Серьезно о мультяшном

Богданович, К. Серьезно о мультяшном / Катя Богданович // Вечерний Могилев. — 2005. — 23 сентября. — С. 7.

15—17 сентября на Могилевщине проходил VIII Международ­ный фестиваль «Анимаевка», собравший создателей мульт­фильмов из Латвии, Литвы, Эстонии, Казахстана, Армении, России и Беларуси. Во всех кинотеатрах областного центра прошли показы конкурсных работ студий «Беларусьфильм», «Пилот», «Шар», «Даука», «Мастер-фильм» и др. Выезжала «Ани­маевка» и в райцентры области.

Но  программа фестиваля включала в себя не только зна­комство с мультфильмами. На­кануне его открытия в кинотеат­ре «Родина» состоялась выстав­ка детского рисунка. На протя­жении трех дней проходили встречи с кукольными персона­жами детских программ «Мультиклуб», «Не зевай!», «Калыханка». Киновидеопредприятие «Позірк» организовало творчес­кий вечер с композитором Гри­горием Гладковым, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации. В общем, детишкам было что посмотреть, а взрос­лым — над чем задуматься. «Я в первый раз на «Анимаевке», — признался ученик СШ №37 Женя Раенок. — Вы не повери­те, но пришел увидеть что-ни­будь не американское. Хотя пос­ледние мультики привлекают сейчас всех». Еще бы, ведь япон­ская и американская мультпро-дукция буквально заполонила экраны и умы наших детей.

На пресс-конференции, со­стоявшейся перед открытием фестиваля, журналисты смогли узнать о проблемах, с которыми сталкивается сегодняшняя ани­мация. «Я не хочу сказать, что качественные американские мультики так уж плохи. Это action. Особые технологии по­зволяют максимально приблизить мимику, жесты героев к че­ловеческим, что делает фильмы более эмоциональными. А значит — доступными ребенку. Но все происходящее действие всегда возвращается в одну и ту же точ­ку, и дети ничего не могут из него вынести для себя. Поэтому при­шло время так называемой «ду­мающей» анимации», — высказал свое мнение режиссер из Риги Дзинтарс Круминш. Еще лат­вийский аниматор выразил сожа­ление о том, что в его стране ред­ко на экране можно увидеть «свои» мультфильмы.

Впрочем, не менее актуальна эта проблема и у нас. Елена Турова, режиссер из белорусской столи­цы, говорила прежде всего о не­достаточном финансировании отечественной анимации. Это, помимо прочего, влечет за собой и нехватку кадров. Но все-таки «Беларусьфильм» свои програм­мы на фестивале представил. Кроме того, в этом году студией уже начат интересный проект: детский фильм с элементами анимации.

А победители «Анимаевки-2005» были названы на закрытии фес­тиваля. Специальный приз «Мас­теру» — «Хрустальный карандаш», золотая 5-граммовая пластина — вручен режиссеру Рао Хейдмет­су (студия анимации г. Таллинн) за фильм «Инстинкт». Аналогич­ные призы присуждены: в номи­нации «Лучший эксперименталь­ный фильм» — режиссерам Еле­не Гирлин и Мари-Лиис Бассовской(также студия анима­ции г. Таллинн) за фильм «Стол», в номинации «Лучший детский фильм» — режиссеру Галине Беда (студия «Анимос» г. Моск­ва) за фильм «Новогодние при­ключения двух братьев», а сту­дия «Пилот» из российской сто­лицы получила специальный приз за обращение к нацио­нальным традициям сказки и высокий уровень мастерства в серии «Гора самоцветов». Гран-при фестиваля («Хрустальный карандаш», золотая пластина ве­сом 10 г) присуждена режиссеру Вере Токаревой (социально-культурный фонд «Губерния», г. Москва) за фильм «Лу».

Жюри также решило отметить дипломами белорусских анима­торов: режиссера Елену Турову и художника Марину Карпову (за оригинальное решение соци альной рекламы), режиссера из Казахстана Баймулды Жаксагулова (за высокое профессио­нальное мастерство), его колле­гу из Санкт-Петербурга Дениса Чернова (за лучший сериал фе­стиваля), армянского режиссера Роберта Саакянца (за неисся­каемый юмор), студию анима­ции г. Вильнюс (за верность традициям рисованной анима­ции), латвийского режиссера Дзинтарса Круминша (за раз­работку вечных тем), анимацион­ную студию из Могилева «Птенцы» (за первую фести­вальную пробу пера) и московс­кого режиссера Андрея Колпина (за выразительный стиль).