Писняк, Г. «И медь оркестра восторгала…» / Геннадий Писняк // Магілёўскія ведамасці. — 2002. — 8 мая.
Если погожим первомайским вечерком вы решите прогуляться по принаряженному Могилеву, то еще вдалеке от центра ваши внимание и слух привлекут чарующие звуки музыки. Поддавшись инстинктивному движению души и невольно ускорив шаг, вы выйдете к скверу «40-летия Победы» у городского фонтана — излюбленному месту отдыха могилевчан, где в гуще шумного танцующего многолюдья играет духовой оркестр. Обратите внимание на поведение людей, всмотритесь в их лица — улыбающиеся, влюбленные, счастливые. Открытые к общению, искренне радующиеся тому, что они вместе. Редкая по нынешним временам эта радость, которую щедро и бескорыстно вот уже столько лет каждое воскресенье, с весны до холодов, дарит коллектив энтузиастов Могилевского городского центра культуры и досуга, созданный известным музыкантом, педагогом и организатором, директором детской специализированной музыкальной школы N4 обучения игре на духовых и ударных инструментах Василием ПАРАЩЕНКО.
— Духовая музыка популярна и любима горожанами, — рассказывает Василий Леонидович. — Первые упоминания о духовых оркестрах в Могилеве относятся к концу XIX века, когда с 1883 г. здесь квартировал 16-й пехотный Александро-Польский полк Российской армии, имевший «поход за военное отличие» — особый вид барабанного боя, исполнявшийся полковым оркестром. Наградные Георгиевские серебряные сигнальные трубы «за отличие в Турецкую войну 1877 — 1878 гг.» имел также и оркестр пехотного Ахалцыхского полка. Архивы города начала XX века — сохранили имя Владимира Павловича Андреева — большого подвижника духовой музыки, капельмейстера оркестра 159-го пехотного Гурийского полка. Кроме музыки церемониальной, преимущественно маршеобразно-патриотической, связанной с ритуалами армейской службы, в j воскресные и праздничные дни полковые оркестры исполняли «музыку для слуха» в парке на городском балу. И эта традиция сохранилась в и Могилеве до наших дней.
— И все-таки духовая музыка звучит почему-то все реже…
— За годы «перестройки» и «самостийности» мы многое потеряли. В городе, где в былые времена кипела творческая жизнь, в трудовых коллективах, клубах и домах культуры, при школах, профтехучилищах создавались оркестры, даже женские, сегодня на каждом углу давят децибелами — тюремный фольклор и блатная лирика. Ушли в прошлое молодежные вечера живого общения на танцплощадках, уступив место повальному, безумно-механическому грохоту дискотек. Из самодеятельных духовых оркестров остались практически считанные единицы. К примеру, на комбинате шелковых тканей с декабря 1973 г. оркестр возглавляет замечательный энтузиаст нашего дела Яков Романович Ашкинази. Или оригинальный женский оркестр Центрального ГУМа, работая с которым, молодеешь душой, сбрасывая житейскую тяжесть лет. Еще недавно, помнится, на праздничные демонстрации выходил сводный духовой оркестр из 250 музыкантов. И я горжусь тем, что довелось довольно долго быть его главным дирижером.
— Духовой оркестр, очевидно, нечто большее, чем просто волнующий атрибут танцплощадок и демонстраций трудящихся?
— Духовая музыка всегда с человеком: и в минуты великой радости, и в тяжкие часы испытаний. Она — знаковый, собирательный символ. На третий день Великой Отечественной войны с Белорусского вокзала Москвы солдат, уезжавших на фронт, провожал армейский духовой оркестр «Священной войной» Александрова — предвестницей Победы. И мы победили. Во многом — стойкостью духа! Наряду с флагом, гербом и гимном это неотъемлемая, звучащая составная часть символики государства, его одушевленная гордость, величие и сила. На недавнем праздновании «Дня единения» в лучшем зале города мы впервые за долгие годы вслед за гимном Беларуси исполнили российский — тот же гимн Советского Союза. Зал встрепенулся, засветились глаза людей, почувствовавших себя согражданами единой страны. То, о чем искренне говорилось с трибуны, подтвердила музыка: «Мы, белорусы, с братнею Русью!». Народ нельзя разъединять, коль он от единых корней. У моего поколения это ощущение заложено с рождения…
— Поколения послевоенного лихолетья?
— Да, родившегося и чудом выжившего в землянках на передовой ожесточеннейших боев. Помню голодное послевоенное детство, подбитый немецкий танк в деревне у дедушки на Кричевщине, игры в войну —- в то, что довелось пережить в реальной жизни. Помню детей, подорвавшихся во время подобных игр. Играли ведь настоящими патронами, и у меня дома, скажу по секрету, был целый арсенал… Лет в 10, впервые услышав духовой оркестр, «прикипел» всей душою и, не зная нот, учился у дирижера военного оркестра на Кричевщине. Был свободный баритон — инструмент, придающий звучанию неповторимую «бархатную» певучесть, и я начал играть. По уговору с отцом, человеком военным и очень строгим, я ни разу за всю свою жизнь не выкурил ни одной сигареты. Тогда все пацаны курили, и это воспринималось вполне естественно. Через пару лет доверили «первую скрипку» — паяную-перепаянную трубу, а в 14 лет в связи с убытием руководителя к новому месту службы возглавил оркестр. В подчинении — семь солидных мужиков со специфическими привычками, которые, как ни странно, меня уважали и слушались. Срабатывало, видно, чувство ответственности, аккуратность, исполнительность. Оркестр, вспоминается, играл, и даже неплохо. Хотя, признаться, пришлось очень нелегко. Нечто подобное повторилось много лет спустя, когда, возвратившись после окончания консерватории в родное Могилевское музучилище, через пару лет как зав.отделением духовых инструментов стал руководить бывшими учителями.
— Определившими вашу бежность великого возрождения.
— В том числе и духовного, а значит, и того жанра, в котором вы работаете, – духовиков, мужественного человека, прошедшего всю войну на передовой. В голодноватые студенческие годы по-свойски приглашал к себе домой, подкармливал. Стой поры и начался мой путь в профессиональную музыку. Армейскую школу прошел по тем временам в самом престижном оркестре штаба Белорусского военного округа. Почти каждый день — строевая, для надлежащего парадного обеспечения протокола высших партийно-правительственных мероприятий. Довелось «вживую» лицезреть многих выдающихся государственных деятелей. Самое неизгладимое впечатление — о Петре Мироновиче Машерове. Удивительный, интеллигентнейший человек. Добрая, открытая улыбка, умный проницательный взгляд, естественность, полное отсутствие пренебрежительности и чванства. Типичный белорус, действительно общенациональный лидер, определивший запал энтузиазма эпохи великого строительства в Беларуси. У Машерова — получалось! Нашему Президенту досталось слишком тягостное наследие, труднейшее время обретения народной веры. Но нынешнее сплочение общества, необратимость «восточного вектора интересов» вселяют уверенность — как бы ни патетично звучало — в неизбежность великого возрождения.
— В том числе и духовного, а значит, и того жанра, в котором вы работаете, –духового.
— Истоки его на Могилевщине восходят к первому городскому духовому оркестру, созданному Михаилом Солдатовым и в 60-е годы уверенно заявившему о себе не только в Беларуси. Именно тогда, отмечу, закладывались кадровые основы и творческие традиции нынешнего расцвета региональной исполнительной школы на духовых инструментах. С блеском, к примеру, играли сложнейшую «Праздничную увертюру» Дм. Шостаковича, ездили на фестивали, концертировали, в том числе за рубежом. Был какой-то радужный всплеск культуры, емкое время. В начале 90-х последовал сокрушительный обвал, но специалисты-профессионалы не могли равнодушно наблюдать, как гибнет то, что с таким трудом и любовью по крупицам создавалось десятилетиями. И, собравшись вместе, стали решать, что делать, ибо в нормальном человеке потребность в творчестве не убить ни при каких обвалах. В 1993 году удалось собрать музыкантов-духовиков, найти путь в их души и на серьезной организационной основе создать любительский духовой оркестр при городском центре культуры и досуга.
Конечно, оркестр не мог «просто существовать». Мы участвовали в торжественных ритуалах, праздничных концертах, начали концертировать по районам области. По «творческим вехам» коллектива можно изучать новейшую историю Могилева: от открытия мостов, крупнейших производственных комплексов и банков до мемориалов и архитектурных памятников, чествований героев труда и спорта. Даже в столь непростые времена нас очень поддерживает руководство города. Мы чувствуем, что нужны. Но главное — удалось выйти на улицу, к людям. Не стеснялись и с удовольствием играли двухчасовую программу «бытовой» музыки. Так постепенно завоевывали популярность и «свою» аудиторию.
— Даже в цивилизованной Европе вас оценили по достоинству.
— В 1996 году нас пригласили на фестиваль духовых оркестров в курортный словацкий городок Бордихев. Очень волновались, зная уровень и репертуар европейских оркестров, качество инструментов, не идущее, к сожалению, ни в какое сравнение с нашими, массового производства. По академическим меркам мы, очевидно, проигрывали шику и блеску королевских трубадуров, но зато, безусловно, выигрывали за счет проникновенной мелодичности славянской музыки. Когда впервые сыграли «Как много девушек хороших» Дунаевского, я не поверил — площадь запела! По утрам принося цветы к потрясающему монументу в память российских солдат, в первую мировую погибших в Брусиловском прорыве, мы каждый раз играли «Прощание славянки», и люди плакали. На церемонии совместного возложения венков советским воинам послами России, Украины и Словакии чувствую, что надо сыграть что-то необычное, достойное памяти тех, кто положил здесь свои молодые жизни. И тихо-тихо мы начали «Синий платочек». Может, никто и слов-то не знал, никогда не слышал великой Клавдии Шульженко, но вы бы видели, как скромненькая песня взбудоражила души людей! И так —ежедневно, за неделю пребывания на фестивале действительно завоевав «своего» слушателя. На прощальном концерте мэр, лично вручая специальные призы оркестру, искренне благодарил, отметив эмоциональное воздействие исполнения.
— Авторитет вашего оркестра на Могилевщине, кажется, не нуждается в дополнительной рекламе.
— В течение года коллектив участвует в более чем 80 концертах. На его базе проводятся семинары для руководителей самодеятельных оркестров районных центров области. В Шклове, Осиповичах созданы аналогичные городские оркестры, которым оказываем организационно-методическую помощь. Готовим к присвоению почетного звания — народный оркестры в Костюковичах и Кричеве, ищем возможность общения, обмена репертуаром с коллегами из сопредельных регионов России.
— А в плане кадровых перспектив?
— Начинаем с вполне конкретных истоков — приобщения детей к духовой музыке в специализированной школе, недавно отметившей свое 10-летие. Таких школ в республике всего две. Мы не «прокручиваем вал». Это — штучное производство, каторжный труд, мучительный, но неодолимо притягательный путь. Выходят действительно единицы, именно те, кто, как правило, остается в музыке. Не: смотря на падение престижа музыкальной деятельности в целом, я — счастливый человек. Не каждому удается полностью обрести и по возможности реализовать то, что составляет суть жизни, достойно продолжается в учениках. Как бы ни менялись ценностные приоритеты общества, духовой оркестр, убежден, всегда будет востребован. Он не просто музыкальное явление, а еще и школа коллективизма, где нетерпима фальшь и успех определяется трудовым вкладом и талантом каждого. Лихолетье пройдет, музыка останется служить людям. В радость жизни, в которой есть место празднику.