Мы в автобусе сидим и в окошечко глядим / подготовила Екатерина Царева // Вечерний Могилев . — 2023. — 17 мая. — С. 7.
Информации, сколько автобусов ежедневно выходит на улицы нашего города, в открытом доступе найти не удалось, вероятно, эта цифра до сих пор является засекреченной. И не надо усмехаться, во всяком случае, в былые времена считалось, что стратегический враг не должен даже приблизительно догадываться о подвижном составе автоколонн, ведь они были полноценными военными подразделениями. А вот количество маршрутов военной тайной не является — их 43, общей протяженностью 830 км. Маршрутные такси вообще не поддаются исчислению, их ряды постоянно пополняются. Однако разговор сегодня не об этом, а о том, с чего все начиналось.
Итак, первый автобусный маршрут в Могилеве, если верить историографам, был открыт в 1925 году и назывался «Вал — ж/д вокзал», имеется в виду Архиерейский (в те времена Красной Звезды). Обслуживали его две машины австрийской марки «Штейер» с пассажирским салоном, отечественных тогда не было. Европейское средство передвижения развивало скорость примерно 40 км в час. Если учитывать расстояние между двумя конечными остановками — примерно 4,7 км, то автобус теоретически мог его преодолеть примерно за 12 минут. Но если принять во внимание остановки (их сегодня на этом пути четыре, но до недавнего времени было целых пять) и сделать скидку на то, что проезжая часть была не заасфальтирована, то можно предположить: вожделенный транспорт горожанину приходилось ждать около 40 минут. Другими словами, быстрее было добраться пешком. Сколько стоил талончик, история тоже умалчивает, но если вспомнить, что в СССР цена везде была одинаковой, то, вероятней всего, она была, как в Москве, где в то время за одну поездку нужно было выложить 50 коп. При этом усредненный доход трудящегося составлял 208 рублей. Сопоставим с современной: средняя зарплата жителей Могилевской области в первом квартале сего года составила 1478,1 руб., а талончик мы покупаем за 80 коп. Хотя, возможно, цена поездки зависела от расстояния, теперь, к сожалению, уже некому об этом поведать.
Не удивительно,что могилевчане не жаловали данный вид транспорта, поскольку он покрывал весьма небольшое расстояние, в Заднепровье и другие густонаселенные районы города не следовал, в зоны, где в основном находились предприятия, тоже, по цене был слишком накладен.
Теперь становится понятным, почему «Белавтопромторг», так называлась первая в нашей республике автотранспортная организация, сделала ставку на междугородние маршруты и в мае 1925 года открыла регулярное сообщение между Могилевом и Чаусами, затем пустила автобус на Пропойск (Славгород). А в 1926 году, судя по газетным заметкам того времени, с получением восьми новых машин московского автозавода «АМО» расширила сеть, организовав линии Минск — Гомель — Новобелица, Могилев — Белыничи, Бобруйск.
— Слуцк, Червень — Белыничи и др. Так что с городского пути следования автобусы были сняты и направлены на более востребованные направления. На свой привычный маршрут «Вал — ж/д вокзал» они вернулись лишь в 1934 году и выполняли поездки до начала Великой Отечественной войны.
После победы, в 1946 году, автобусное движение в Могилеве было восстановлено. А в течение нескольких последующих лет построено главное автотранспортное предприятие города — Автобусный парк на Гомельском шоссе. Тем временем наш город рос и развивался, появлялись новые крупные предприятия, росли жилые районы, и уже к 70-м годам прошлого столетия в Могилеве действовало около 30 автобусных маршрутов. С автовокзала отправлялись междугородние рейсы в Киев, Вильнюс, Житомир, Чернигов, Минск, Витебск, Гродно, Гомель, Барановичи, Борисов, Мозырь, Пинск, Солигорск, Светлогорск, Оршу.
С 90-х годов, после распада Союза, промышленный рост бывших республик резко пошел на спад, и хоть в Беларуси он не выглядел столь фатальным, предприятия были в упадке, в том числе и транспортные. Но, несмотря на кризис, наш автобусный парк выстоял и сегодня вполне успешен, об этом можно судить хотя бы по тому, что сегодня он способен доставить нас в любую точку области.
Подготовила Екатерина ЦАРЕВА.