Заблоцкая, Л. Сколько бы мы ни повторяли, что искусство и спорт вне политики, очевидно, что сегодня эти понятия неразделимы : [беседа с телеведущей Л. Заблоцкой] / Лидия Заблоцкая ; беседовала Виктория Попова // СБ. Беларусь сегодня. — 2022. — 24 марта. — С. 1—2. (ТВ твоего дома).
Лидия — человек в культуре не случайный, в 2011 году с песней «Ангелы добра» она заняла на детском «Евровидении» третье место. Вспоминает ли сегодня свои победы в международных песенных конкурсах? Какие раны оставил в ее сердце шоу-бизнес? Что привело талантливую певицу в теленовости? Об этом и о многом другом — в нашей беседе с Лидией Заблоцкой.
— Лида, наши артисты не имеют возможности поучаствовать в «Евровидении». На твой взгляд, это большая проблема?
— К сожалению, сколько бы мы ни повторяли, что искусство и спорт вне политики, очевидно, что сегодня эти понятия неразделимы. Зачастую и сами артисты становятся жертвами политических игр. И даже дети. Вспомним, как недавно нашу юную звездочку, победительницу SanRemo Junior в Италии Ксению Галецкую альтернативные СМИ пытались спровоцировать на высказывания о том, каких взглядов она придерживается. 15‑летний подросток представил свою страну на международном конкурсе под красно‑зеленым флагом, по‑моему, ее позиция очевидна. Именно государство поощряет ее труд и дает ей зеленый свет на большую сцену. Вспомнить только награждение на «Славянском Базаре в Витебске», гранд‑премию спецфонда Президента по поддержке талантливой молодежи, право исполнять легендарную «Завiруху». И так не только с Ксюшей, примеров достаточно. Равно я не понимаю и призывов отменить все постановки, премьеры спектаклей и песен, выставки и концерты, если обстановка в информационном поле напряженная. Люди, вы чего? Новости сменяют друг друга ежесекундно, а искусство — оно вечно.
— Можно ли сказать, что культурная жизнь понемногу оживает после пандемии и событий 2020 года?
— Безусловно. Все возвращается на круги своя. Многие устали находиться в перманентной депрессии и питаться на завтрак, обед и ужин негативом. Понимая, что жизнь одна, люди начинают искать в ней удовольствие и наслаждаться моментами. Из десертов — посещение тех же музеев и театров. Какое счастье, что Купаловский не ушел в небытие, выстоял! И сегодня дебютанты пышут креативом: они репетируют, ставят новые спектакли для любимых зрителей. То же самое можно сказать и про другие творческие коллективы. Сейчас самое время искать и находить ответы на трудные вопросы именно в искусстве, а для этого, конечно же, надо не останавливаться, не зависать в соцсетях, а продолжать заниматься своим делом.
— Как вариант, писать новые песни, если ты музыкант. «Любимую не отдают» группы Аura — это уже золотая классика. Из последних меня зацепила песня группы «Дрозды» — «Хата бацькоў»: по‑моему, у Виталика Карпанова получилось искреннее высказывание, простое и трогательное.
— 15—20 лет назад в Беларуси шоу‑бизнес был на пике. Радийные хиты, национальные премии, мотивация артистов покорять номерами. А после — что? Свернули не туда. Пошла грязь. Неистовое желание положить в карман тысячу‑другую, подставить подножку, быть удобным, улыбаться сквозь зубы.
Но с течением времени — особенно летом 2020‑го — и шоу, и бизнес «загноились». Честно, в некоторых артистах я разочарована и даже готова поверить в то, что их обработали.
Говорю сейчас о NaviBand. Казалось бы, вот появились те люди, которые способны создавать современную музыку, продвигают «мову», я искренне в них верила, слушала, восхищалась. И вдруг они стали петь «политику» и сегодня продвигают свое творчество — или это уже бизнес? — тем, что размещают на своих польских афишах бело‑красно‑белый флаг.
— Знаю, что и тебе два года назад «друзья» предлагали выступить в прямом эфире с плакатом против действующей власти. Где они теперь?
— Еще предлагали выйти с камнем в руках, чтобы бросить его в ОМОН. Вполне «человечно». Сейчас бывшие «друзья» где‑то в Польше. Они айтишники, выпускники БГУИР. Мы были знакомы еще со школьной скамьи, дружили с детства. Но как только каждый из нас стал обрастать своими делами, работать, начали возникать конфликты. Опять же, я люблю людей вне зависимости от их политических взглядов, каждый из нас имеет право на свое мнение. Зачем же вы мне навязываете свое? Предъявляете ультиматумы, заставляете увольняться и принимать ту точку зрения, сторонником которой не являюсь?
Я свой выбор сделала еще в 2011 году, когда выступила за Беларусь на «Евровидении», с тех пор семь раз все обдумала, взвесила — и позицию не меняю.
— Слушаю и вспоминаю недавнюю историю Марины Овсянниковой, тележурналиста Первого канала в России, которая вышла с плакатом в прямой эфир. Ты понимаешь, как это могло произойти?
— Почему ты не стала участвовать в шоу «X‑Factor в Беларуси»?
— Мне предложили, и я даже прошла отбор. Целую неделю обдумывала, участвовать или нет. Даем дорогу молодым, решила я. Лучше буду наблюдать со стороны, анализировать, передавать зрителю «сочное»‑закулисное, общаться с участниками… Эта работа не менее важная и интересная. И действительно, за каждым артистом было крайне любопытно наблюдать: какие постановки у ребят прекрасные, аранжировки волшебные, какой окружали их здесь заботой — по‑моему, колоссальный шанс для личностного роста. Моя мама — главный критик шоу‑бизнеса, поскольку была со мной во всех поездках на конкурсы — солидарна, трансформация артистов за время шоу «X‑Factor в Беларуси» произошла очень заметная. Из простых мальчиков и девочек на наших глазах они превратились в настоящих артистов. Сейчас очень важно, на мой взгляд, ребятам не упустить эту волну саморазвития, карьерную волну.
Ведь у нас очень много поющих талантов, но ими никто не занимается, после конкурсов мы их не видим и не слышим. Надеюсь, Белтелерадикомпании удастся сломать эту печальную традицию и мы будем видеть финалистов X‑Factor на наших экранах и слушать их песни.
— Лидия, все поняла, кроме одного — почему ты ушла со сцены в журналистику?
— Всегда нравилась эта профессия. Еще подростком сотрудничала с редакциями газет. В 10‑м классе от «Могилевского вестника» получила задание съездить в Минск на репортаж с национального отбора на «Евровидение». Это была моя первая командировка. И тогда я убедилась: в журналистике мне тоже комфортно. И на данном жизненном этапе развиваться в новой сфере интереснее, сцену уже знатно прочувствовала.
Помню, смотрела на корреспондентов телеканала «Беларусь 1» Нину Можейко, Инну Пилевич, на то, как они работают, снимают, анализируют. Что скрывать: захотела встать с ними в один репортерский ряд. Поэтому выбрала журфак.
Окончила университет, работаю, живу в Минске, пока в общежитии Белтелерадиокомпании.
— Не жалеешь о выборе профессии?
— Ни в коем случае. Я уверенно себя чувствую. С нетерпением жду «Славянский базар в Витебске», это мой любимый фестиваль. Конечно, не исключаю возможности, что когда‑нибудь буду писать музыку, свои песни и исполнять их на сцене. Еще у меня есть мечта открыть продюсерскую студию, чтобы помогать молодым артистам. Но это в далеком будущем. А пока предпочитаю жить здесь и сейчас, радоваться каждому дню, выходить на улицу — улыбаться солнцу. И развиваться, напитываясь ответами на «что, зачем, почему».