Трапезникова, Л. Актуальная запятая: смотреть мультфильмы нельзя не смотреть : [интервью с российским художником-аниматором Людмилой Трапезниковой и доцентом Белорусской академии искусств Александром Щепетовым] / Л. Трапезникова, А. Щепетов ; беседовала О. Смолякова // Магілёўскія ведамасці. — 2014. — 15 августа. — С. 13.
Люди, посвятившие свою жизнь созданию мультфильмов, а также изучению «мультипликационной науки» и анализу современной анимации, берут на себя огромную ответственность. Ведь, по данным социологов, время, проводимое сегодня дошкольниками и младшими школьниками за просмотром Шпунтика и ему подобных, составляет от 20 до 40% от всего «графика» ребенка. Это, к слову, на порядок превосходит время их общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно, чтобы в телеэфире транслировались добрые, «правильные» мультфильмы, ненавязчиво помогающие малышу сформировать положительное впечатление о мире, помочь ему разобраться, что такое хорошо, а что такое плохо, и одновременно доставить удовольствие от просмотра.
В преддверии главного в республике Международного фестиваля анимационных фильмов нам удалось пообщаться с людьми, которые знают все о «детском виде искусства» и секретах его воплощения, -российским художником-аниматором Людмилой Трапезниковой и доцентом Белорусской государственной академии искусств Александром Щепетовым. Они, будучи членами экспертной комиссии на «Анимаевке-2014», в течение двух дней отбирали анимационные картины на конкурс фестиваля.
— Прежде чем говорить о нынешнем «анимаевочном материале», хотелось бы узнать, что лично Вас сподвигло связать свою жизнь с мультипликацией?
Александр Щепетов: Наменя в свое время оказали огромное влияние две мультипликационные картины:«КаникулыБонифация» Федора Хитрука и «Ежик в тумане» Юрия Норштейна. Первая — образец идеально построенного соотношения авторского текста и движения персонажа, вторая — обладает глубочайшим психологическим смыслом, полна вербальных и образных цитат, полунамеков и аллюзий, количество ее интерпретаций огромно. Как мне кажется, два этих фильма учат замечать вокруг себя в обыденных житейских вещах так необходимые сегодня чудеса.
Людмила Трапезникова: Что касается меня — самые большие впечатления оказал мультфильм «Черная курица». Когда он идет по телевизору, стараюсь собрать у экрана всехдомашних. Ведь ценности, о которых в нем говорится, особенно актуальны в наше время. Мультфильм рассказывает зрителям о том, как же хорошо быть добрым и отзывчивым, иметь сострадательное сердце.
— Каким должен быть современный мультипликационный фильм?
Людмила Трапезникова: Я пришла в режиссуру через педагогику. Поэтому для меня, вне зависимости от веяний моды и социально-политических событий в мире, важны нравственные основы мультфильма. Не стоит забывать, что анимация выполняет не только развлекательную функцию, но и имеет непосредственное влияние на психику ребенка. Хорошие мультфильмы должны развивать, в некотором роде воспитывать наших детей. И когда с «голубого экрана» обильным потоком льется агрессивность или жестокость, я — категорична: дома моментально выключается кнопка или выдергивается вилка из розетки.
Александр Щепетов: Соглашусь с Людмилой Сергеевной: позитивный, поучительный посыл имеет принципиальное значение в мультипликационных картинах. Качество и содержание большинства отечественных кинопродуктов для детей в XX веке отвечали самым высоким требованиям критиков, не вызывая вопросов и сомнений у взрослых. Сюжеты фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержали адекватный возрасту и пониманию ребенка материал, который мог быть легко перенесен в детские игры, а герои — стать достойным образцом для подражания. Сегодня, если в доме находятся малыши, телевизионный материал необходимо «фильтровать». Я в этом твердо убежден.
— А не возникает ощущение, что подобная «мультселекция» может возыметь не совсем положительный эффект? Ребенок будет расти идеалистом в «розовых очках»…
Людмила Трапезникова:Ни в коем случае! Добрая анимация, как бы это громко ни звучало, спасает детство! У персонажей маленькие члены семьи перенимают манеры поведения, их умение взаимодействовать с окружающим миром. В процессе восприятия и анализа происходящего, сравнения, установления логики последовательности событий подобные мультфильмы развивают воображение. При просмотре ярких, неординарных картинок включается фантазия, нестандартное мышление, что может стать началом для творчества ребенка. Кроме этого созидательные картины учат его различать добро и зло, говорить грамотно и красиво, формулировать свои мысли, а еще красочно повествуют об ошужаюшем нас мире.
— Какова в настоящее время ситуация в мультипликации?
Александр Щепетов: К сожалению, современные мультпродукты ориентированы в первую очередь на экономические критерии: успех проката и прибыль. В итоге — зачастую зрители получают разовую развлекательно-возбуждающую порцию переживания, забывая смысл и содержание мультфильма спустя пару часов. Такие «шедевры-однодневки» не влияют на развитие, а призваны поразить и развлечь здесь и сейчас. Они не затрагивают чувства, не дают пищу для осмысления, размышления или переживания. Печально то, что подобных картин по ТВ — подавляющее большинство. Вместе с тем сегодня существуют и талантливые глубокие мультипликационные фильмы, а также потрясающие авторы, режиссеры и аниматоры. В странах бывшего Союза, на мой взгляд, есть альтернатива голливудским продуктам и по качествуанимации, и по внутреннему содержанию. Например, мультфильм «Смешарики». В нем затрагиваются разноплановые темы: порой веселые, иногда -философски грустные. Создатели мультфильма перешли от примитивного деления героев хороший-плохой к более тонкому подходу с совершенно разными характерами. Этот и ряд других мультфильмов нашего времени способны помочь детям понять и увидеть жизнь в ее ярком многообразии.
— А как можно охарактеризовать мультфильмы, представленные на Ваше «преданимаевочное судейство»?
Людмила Трапезникова: Картины, заявленные на фестиваль, своего рода зеркало дня сегодняшнего. Поэтому, как ни печально, хватает работ, окрашенных в «мрачные тона», с депрессивной подоплекойи негативным восприятием мира. Но есть и «солнечные» жизнеутверждающие фильмы, которые несут добро, а также учат детей социальным и моральным основам. Например, «Песня Жирука» Кублинской Татьяны.
Александр Щепетов: Отдельно хочется сказать теплые слова в адрес организаторов «Анимаевки», а также по поводу самого фестиваля. Он, ежегодно популяризируя лучшие произведения мировой и отечественной анимации, поддерживая «детское искусство», широко знакомя зрителей с мультипликацией последних лет и укрепляя культурные связи между Беларусью и другими странами-участницами, по-своему уникален. Принимать участие в «Анимаевке» всегда интересно не только потому, что встречаешь единомышленников, но и убеждаешься — у качественной доброй анимации есть будущее.