Фотографии как талисман Победы

Хитрикова, Г. Фотографии как талисман Победы : [военный фотокор Павел Трошкин] / Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2021. — 21 мая. — С. 24. 

Лето 1941 года… Его называют жарким и кровавым.

Немцы стремительно наступали, и проблем Могилев не обещал.

Позиции вокруг Могилева занимал 61-й стрелковый корпус. Непосредственно город защищала главным образом 172-я дивизия под командованием генерал-майора Михаила Романова.

10 июля вермахт вышел к Днепру южнее Могилева. Танки повернули на север и после короткого марша вдоль шоссе и железки оказались у деревни Буйничи. Однако танковая. атака 12 июля неожиданно для немцев захлебнулась. По немецким танкам били затаившиеся орудия, вражеская техника подрывалась на минных полях. За два дня атак дивизии вермахта потеряли 39 танков и бронетранспортеров, а два танка красноармейцы даже смогли уволочь в свой тыл.

Это было полное фиаско. Особенно пострадала одна из вражеских танковых рот: по немецким данным, она лишилась 11 боевых машин из 13, а ее командир был убит. Сами немцы происходящее под Могилевом называли катастрофой.

В эти дни сюда — под Могилев — приехали корреспондент газеты «Известия» Константин Симонов и фотограф Павел Трошкин. Искореженные фашистские махины на поле боя, который длился 16 часов, вызвали полное оцепенение журналистов. Они подготовили впечатляющий репортаж о сражении на подступах к городу, но из соображений секретности не уточняли, где именно происходит действие. Фотография поля, уставленного битой немецкой техникой, была чем-то совершенно необычным для катастрофического лета 61-го. Эти кадры, опубликованные в «Известиях», чуть позже облетит все фронты и тыл и станут верой в Победу!

«В моей памяти он сохранился человеком сильным, упрямым и до такой степени необузданным в своей работе, что с ним было опасно ездить. Когда ему надо было непременно что-то снять, он не отступал от своего намерения ни при каких обстоятельствах… Остался в моей памяти облик, пожалуй, самого бесстрашного из всех наших фотокорреспондентов» — так писал про Павла Трошкина Константин Симонов.

Легендарный фотокор запечатлел для истории события трех войн, в том числе Великой Отечественной. Коллеги вспоминали, что у него было обостренное чутье газетного репортера на новизну и достоверность. Эти качества плюс отчаянная храбрость помогли ему на фронте делать уникальные снимки, среди них — знаменитая панорама на Буйничском поле под Могилевом.

Майор-журналист Павел Трошкин снимал бои за Москву, Сталинградскую битву, Курскую дугу, форсирование Днепра, освобождение Крыма и Западной Украины. Его выразительные кадры были сделаны в самом центре событий. Погиб Павел Трошкин в сентябре 1966 года. Было ему всего 35 лет…

Родился бесстрашный фотокор в 1909-м в Павел Трошкин городе Севастополе, но затем семья переехала в Москву. Здесь и началась его трудовая биография. Судьбу и будущую профессию определил отец — типографский работник издательства «Известия»: 16-летнего парня сначала взяли работать в типографию, а спустя несколько лет молодого ударника перевели в фотоотдел. Он делал фоторепортажи о боевых действиях на Карельском перешейке и в монгольских степях Хапхин-Гола. Снимал великие сражения, оборону Ленинграда, «Дорогу жизни», погибших мирных жителей, воюющих партизан, животных, прячущихся от бомбежек. И солдат, которые бегут в атаку навстречу смерти…

Уже после войны писатель Константин Симонов, режиссер Александр Столпер и актер Зиновий Высоковский запечатлят черты Павла Трошкина в образе лихого Мишки-фотокорреспондента в фильме «Живые и мертвые», который посвящен обороне Могилева. А еще спустя годы дочь легендарного военного фотокора передаст Могилевскому областному краеведческому музею имени Евдокима Романова более 65 негативов отца. «Не все они рассказывали о событиях обороны Могилева, поэтому пришлось обратиться за помощью к специалистам. Помогли установить время и места, запечатленные на фото, воронежский исследователь Григорий Плахотнюк и Могилевский нонструктор клуба «Последний рубеж» Алексей Куликов. В итоге для демонстрации было оцифровано с негативов 65 фотографий, которые и вошли в состав выставки «Фотопамять войны», — рассказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом краеведческого музея Александра Буракова.

Выставка фотографий Павла Трошкина работает в краеведческом музее в рамках проекта «Лестница».

Галина ХИТРИКОВА.