Максимова, Е. «Будем стоять, пока живы!» : [информационно-литературно-художественный клуб «Собеседник» провел заседание в Могилевском областном краеведческом музее] / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 4 мая. — С. 6.
Встреча поколений, посвященная 75-летию обороны Могилева, прошла в стенах областного краеведческого музея имени Романова в рамках мероприятий литературно-художественного клуба «Собеседник». Девизом встречи стали пламенные слова защитников города «Будем стоять, пока живы!»
В здании музея как-то особенно значимо и волнительно воспринимались сообщения о главных героях обороны. Погружал и придавал достоверное звучание воспоминаниям и великолепный фильм «Живые и мертвые» по одноименному роману К.Симонова. Посвященный событиям на Буйничском поле и снятый в 1964 году, фильм получил главную премию на Международном фестивале в Карловых Варах. Благодаря роли Серпилина, прообразом которого стал генерал Кутепов, пришло признание и к Анатолию Папанову. Случилось так, что Папанов сыграл роль Серпилина раньше, чем Симонов дописал трилогию. И писатель, работая, видел Серпилина именно таким, каким сыграл его Папанов.
Надо заметить, у клуба прекрасные друзья. Более тридцати лет сотрудничает «Собеседник» с ведущим научным сотрудником музея, большим энтузиастом своего дела — Тарасовой Мариной Анатольевной. Она и была ведущей этого памятного весеннего вечера.
ГЕРОИ ОБОРОНЫ
Единственный из всех защитников Могилева, кто получил звание Героя Советского Союза и орден Ленина, был Борис Львович Хигрин. Оборона Могилева началась 3 июля 1941 года боями на реке Друть. Когда погиб почти весь артиллерийский расчет, отважный офицер Хигрин занял место наводчика, лично подбил четыре вражеских танка и был смертельно ранен. Возле реки Осливка в честь его подвига установлена мемориальная доска. В Белыничах, где похоронен герой, его именем названа улица.
Генерал-майор Михаил Тимофеевич Романов, командир 172 стрелковой дивизии, прибыл на станцию Луполово 3 июля и получил задание во что бы то ни стало не пустить немцев через Днепр. Героические бойцы Романова держались 23 дня, вопреки нехватке боеприпасов и продовольствия. Столько же времени понадобилось немцам для оккупации Франции! Когда раненого Романова принесли в деревню Барсуки, Ирина Осмоловская спрятала медаль «20 лет РККА» в жестяной банке и закопала в огороде. Именно эта награда находится в постоянной экспозиции музея — и каждый может ее увидеть. Именем Романова названа улица в нашем городе. На улице Челюскинцев не так давно был установлен бюст героя.
Самые тяжелые бои шли на Буйничском поле с 11 по 16 июля. Вечером 13 июля сюда приезжает Константин Симонов вместе с фотокорреспондентом Павлом Трошкиным. И вот что сказал Кутепов: «Вот говорят: танки, танки… А мы их бьем да и будем бить! Утром сами посмотрите. Мы так уж решили между собой: чтобы там кругом ни было, кто бы ни наступал, а мы стоим и будем стоять, пока живы!»
Семен Федорович Кутепов происходил из тульских крестьян. Окончил Александровское военное училище. По аттестациям разных лет, был точен, аккуратен, дисциплинирован, энергичен, с твердой волей, настойчив. Был образцом высокой культуры поведения. Его полк по боевой и политической подготовке занимал первое место среди частей корпуса. На «отлично» прошел Кутепов и самую строгую проверку — войной. Недолгая встреча с ним произвела на Симонова огромное впечатление. За оборонительные бои под Могилевом полковник Кутепов был награжден орденом Красного Знамени. Его именем названа одна из улиц Могилева.
Военкор Константин Симонов добрался до Могилева к 10-ти часам 28 июля. Его поразило, что в Могилеве по-прежнему работают парикмахерские! А у Симонова было такое смятенное состояние, что казалось: все бытовые привычки людей должны быть нарушены… Далее был путь через Кричев, Чериков, Пропойск — и возвращение в Могилев, уже опустевший и тревожный. Но в городе чувствовался железный и радовавший порядок: никого лишнего, на перекрестках у орудий, накрывшись плащ-палатками, дремали расчеты, тихо проверяли пропуска и показывали дорогу.
Симонову сказали, что среди 172-й дивизии лучше всего дерется полк Кутепова, державший оборону на участке Тишовка-Буйничи. Писатель не был свидетелем боя 12 июля, видел только результат: 39 подбитых немецких танков и бронемашин. Вскоре он напишет об этом корреспонденцию «Горячий день», которая выйдет в газете «Известия» уже 20 июля 1941 года. Вместе с фотографиями Павла Трошкина.
ФОТОПАМЯТЬ ВОЙНЫ
Старший научный сотрудник Александра Буракова интересно и увлеченно презентовала выставку «Фотопамять войны», которая откроется в музее 9 мая.
В 1987 году в нашем городе побывала дочь Павла Трошкина, и музей приобрел 44 негатива! К знаменательной дате они были наконец оцифрованы.
Отец Трошкина работал в «Известиях» типографским рабочим. Когда в 15 лет Павел впервые попал в типографию, он получил огромное впечатление и начал осваивать фотографию. С 1936 года стал специальным корреспондентом газеты. Как военкор, прошел три войны: бои на Халхин-Голе, финскую и Великую Отечественную. С первых дней войны был на передовой. Снимал бои под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, освобождение Крыма, Украины…
По воспоминаниям Симонова, Трошкин в азарте один раз так обнаглел, что стал фотографировать в открытую, забыв про врага. И над ним стал кружить немецкий самолет, обстреливая с воздуха. Пришлось ненадолго притаиться. Смелость города берет: благодаря легендарному фотокорреспонденту мы можем видеть уникальные кадры Буйничского поля 1941 года.
На одном из снимков — знаменитый летчик Николай Терехин. Возможно, рассказывает бойцам о трех сбитых им «юнкерсах». Сбив первый, пошел на таран второго — удар пришелся «крыло на крыло»… И герой решается на второй таран! Удар был настолько сильный, что оба самолета распались на части! Терехин на мгновение потерял сознание. Придя в себя, выдернул кольцо парашюта и отстреливался в воздухе. На земле вместе с местными жителями взял в плен немецких пилотов. Был награжден орденом Ленина. Этот уникальный подвиг описан в воспоминаниях Симонова «Разные дни войны».
…Павел Трошкин погиб в 1944 году при освобождении Украины.
ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ
Это была действительно встреча поколений: знаменательным было присутствие взволнованных и притихших кадетов. Нинель Александровна Мордасова именно им адресовала рассказ о подвиге батальона милиции капитана Константина Владимирова у деревни Гаи. Шесть суток они отбивали атаки гитлеровцев. Из двух с половиной сотен защитников в живых осталось лишь 19. Но высота, которую они занимали, так и осталась непокоренной. Геройски погибшим синим мундирам посвящен мемориал. А капитан Владимиров посмертно был награжден орденом Ленина.
Волнуясь и вручая кадетам книги на память, Тамара Петровна Никулина, руководитель клуба «Собеседник» пожелала им всегда говорить только правду. И проиллюстрировала примером о Юрии Гагарине. Королев накануне полета дал летчикам лекарство, вызывающее головную боль. И признался в плохом самочувствии только будущий космонавт №1.
Волновалась и Зинаида Львовна Городницкая, которая принесла в архив музея фотографию деда — Самуила Львовича Городницкого, оставшегося в родном городе. Хотя он мог эвакуироваться, но вступил в народное ополчение и погиб.
Взволнованы были все, сердцем почувствовав в тот вечер: «Опять весна на белом свете, и как хочется жить!»