Наш паровоз вперед летит

Александров, Г. Наш паровоз вперед летит : [музей Могилевского отделения БелЖД] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2021. — 29 июля. — С. 9. 

<p>29.07.2021</p>
<p>Наш паровоз вперед летит</p>

Зачем люди приходят в музей? Конечно, за впечатлениями, новыми знаниями, эмоциями. Татьяна Землянская, старший хранитель фондов музея Могилевского отделения Белорусской железной дороги, вместе с экскурсионной группой выходит и «в город», к железнодорожному вокзалу. И это красивое здание, и старые станционные постройки — тоже «музейные экспонаты под открытым небом».
Кстати, в следующем  году стукнет 120 лет, как через Могилев прошла первая линия пути от Витебска до Жлобина Либаво-Роменской железной дороги. В конце декабря 1902 года был открыт и железнодорожный вокзал, от перрона которого под звуки духового оркестра отошел первый поезд, который вела бригада Витебского паровозного депо. С той поры облик центрального здания вокзала практически не изменился. В память об историческом прошлом и «новодел» — бронзовая скульптура железнодорожника, встречавшего поезд в начале ХХ века. В одной руке у него часы на цепочке, в другой — керосиновый фонарь. А настоящие раритетные железнодорожные фонари — семафорные и другие — можно увидеть в экспозиции музея. Хоть они и были предназначены для специальных целей, все равно обладают притягательной силой: любой светильник символизирует победу над тьмой, торжество разума и прогресса. Возле скульптуры на стене вокзала — бронзовый колокол, в который даже можно позвонить. В незапамятные времена станционные колокола оповещали своим звоном о начале посадки, отправлении и прибытии поезда. Настоящий колокол начала прошлого века с надписью «МПС» (Министерство путей сообщения) имеется и в коллекции музея — экспонат нашли при сносе фундамента пакгауза на станции Быхов.
В «дорожной карте» пешеходной экскурсии — сохранившиеся также до наших дней здания станции Могилев-1, локомотивного депо, места (воинская платформа), где стоял императорский поезд. Конечно же, не будь в Могилеве железнодорожной станции, невозможно было бы разместить здесь и ставку Верховного Главнокомандующего русской армией в Первую мировую. Николай II, прибывший в Могилев в августе 1915 года, предполагал жить и работать в поезде — была построена специальная тупиковая ветка в лесу (сейчас это район профлицея №9 им. А.П. Старовойтова). Но поскольку персонал Ставки располагался в зданиях на Губернской площади, император позже переехал в дом губернатора. И царский поезд отправлялся в путь уже с военной платформы станции Могилев. В фондах музея хранятся фотографии и воспоминания могилевского железнодорожника Михаила Соколова, который не раз встречался с последним российским императором в районе нынешнего поселка Дачный (недалеко от места лесной стоянки императорского поезда). «Царь не боялся ходить свободно, и его всюду можно было видеть», — вспоминал Соколов.
В дореволюционном разделе экспозиции бросается в глаза групповое фото 1915 года, на котором запечатлены выпускники курсов службы тяги Риго-Орловской железной дороги. «Обратите внимание, какие благородные, одухотворенные лица у железнодорожников, — говорит Татьяна Землянская. — До революции профессия машиниста была одной из самых престижных. Управление локомотивом требовало высокого уровня знаний, и оплачивался этот труд достойно — около 120 рублей в месяц. Для сравнения: фунт (0,409 кг) ржаного хлеба в 1913 году стоил 3 копейки, десяток яиц — 30 копеек, пуд (16 кг) мяса I сорта — 9,38 рубля, пуд сливочного масла — 15,25 рубля. Семьи машинистов были состоятельными, их жены могли вообще не работать».
С интересом разглядываю «шарманку» — нет, это не ручной музыкальный инструмент, о котором поет Николай Басков. «Шарманкой» называли металлический рундучок, в котором носили продукты, инструменты, документы. Идет по улице железнодорожник с такой вот «шарманкой», и все видят — это машинист или помощник машиниста. Почему «коробка» — металлическая? Потому что находилась в будке паровоза, куда при заправке топки залетают искры. Почему «шарманка»? Об этом можно только догадываться: возможно, из-за внешнего сходства. А может быть, от того, что содержимое рундучка стучало и бренчало, издавая какую-то замысловатую «мелодию». В начале 1970-х годов прошлого века на смену паровозам пришли тепловозы и электровозы — мода на металлические «шарманки» ушла в прошлое. Сегодня паровоз можно увидеть разве что в кино и…  в качестве памятника во дворе культурно-спортивного центра Могилевского отделения БЖД. Надпись на табличке гласит, что паровоз установлен в честь работников локомотивного депо Могилев, работавших на паровозной тяге с 1902 по 1975 годы. Между прочим, маневровый локомотив  серии 9П-536 — из редких экземпляров, еще его называют «танк-паровозом». Нет, ничего общего с грозной боевой машиной у него нет. Просто для уменьшения общей длины локомотива его лишили тендера — вода и топливо хранились в танках (емкостях), установленных в самом паровозе. Он был разработан на Коломенском машиностроительном заводе в 1934 году, выпускался с 1935 по 1957 годы и считался самым совершенным маневровым паровозом — простой в обслуживании, мог работать на различном топливе: угле, нефти, торфе и дровах. В Могилевском локомотивном депо паровоз образца 1956 года эксплуатировался с 1976 по 1985 годы — настолько удобным  был в маневровой работе. А на вечную стоянку он был определен в 1995 году. К слову, первоначально паровоз должен был находиться у здания из красного кирпича на улице Первомайской, 125а — именно туда в начале 1990-х годов планировалось перевести музей Могилевского отделения БЖД. «Хотели создать грандиозный, представительный музей, — рассказывала Татьяна Землянская. — Дом, где прежде находилась СЭС, уже начали было реконструировать под него. Но по решению сверху здание было продано банку».
Открыли музей железнодорожников в 1974 году благодаря стараниям общественных активистов и ветеранов отделения. Очень много трудов для этого приложила Наталья Бартошкина — она работала телеграфисткой Могилевской дистанции сигнализации, а свободное время посвящала поисковой деятельности, организовала и возглавила пионерско-спортивный клуб имени О.Н. Живописцевой (могилевской подпольщицы в годы Великой Отечественной войны). Наталья Ивановна собрала множество материалов и о железнодорожниках, и о Могилеве, установила имена Героев Советского Союза, в разное время работавших в Могилевском отделении БЖД.
По сей день железнодорожники и ветераны приносят в музей артефакты, форменную одежду, награды, фотографии и многое другое. Вот под стек­лом — бюст Владимира Ильича Ленина. Конечно, это памятник советской эпохе. Но с ним связана необычная история. Нынешнее здание культурно-спортивного центра (прежде Дворца культуры железнодорожников) начали строить в 1940 году, завершить отделочные работы не успели — началась Великая Оте­чественная война. Но перед ДК уже стояла бронзовая скульптура В.И. Ленина в человеческий рост. Когда Могилев захватили немецко-фашистские оккупанты, памятник был разрушен. Пострадало от бомбежек, арт­обстрелов и здание ДК. Оккупационные власти мобилизовали местное население на сбор металлолома для отправки в Германию на переплавку — в утиль попали и бронзовые части памятника Ильичу. Но местные жители перепрятали их в нишах ДК, образовавшихся от попадания снарядов. После вой­ны в здании было общежитие, в 1953 году провели его реконструкцию — тогда и был найден фрагмент памятника с бронзовой головой Ленина. Подвигу железнодорожников отделения, принимавших участие в Великой Отечественной войне: партизанам, подпольщикам, машинистам колонн особого резерва Наркомата путей сообщения, посвящен отдельный зал внутренней экспозиции. «Основателем музея и его первым сотрудником стал Константин Мельников  — участник Великой Отечест­венной войны, председатель райпрофсожа, Почетный железнодорожник,  — рассказывает Татьяна Землянская. — Благодаря его стараниям для музея выделили помещение на первом этаже ДК железнодорожников. Кстати, Константин Александрович стал и основателем клуба Почетных железнодорожников — в то время единственного в республике». В 1981 году в связи с перепланировкой помещений экспозиция музея была демонтирована, а экспонаты перенесены на второй этаж ДК. А в 1996 году музей обновили, он приобрел современный вид, при его реконструкции были использованы новые экспозиционные решения (проект оформления разработали сотрудники областного краеведческого музея.), а площадь увеличили с 60 до 100 «квадратов».
Конечно, самые интересные экспонаты для посетителей  —  макеты, паровозов, тепловозов, переезда с электровозом. Это точные копии техники в масштабе 1:20, выполненные из металла. «В связи с созданием музея макеты паровозов поручили сделать работникам ряда локомотивных депо отделения, — рассказывает Татьяна Землянская. —  Там отнеслись к заданию очень ответственно, привлекли лучших мастеров. Когда нам потребовалось отреставрировать одну из моделей паровоза, долго не могли найти специалиста, который смог бы выполнить работу, одна из частных фирм запросила за это немыслимые деньги. А действующая модель электровоза была сделана ребятами из кружка «Юный железнодорожник» в начале 1980-х годов, чтобы подарить японцам — в Страну восходящего солнца собиралась ехать делегация советских железнодорожников. Но затем модель передали в музей».
Вызывают интерес и образцы путевой техники, устройства сигнализации, радио- и телефонной связи. Макет устройства для предупреждения наезда поезда на путейцев, изобретенный могилевскими железнодорожниками, демонстрировался на ВДНХ СССР. А для чего круглая металлическая коробочка красного цвета? Это, оказывается, сигнальная железнодорожная петарда с взрывчатым веществом внутри, которая укладывается на рельсы в случае обнаружения  и устранения каких-либо неисправностей или препятствий на пути. При наезде локомотива на петарду она взрывается — это сигнал о немедленной остановке поезда: впереди опасность! А вот материалы о семейной династии могилевских машинистов, Харлампии и Василии Кочмаревых, — и отец, и сын были инициаторами ведения тяжеловесных составов.
Словом, по любопытным экспонатам, материалам можно проследить всю историю Могилевского отделения БЖД — пройден огромный путь от паровозов до современных скоростных поездов. И нравится музей не только любителям локомотивов и поездов, а всем, кто интересуется техникой и историей. «Очень нужный и интересный музей», — написал в книге отзывов известный белорусский артист Евгений Крыжановский. Подобных откликов — множество. Но главное, что музей сохраняет память о людях, которые создавали историю железной дороги, трудились на ней. Казалось бы, музей — всегда отсылка к прошлому, к истории, которая в том числе формируется на наших глазах. Нет, он устремлен в будущее, потому что объединяет поколения.
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.
Фото автора.