Повороты судьбы генерала Лазаренко

Малышева, О. Повороты судьбы генерала Лазаренко / Ольга Малышева // Веснік Магілёва. — 2023. — 6 декабря. — С. 10.

В Могилеве в центре города есть улица Лазаренко. Свое название она получила в 1944 году в честь Ивана Сидоровича Лазаренко — Героя Советского Союза, участника освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Он один из семи человек в истории, которые были удостоены высших наград сразу двух эпох: стали полными Георгиевскими кавалерами и Героями Советского Союза.

Детство и юность
Будущий комдив родился 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1895 года в бедной многодетной семье в станице Старо-Михайловская Краснодарского края. Мальчику с детства пришлось работать, поэтому он окончил только церковно-приходскую школу.
В мае 1915 года его призвали в царскую армию и направили на Юго-Западный Фронт. За боевые Подвиги командир эскадрона, вахмистр Иван Лазаренко за два года был награжден
Георгиевскими крестами всех четырех степеней. Его имя высечено золотыми буквами на памятной плите в Георгиевском зале Московского Кремля. В 1921 году он передал свои Георгиевские кресты и медали в фонд помощи голодающим Поволжья.
Гражданская война
Лазаренко еще до Октябрьского переворота принял сторону большевиков, вступил в Красную гвардию. В годы Гражданской войны ему довелось быть участником знаменитого похода на Царицын. В бою у станицы Егорлицкой эскадрон под командованием Лазаренко разгромил вражескую батарею. Командарм 1-й Конной Буденный и член реввоенсовета Ворошилов объявили Ивану Сидоровичу благодарность.
В 1920 году 25-летний красный командир Лазаренко воевал на Кубани против отрядов генерала Улагая. За отвагу в боях под станицей Степной был удостоен ордена Красного Знамени, который ему вручил лично Владимир Ильич Ленин.
Накануне Великой Отечественной
После Гражданской войны Лазаренко остался в армии. В 1938 году окончил курсы высшего комсостава при Военной академии имени М.В. Фрунзе. В Испании в это время шла гражданская война, куда Иван Лазаренко был откомандирован старшим военным советником к командующему армией «Эбро» — полков Боевых товарищей он поражал мужеством и отвагой, Иван Сидорович лично водил бригаду в атаку. После тяжелого ранения вернулся на Родину и в звании полковника был назначен на должность коменданта Карельского укрепленного В ноябре 1939 года началась война с Финляндией. В период финской кампании Лазаренко командовал стрелковой дивизией. В одном из боев был ранен, но продолжал руководить сражением.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с белофиннами и проявленную при этом доблесть и мужество 15 января 1940 года И.С. Лазаренко был награжден вторым орденом Красного Знамени, а в июне 1940 года ему было генерал-майора.
42-я стрелковая дивизия накануне войны входила в состав войск 4-й армии. Дивизия в то время дислоцировалась в Бресте, причем основные ее части находились в самой Брестской крепости.
Тяжелое испытание
Имевший большой опыт ведения боев Испании и Финляндии, а значит, военную интуицию, он трижды обращался к командованию армии с предложениями о выводе частей дивизии из Бреста и Брестской крепости, где они были фактически в ловушке, и пополнении дивизии 7 тыс. человек приписного состава. Кроме того, он неоднократно уведомлял, что дивизия недоукомплектована зенитной артиллерией и бронетехникой. Все его предложения были отклонены. Кстати, о неудачном расположении войск в предвоенный период говорил и начальник оперативного отдела — генерал-майор И.И. Семенов, тоже неоднократно вносивший предложения о выводе частей из Бреста и других приграничных районов за 10 км от государственной границы, для эффективного отражения наступления немцев.
Начало Великой Отечественной войны стало для генерала Лазаренко жесткой проверкой его как военачальника и как человека. Произошло то, об опасности чего он безуспешно предупреждал — внезапное нападение противника, нанесение им массированных ударов авиацией, сосредоточенный артиллерийский огонь, применение немцами на участке дивизии большого количества танков стали причинами окружения крепости и потери в первые дни воины значительной части подчиненного личного состава, вверенного вооружения и материальных ценностей. Связь со штабом корпуса была потеряна. Лазаренко, действуя по «Плану прикрытия государственной границы 1941г.», вывел несколько частей из города и крепости, организовал оборону, самостоятельно руководил боевыми действиями, а затем и организованным отходом частей дивизии от рубежа к рубежу. Он сумел вывести остатки дивизии к своим и привел с собой несколько сотен мобилизованных военкоматами граждан. Именно его 42-я дивизия весь первый день 22 июня не сдавала врагу Жабинку, город 7 раз переходил из рук в руки.
Позднее, по воспоминаниям бывшего начальника штаба 4-й армии полковника Л.М. Сандалова, части 42-й дивизии под командованием Лазаренко сдерживали наступление немцев под Могилевом и Рогачевом. Однако 9 июля 1941 года генерал был арестован в числе других представителей командования Западного фронта, руководство которых боевыми действиями в первые дни войны расценили как преступное. В том, что генерал Лазаренко вовсе не «проявил растерянности и бездействия», как писалось в деле командования Западного фронта, свидетельствуют несколько источников.
Можно, например, почитать фронтовые дневники К.М. Симонова, где И.С. Лазаренко упоминается как отважный генерал, с которым писателя свела судьба. В романе «Живые и мертвые»

Иван Лазаренко стал прототипом генерал-майора А.А. Талызина — самого бесстрашного из командиров дивизии. Однако 17 сентября того же года генерал-майор Иван Лазаренко был лишен званий и наград, и приговорен к расстрелу Военной коллегией Верховного суда СССР. 29 сентября 1941 года Президиумом Верховного Совета СССР назначенное наказание было заменено 10 годами лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Но Иван Сидорович, боевой офицер, прошедший четыре войны, не мог находиться за колючей проволокой, когда страна воюет с врагом. Он написал прошение о помиловании.
Возвращение в строй
21 октября 1942 года Ивана Лазаренко досрочно освобождают из-под стражи и направляют в действующую армию. На фронт он прибыл в 50-ю армию на должность заместителя командира 146-й стрелковой дивизии, а в январе 1943  года переведен на должность замкомандира 413-й стрелковой дивизии.
Участвуя в мартовских наступательных боях 1943 года, лично руководил операциями ударных групп при взятии опорного пункта противника — Зайцевой горы. Под командованием Ивана Лазаренко дивизия также освбодила город Жиздру, поселок Зикеево и другие населенные пункты.  В боевых операциях 1943 года Лазаренко был ранен и дважцы контужен, но оставался в строю. По ходатайству командующего 50-й армией генерал-лейтенанта И.В. Болдина, после резолюции командующего Центральным фронтом генерала армии К.К.
Рокоссовского 24 октября 1943 года судимость с Ивана Лазаренко снял военный трибунал 50-й армии. Судимость сняли, но не реабилитировали.
Иван Лазаренко 16 ноября 1943 года был назначен командиром 369-й стрелковой дивизии в звании полковника, а в 1944 году — восстановлен в звании генерал-майора. 369-я стрелковая Карачевская дивизия летом 1944 года приняла участие в операции «Багратион» Ей пришлось прорывать наиболее укрепленные участки фронта.
Иван Лазаренко проявил выдающийся героизм в ходе Могилевской фронтовой наступательной операции. С 23 по 25 июня 1944 года дивизия под его командованием форсировала реки Проня и Бася, продвинулась вперед на 25 км и нанесла врагу значительный урон. 25 июня дивизия начала преследование отступающих вражеских частей, отбила контратаки у деревни Холмы Чаусского района. Генерал и здесь не берег себя: когда артиллерийский расчет одной из пушек выбыл из строя, Лазаренко вместе со своим сопровождающим встал к орудию. Но был убит в результате прямого попадания вражеского снаряда.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм» генерал-майору Ивану Сидоровичу Лазаренко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Реабилитация
Но самой высокой наградой для генерала была бы реабилитация, то есть признание государством незаконности осуждения человека.
Добиваться реабилитации стал еще сын героя, Григорий Иванович, а после его смерти в 1988 году продолжил внук, Григорий Григорьевич Лазаренко. Но только 24 февраля 2010 года по представлению Главной военной прокуратуры Российской Федерации Военная Коллегия Верховного суда России отменила приговор от 17 сентября 1941 года как «не соответствующий фактическим обстоятельствам дела». В решении суда было указано: «Действия командира дивизии генерал-майора Лазаренко И.С. не входили в противоречие с требованиями действующих в тот момент руководящих документов, соответствовали обстановке и полученным от штаба корпуса приказаниям».
Память о герое
Похоронили генерала Лазаренко в Кричеве. А после освобождения Могилева 28 июня 1944 года перезахоронили на улице Первомайской — центральной улице города — в сквере, который сейчас носит имя героя. На могиле установлена стела с его барельефом. А на доме № 2/12 по улице Лазаренко есть мемориальная доска. В 2010 году бюст Героя установлен в поселке Волоконовка Белгородской области на территории средней школы № 2, которая носит его имя.
В 2014 году в Чаусском районе открыт памятный знак Герою Советского Союза генерал-майору Ивану Лазаренко на месте его гибели.
В настоящее время в Могилеве живет единственный внук Ивана Сидоровича — Григорий Григорьевич Лазаренко, который гордится своим героическим дедом и свято хранит память о нем. Сейчас он готовит к изданию книгу о судьбе своего деда — героя, прошедшего через 5 войн и погибшего в 48 лет.