И штыком, и пером

Аношкин, И. И штыком, и пером : к 85-летию со дня рождения писателя Петра Шестерикова / Иван Аношкин // Магілёўскія ведамасці. — 2004. — 4 мая. — С. 5.

Как-то мой добрый знакомый — школьный учитель истории — обратился с просьбой: не выручу ли его книгой «Солдатами были все». 60-летие Дня Победы приближается. Решили провести в школе посвященный этому вечер. Ну и, само собой, не обойти оборону и освобождение родного Могилева… Вот и вспомнили об этой книге.

«Солдатами были все» — книга воспоминаний в литературной обработке Петра Шестерикова участников обороны Могилева в 41-м, подпольщиков в дни фашистской оккупации, освободителей города, Могилевщины.

Помню, как Петр Павлович работал над этой книгой. Ког­да ни зайдешь в областное отделение Союза писателей (П. Шестериков был тогда сек­ретарем отделения), он кор­пел над текстами авторов. А когда нас приглашали на встречу с читателями в шко­лу, техникум или рабочее об­щежитие, Петр Павлович рас­сказывал не только о своих произведениях, но и о встре­чах со многими авторами го­товящейся книги — Климен­том Ворошиловым, Иваном Якубовским, Константином Симоновым, Иваном Мака­ровым…

И вот, наконец, в 1968-м году книга увидела свет и сра­зу же стала бестселлером.

Через какое-то время на Могилевщине проводились Дни белорусской литературы. В качестве сувениров всем писателям-участникам первый секретарь обкома партии Глеб Александрович Криулин вручил по экземпляру книги «Солдатами были все». Могилевчане как могилевчане, а минские гости оста­лись весьма довольны.

А потом захожу как-то к Петру Павловичу, а он снова работает над рукописями для книги «Солдатами были все».

— Появились дополнительные материалы, эпизоды, отыскались новые участники сражений, решили подготовить второе издание, — пояснил он.

Второе, дополненное и исправленное, издание появилось в 1972-м году тиражом 75000 экземпляров, и опять же не всем желающим досталась книга, быстро исчезла с полок книжных магазинов.

А вообще-то я познакомился с Петром Павловичем задолго до появления этой книги. Точнее, познакомился сначала не с ним, а с его первой книгой — «Камень за камнем», которая вышла в Минске в 1955-м году. Я тогда учился в партийной школе при ЦК КПБ. Товарищ по комнате общежития с увлечением читал ее. Ну и я раскрыл. И не закрыл, пока недочитал. Я сразу понял, что город Днепровск — это наш Могилев и речь в повести идет о моих земляках, могилевчанах.

Война оставила после себя на белорусской земле опустошение, разруху. Избавившись от фашистской неволи, расчищали руины, пожарища старики, женщины, дети. Возвращались в родные места фронтовики. Послевоенному восстановлению и посвящена по­весть.

Анатолий Юрцев, окончив аспирантуру, не остался, как ему предлагали, в столице, а едет в Днепровск. Здесь предстояло как можно быстрее восстановить фабрику искусственного волокна. Став главным инженером стройки, Юрцев сталкивается со мно­гими проблемами. Молодой специалист стремится применить то, чему его учили, внедрять механизацию. Однако не просто пре­одолеть косность.

Герои произведения все разные, все не похожие друг на друга.

В повести отражено не только, как залечивались раны на нашей земле, но и в душах людей.

Другая повесть Петра Шестерикова на рабочую тему — «Сол­нечный луч» — нашла читателя не только среди молодежи, юноше­ства, кому писатель адресовал свое произведение. В центре повести — Юра Спичаков с его мечтами и стремлениями, поиском своего места в жизни.

Для Петра Шестерикова как писателя характерно, что, пожалуй, в основе всех его произведений — жизненный материал. Это и понятно. Демобилизовавшись после войны, он много лет работал собственным корреспондентом газеты «Звязда», республиканско­го радио, был, можно сказать, в самой гуще трудовой жизни.

А свои первые рассказы Петр Шестериков еще до войны, будучи студентом пединститута, помещал в областной газете «Камунар Магілёўшчыны». Только окончил институт, кеч. грянула война. Вместе с друзьями — вчерашними студентами -— вступил в истре­бительный батальон, защищал родной город, вырывался из окру­жения. Особенно жестокийа бой был у деревни Благовичи, что километрах в 30 от Могилева по направлению к Чаусам. Кто-то погиб из молодых добровольцев, кто-то был ранен. Одно утешение — и гитлеровцам досталось, многие закончили здесь свой завоевательный поход.

Войну Петр Шестериков закончил в штате дивизионной газеты. И после войны остался журналистом, а потом стал и писателем. По его инициативе в 1960-м году в Могилеве было создано первое в республике областное писательское отделение, которое он и возглавил. Кстати, первые полтора года — на общественных началах. И сегодня нельзя с благодарностью не вспомнить, с каким вниманием, чуткостью относился к воспитанию литератур­ной смены, помогал начинающим, молодым выйти на писатель­скую дорогу. В бытность его секретарем в писательский Союз были приняты Игорь Шкляревский (1964г.), я (1965г.), Михаил Шумов (1967г.), Аркадий Кандрусевич (1970г.), Николай Луферов (1971г.). Издали первые стихотворные сборники Виктор Раков и Василий Карпеченко, ставшие потом известными поэтами, чле­нами Союза писателей.

В последние годы своей жизни Петр Павлович работал над повестью о сельских механизаторах, но… В марте 1994-го, не дожив всего полтора месяца до своего 75-летия, навсегда ушел от нас, не завершив многого, что вынашивал, что было задумано. До последних своих дней воин, журналист, писатель был в творческих поисках и свершениях.