Могилевский фотоальбом

Льдова, Е. Могилевский фотоальбом : [презентация издания «Могилевский фотоальбом. 1864-2000»] / Екатерина Льдова // Веснiк Магiлёва. — 2015. — 9 декабря. — С. 12.

С древних времен люди старались запечатлеть проис­ходящее вокруг себя: наскальные рисунки, художествен­ное искусство. В работах художников особенно ценилась точность, умение преподнести объект в нужном ракурсе, цвете, правильными тенями — написание такой картины за­нимало не один месяц.

Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало неповторимый вид искусства -фотографию. История могилевской фотографии насчитывает более 150 лет и напоминает

захватывающий роман, действие которого происходит на улицах нашего города в декорациях раз­личных исторических событий.

Уникальную антологию об исто­рии фотографии в Могиле­ве как самостоятельном виде творчества с середины XIX века и до 2000 года представили на прошлой неделе в областном центре. «Могилевский фотоаль­бом. 1864-2000» — это первая по­пытка проследить развитие фо­тоискусства в регионе от самых первых шагов и через весь XX век.

Иллюстрации для уникально­го издания искали в музейных архивах, в семейных альбомах и запасниках коллекционеров. Каждый из снимков отражает дух времени, книга же в целом рас­сказывает не только о могилевской черно-белой фотографии, ее авторах, но и показывает исто­рию города и его жителей.

Над сборником работали могилевские журналисты и фотогра­фы Ирина Савосина и Александр Литин. Дизайн книги разрабо­тал  Геннадий  Карчевский.  Не­оценимую помощь в подготовке альбома оказал председатель мо-гилевского народного фотоклу­ба «Радуга» Анатолий Толкачев. От задумки до воплощения про­шло три года.

— Подбором интересных фото­графий я занимался и до этого, -рассказал на презентации мо­гилевский фотограф Александр Литин. — В какой-то момент нако­пилось много материала, который было решено собрать в отдель­ный альбом. Правда, тут же выяс­нилось, что для отдельной коллек­ции многого не хватает. Мы пошли в архивы, музеи, обратились к от­дельным людям, покопались в се­мейных альбомах.

Как выяснилось, войны не прошли бесследно для Моги­лева и в плане фотографий. Много снимков оказалось уничтожено. Другие фотоархивы были выбро­шены, когда человек умирал, а родственников у него не было. А ведь там можно найти много не­ожиданных и уникальных вещей!

—  В середине 20 века женщин среди журналистов и фото­графов было очень мало, — от­метила Ирина Савосина. — По­этому я очень удивилась, когда выяснилось, что в могилевском фотоателье 1868 года работала женщина. Ее звали Екатерина Селецкая. Предположительно с ней работал брат Александр Селецкий, но точно родственные связи мы установить не можем. Сделан­ные ими фотоснимки в Могилеве мы не нашли, только у коллекцио­неров за рубежом. Еще известны имена Александры и Пелагеи Катанских.

—    В издание вошли около 700 фотографий, около 100 имен фотографов. Мы проделали огромную работу, труд получился значительным. Считаю, что для города важно издать книгу боль­шим тиражом, чтобы она стала доступна могилевчанам, чтобы она не осталась в черном чула­не, — подчеркнул Александр Ли­тин.

Пока альбом распечатан толь­ко в одном экземпляре — демон­страционном. При желании могилевчане могут заказать себе книгу поштучно, но это будет стоить очень дорого. Именно поэтому составители альбома организовали презентацию, что­бы их услышали спонсоры и го­родские власти и поддержали. К слову, помощь нужна не толь­ко финансовая, а даже больше юридическая и издательская, которая даст возможность пере­йти ко второму этапу реализации данного проекта — издать сбор­ник тиражом, способным удов­летворить на него спрос. А как показала презентация электрон­ного варианта книги, интерес к ней со стороны потенциально­го читателя и зрителя имеется огромный.