Богданович, К. Серьезно о мультяшном / Катя Богданович // Вечерний Могилев. — 2005. — 23 сентября. — С. 7.
15—17 сентября на Могилевщине проходил VIII Международный фестиваль «Анимаевка», собравший создателей мультфильмов из Латвии, Литвы, Эстонии, Казахстана, Армении, России и Беларуси. Во всех кинотеатрах областного центра прошли показы конкурсных работ студий «Беларусьфильм», «Пилот», «Шар», «Даука», «Мастер-фильм» и др. Выезжала «Анимаевка» и в райцентры области.
Но программа фестиваля включала в себя не только знакомство с мультфильмами. Накануне его открытия в кинотеатре «Родина» состоялась выставка детского рисунка. На протяжении трех дней проходили встречи с кукольными персонажами детских программ «Мультиклуб», «Не зевай!», «Калыханка». Киновидеопредприятие «Позірк» организовало творческий вечер с композитором Григорием Гладковым, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации. В общем, детишкам было что посмотреть, а взрослым — над чем задуматься. «Я в первый раз на «Анимаевке», — признался ученик СШ №37 Женя Раенок. — Вы не поверите, но пришел увидеть что-нибудь не американское. Хотя последние мультики привлекают сейчас всех». Еще бы, ведь японская и американская мультпро-дукция буквально заполонила экраны и умы наших детей.
На пресс-конференции, состоявшейся перед открытием фестиваля, журналисты смогли узнать о проблемах, с которыми сталкивается сегодняшняя анимация. «Я не хочу сказать, что качественные американские мультики так уж плохи. Это action. Особые технологии позволяют максимально приблизить мимику, жесты героев к человеческим, что делает фильмы более эмоциональными. А значит — доступными ребенку. Но все происходящее действие всегда возвращается в одну и ту же точку, и дети ничего не могут из него вынести для себя. Поэтому пришло время так называемой «думающей» анимации», — высказал свое мнение режиссер из Риги Дзинтарс Круминш. Еще латвийский аниматор выразил сожаление о том, что в его стране редко на экране можно увидеть «свои» мультфильмы.
Впрочем, не менее актуальна эта проблема и у нас. Елена Турова, режиссер из белорусской столицы, говорила прежде всего о недостаточном финансировании отечественной анимации. Это, помимо прочего, влечет за собой и нехватку кадров. Но все-таки «Беларусьфильм» свои программы на фестивале представил. Кроме того, в этом году студией уже начат интересный проект: детский фильм с элементами анимации.
А победители «Анимаевки-2005» были названы на закрытии фестиваля. Специальный приз «Мастеру» — «Хрустальный карандаш», золотая 5-граммовая пластина — вручен режиссеру Рао Хейдметсу (студия анимации г. Таллинн) за фильм «Инстинкт». Аналогичные призы присуждены: в номинации «Лучший экспериментальный фильм» — режиссерам Елене Гирлин и Мари-Лиис Бассовской(также студия анимации г. Таллинн) за фильм «Стол», в номинации «Лучший детский фильм» — режиссеру Галине Беда (студия «Анимос» г. Москва) за фильм «Новогодние приключения двух братьев», а студия «Пилот» из российской столицы получила специальный приз за обращение к национальным традициям сказки и высокий уровень мастерства в серии «Гора самоцветов». Гран-при фестиваля («Хрустальный карандаш», золотая пластина весом 10 г) присуждена режиссеру Вере Токаревой (социально-культурный фонд «Губерния», г. Москва) за фильм «Лу».
Жюри также решило отметить дипломами белорусских аниматоров: режиссера Елену Турову и художника Марину Карпову (за оригинальное решение соци альной рекламы), режиссера из Казахстана Баймулды Жаксагулова (за высокое профессиональное мастерство), его коллегу из Санкт-Петербурга Дениса Чернова (за лучший сериал фестиваля), армянского режиссера Роберта Саакянца (за неиссякаемый юмор), студию анимации г. Вильнюс (за верность традициям рисованной анимации), латвийского режиссера Дзинтарса Круминша (за разработку вечных тем), анимационную студию из Могилева «Птенцы» (за первую фестивальную пробу пера) и московского режиссера Андрея Колпина (за выразительный стиль).