Аношкин, И. И штыком, и пером : к 85-летию со дня рождения писателя Петра Шестерикова / Иван Аношкин // Магілёўскія ведамасці. — 2004. — 4 мая. — С. 5.
Как-то мой добрый знакомый — школьный учитель истории — обратился с просьбой: не выручу ли его книгой «Солдатами были все». 60-летие Дня Победы приближается. Решили провести в школе посвященный этому вечер. Ну и, само собой, не обойти оборону и освобождение родного Могилева… Вот и вспомнили об этой книге.
«Солдатами были все» — книга воспоминаний в литературной обработке Петра Шестерикова участников обороны Могилева в 41-м, подпольщиков в дни фашистской оккупации, освободителей города, Могилевщины.
Помню, как Петр Павлович работал над этой книгой. Когда ни зайдешь в областное отделение Союза писателей (П. Шестериков был тогда секретарем отделения), он корпел над текстами авторов. А когда нас приглашали на встречу с читателями в школу, техникум или рабочее общежитие, Петр Павлович рассказывал не только о своих произведениях, но и о встречах со многими авторами готовящейся книги — Климентом Ворошиловым, Иваном Якубовским, Константином Симоновым, Иваном Макаровым…
И вот, наконец, в 1968-м году книга увидела свет и сразу же стала бестселлером.
Через какое-то время на Могилевщине проводились Дни белорусской литературы. В качестве сувениров всем писателям-участникам первый секретарь обкома партии Глеб Александрович Криулин вручил по экземпляру книги «Солдатами были все». Могилевчане как могилевчане, а минские гости остались весьма довольны.
А потом захожу как-то к Петру Павловичу, а он снова работает над рукописями для книги «Солдатами были все».
— Появились дополнительные материалы, эпизоды, отыскались новые участники сражений, решили подготовить второе издание, — пояснил он.
Второе, дополненное и исправленное, издание появилось в 1972-м году тиражом 75000 экземпляров, и опять же не всем желающим досталась книга, быстро исчезла с полок книжных магазинов.
А вообще-то я познакомился с Петром Павловичем задолго до появления этой книги. Точнее, познакомился сначала не с ним, а с его первой книгой — «Камень за камнем», которая вышла в Минске в 1955-м году. Я тогда учился в партийной школе при ЦК КПБ. Товарищ по комнате общежития с увлечением читал ее. Ну и я раскрыл. И не закрыл, пока недочитал. Я сразу понял, что город Днепровск — это наш Могилев и речь в повести идет о моих земляках, могилевчанах.
Война оставила после себя на белорусской земле опустошение, разруху. Избавившись от фашистской неволи, расчищали руины, пожарища старики, женщины, дети. Возвращались в родные места фронтовики. Послевоенному восстановлению и посвящена повесть.
Анатолий Юрцев, окончив аспирантуру, не остался, как ему предлагали, в столице, а едет в Днепровск. Здесь предстояло как можно быстрее восстановить фабрику искусственного волокна. Став главным инженером стройки, Юрцев сталкивается со многими проблемами. Молодой специалист стремится применить то, чему его учили, внедрять механизацию. Однако не просто преодолеть косность.
Герои произведения все разные, все не похожие друг на друга.
В повести отражено не только, как залечивались раны на нашей земле, но и в душах людей.
Другая повесть Петра Шестерикова на рабочую тему — «Солнечный луч» — нашла читателя не только среди молодежи, юношества, кому писатель адресовал свое произведение. В центре повести — Юра Спичаков с его мечтами и стремлениями, поиском своего места в жизни.
Для Петра Шестерикова как писателя характерно, что, пожалуй, в основе всех его произведений — жизненный материал. Это и понятно. Демобилизовавшись после войны, он много лет работал собственным корреспондентом газеты «Звязда», республиканского радио, был, можно сказать, в самой гуще трудовой жизни.
А свои первые рассказы Петр Шестериков еще до войны, будучи студентом пединститута, помещал в областной газете «Камунар Магілёўшчыны». Только окончил институт, кеч. грянула война. Вместе с друзьями — вчерашними студентами -— вступил в истребительный батальон, защищал родной город, вырывался из окружения. Особенно жестокийа бой был у деревни Благовичи, что километрах в 30 от Могилева по направлению к Чаусам. Кто-то погиб из молодых добровольцев, кто-то был ранен. Одно утешение — и гитлеровцам досталось, многие закончили здесь свой завоевательный поход.
Войну Петр Шестериков закончил в штате дивизионной газеты. И после войны остался журналистом, а потом стал и писателем. По его инициативе в 1960-м году в Могилеве было создано первое в республике областное писательское отделение, которое он и возглавил. Кстати, первые полтора года — на общественных началах. И сегодня нельзя с благодарностью не вспомнить, с каким вниманием, чуткостью относился к воспитанию литературной смены, помогал начинающим, молодым выйти на писательскую дорогу. В бытность его секретарем в писательский Союз были приняты Игорь Шкляревский (1964г.), я (1965г.), Михаил Шумов (1967г.), Аркадий Кандрусевич (1970г.), Николай Луферов (1971г.). Издали первые стихотворные сборники Виктор Раков и Василий Карпеченко, ставшие потом известными поэтами, членами Союза писателей.
В последние годы своей жизни Петр Павлович работал над повестью о сельских механизаторах, но… В марте 1994-го, не дожив всего полтора месяца до своего 75-летия, навсегда ушел от нас, не завершив многого, что вынашивал, что было задумано. До последних своих дней воин, журналист, писатель был в творческих поисках и свершениях.