальные составы, в результате получается твердое, высокопрочное  основание, на которое затем и будем укладывать слой асфальтобетона. Все новое — интересно, для нас это хороший профессиональный опыт.
Измельчают старое покрытие с помощью ресайклера Wirtgen, оснащенного фрезерным барабаном со специальными резцами — это, между прочим, единственная такая машина в Беларуси. Мы наблюдаем за процессом ресайклинга — он выполняется  целым комплексом машин, соединенных на жесткой сцепке. Впереди этой колонны — автобитумовоз  (битумная эмульсия по трубам и шлангам подается к форсункам ресайклера), за ним мобильная установка для приготовления цементно-водной суспензии, сам ресайклер. Суть процесса: фрезеровочный барабан ресайклера срезает на заданную глубину старое основание дороги,  перемешивает его и поднимает в смесительную камеру, где к крошке добавляется битумная эмульсия и цементная суспензия. Получающаяся в результате масса укладывается в отфрезерованную полосу, уплотняется катком и после нескольких дней высыхания становится основой новой дороги. Спустя примерно месяц после упрочнения основания на него уложат слой асфальтобетона.
Спецтехника «приписана» к минскому предприятию «Гордорматериалы», и работают на ней его специалисты: машинист ресайклера Александр Халупин и его помощник Евгений Брешковский, машинист мобильной установки для производства цементной суспензии Дмитрий Жихар под общим руководством мастера Сергея Смычка.
— По технологии холодного ресайклинга мы обустраивали грунтовые дороги в Минске, — рассказывает Сергей Смычок. — Все необходимые параметры фрезерования, дозировка компонентов к смеси вносятся в компьютеры ресайклера и мобильной установки, поэтому качество работ очень высокое. Минский опыт показывает, что дороги на восстановленной «подушке», построенные несколько лет назад, служат прекрасно: основание менее подвержено деформации, воздействию воды, нет просадки грунта, асфальт практически не растрескивается.
Словом, выгоды такой технологии налицо: экономия  — в повторном использовании материалов плюс хорошие эксплуатационные характеристики нового слоя покрытия (оно дольше продержится, меньше средств понадобится на ремонт). Удобно и то, что при ремонте вся спецтехника располагается в пределах одной полосы, соответственно другая остается свободной для движения транспорта.
Конечно, использование этой технологии эффективно при условии высокого качества дорожных работ. Что ж, оно — под тщательным контролем. Разработка той же рецептуры добавляемых в состав смеси компонентов осуществлялась не где-нибудь, а в лаборатории БелдорНИИ. Приехавшие из столицы начальник лаборатории Максим Жуковин и ведущий инженер Анастасия Мазуренок довольны: никаких корректировок в рецептуру вносить не надо.
Дорожники не скрывают: объемы финансирования дорожных работ в последние годы в силу разных причин оставляют желать лучшего. Тем не менее основные планы удается реализовать — прежде всего за счет новых инженерных и технологических решений. Та же технология  холодного ресайклинга помогать решить несколько важнейших проблем, но главное — позволяет строить дороги быстрее и дешевле. Кроме ремонта автодорог Р-122 и Р-140 началось строительство юго-западного обхода Могилева с вводом в 2023 году, в ближайшей перспективе у «Могилевавтодора» реконструкция мостов через Сож в Черикове и через Березину в Бобруйске. Конечно, и там будут использоваться новейшие технологии. Поэтому, что бы мы с вами ни говорили о состоянии белорусских автотрасс, дорожники делают все возможное, чтобы их улучшить.
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.