И цветет душа поэта…

Артемьев, В. И цветет душа поэта… : [книга поэзии «Крылья» М. Клапоцкого] / В. Артемьев // Магілёўскія ведамасці. — 2014. — 29 июля. — С. 14.

Увидела свет книга поэзии «Крылья» нашего земляка Михаила Клапоцкого. Возможно, оттого что автор редко печатался, это событие осталось незамеченным. Если не считать презентации в одной из могилевских библиотек, в которой приняли участие лишь до полутора десятка читателей. А книга стоит того, чтобы о ней сказать в полный голос.

Коротко об авторе. Михаил Владимирович родился в 1960 году в семье крестьян д.Заозерье Белыничского района. Чудесный край иконы Белыничской Божьей Матери сам по себе — поэзия. Его воспел в своих художественных полотнах всемирно известный мастер пейзажа В. К. Бялыницкий-Бируля, который здесь родился и знал каждый борок, каждую речушку, каждую криничку. Эта земля дала нам известного поэта Игоря Шкляревского.

Михаил Клапоцкий окончил Могилевский строительный техникум, в котором преподавание всех предметов велось только на русском языке. А потом два года службы в армии в Калининграде среди русских сверстников. И белорусский воин впитал в себя русский народный говор. После армии окончил Белорусский политехнический институт (БПИ), в котором также царил русский дух. И как следствие, стихи сочинял на русском языке, который стал уже родным. Получив диплом, работал инженером-конструктором в строительных институтах г. Могилева, где и живет сейчас.

Первое стихотворение на двенадцать строк написал в 17 лет, еще в техникуме. Уже тогда была заметна искорка таланта:

Вбит василек в золотой окоем,
Все оживает, что к солнцу стремится,
Песни пичужек горластым ручьем Льются…
И капля на солнце искрится.

Он и в армии сочинял стихи: «Писал, надеясь на память, без ручки, и сейчас так пишу», — говорил при встрече Михаил. В книгу «Крылья» автор собрал стихи, которые создавал всю жизнь. Это как бы судьба его в лирических стихах разных лет. Тематика стихов не очень широка: женщина, любовь, Родина, природа, поры года во всем их разнообразии; деревья, травы, цветы, реки, озера. Буквально все его стихи — лирика:

Они то листьями звенят,
То снегом талым.
Они о сущем говорят,
О небывалом.

О городской жизни у него нет стихов.

Вот что говорит об этом поэт в своем творчестве. Ему «давит душу прогресс». /Суматошное время./ До корней рубит лес./Неразумное племя».

Нет, не снятся мне машины.
Сердцу Родина милей.
Снятся луг, венки калины.
Табун статных лошадей.

Природу автор «слушает сердцем своим» и тогда из чувств рождаются слова:

Луга, ромашки полевые,
Журчащий жаворонка звон.
Хлеба, дороги верстовые,
К вам словно сердцем пригвожден…

Стихи Михаила Клапоцкого одушевлены лирикой не только о природе, но и о Родине. Автор всегда к месту может «сверкнуть образно — душевным словом»:

Окинешь взором луг цветущий.
В ответ все глянет, как родня:
И ручеек, к реке бегущий,
Цветы, березок зеленя.
Вдали родной вид крыш, оконца,
Что видеть с детства довелось,
Крылечко школы, скирды солнца,
Что в душу льются, как и в рожь.
Уставший, наземь ниц приляжешь.
Воды напьешься из ручья
И навсегда сам себе скажешь:
«О, жизнь, — ты Родина моя».

Преобладают в книге стихи о женщине, о любви. В них автор особенно искренен и лиричен:

Солнце брызнуло в стекло.
В серебристых искрах поле.
Оттого ль, что так светло,
Мы целуемся до боли.

А вот еще:

Я люблю тебя. Знай то.
Что ты — сны мои и грезы,
Что нежней ты нежной розы,
Или — ты, или — никто.

К числу лучших стихотворений сборника можно отнести: «Сон-трава», «За деревней поле…», «Речки синь и солнце…», «И ночь пришла, и душу в плен взяла…», «Окинешь взором луг цветущий…», «Я разлюбить тебя не смог…», «Ветер гладит осину…», «Зори падают в пруд…», «Лето в самом разгаре…» и десятки других.

Стихотворение «Крылья» дала название книге. В нем автор утверждает, что человек, как существо, выше всех на земле, «Но без Родины он — как бескрылая птица».

Михаил Клапоцкий оригинален среди многих сегодняшних сочинителей стихов еще и тем, что у него преобладают четверо-восьми-двенадцатистрочные стихотворения. А короткие стихи — уже знак мастерства.

И ночь пришла, и душу в плен взяла,
Обняв воздушно-женскими руками,
Глазами звезд свет в душу пролила,
Душа ответила бессонными стихами.

Такие стихи читаются легко, с упоением, не отрываясь от страниц книги до головокружения. А почему? Потому, прежде всего, что они образны. Автор, используя художественные средства, словами рисует картину за картиной: «Бьется грива, словно пламя», «Снег млел, оползая со стрех», «Твоих нив дышу ветрами», «Прозрела синью даль», «Ромашек вьюга», «Ночь стопой земли коснулась», «Я душу выплесну в безбрежность», «Журавли, отрыдав, улетели на юг», «Земля, зорькой алой тканая, претихая ты, пресвятая», «Твои глаза, два солнца нежных»…

И такие строки читатель найдет в каждом стихотворении Михаила Кла­поцкого. Это потому, что он стремится, «чтоб цвела душа поэта в буквах писанной строки». Всегда ли удается?

Среди ранних стихов есть несколько длинных/ «Много лет уже береза…», «Зажигаются в небе звезды…», «Портрет в заброшенном доме»/, которые ближе к рифмованной прозе, чем поэзии. Но это, пожалуй, недосмотр при сдаче в печать.

В целом же книга Михаила Клапоцкого «Крылья» — несомненная удача. Может, сбылись строки одного из ранних стихов автора:

Мне сегодня кукушка напела,
Что я жить буду много лет,
Что поэзия — мое дело,
И я буду известный поэт.

Так ли это — скажет читатель. Но несомненно одно: на земле могилевской на одного поэта стало больше.