Максим Аверин: «Все начинается с любви!»

Льдова, Е. Максим Аверин: «Все начинается с любви!» / Е. Льдова // Веснік Магілёва. — 2014. — 7 марта. — С. 8.

Что такое сцена? Это рентген. Зритель чувствует малейшую фальшь. И то, что могилевчане увидели 5 марта на сцене Дворца культуры области, было потрясающе искренне! С моноспектаклем, озаглавленным строкой из стихотворения Роберта Рождественского «Все начинается с любви», задавшей направление всей встрече, выступил актер Максим Аверин. Киношный Глухарев и Брагин предстал в не совсем привычном для любителей сериалов амплуа лирика. На протяжении двух часов он влюблял в себя зрителя, находя в нем искреннего слушателя и собеседника. Убедительная положительная энергия, излучаемая актером, дарила вдохновение и мечту, проникая в сердца могилевчан.

Моноспектакль Максима Аве­рина «Все начинается с любви» – это история, рассказанная от первого лица. Прожитая и одновременно удивительно талантливо сыгранная. И это чувствуется с первых минут действия. Ведь для того чтобы начать такой спектакль, артисту достаточно просто выйти на сцену, подойти к микрофону, поздороваться со зрителями. И в этот момент, казалось бы, он не должен играть никаких ролей: время для этого еще найдется, а пока он может оставаться самим собой. Максим и остается. Но остается, играя. Сразу! Эти два состояния – «быть собой» и «играть роль» в нем переплетаются, соединяются, становятся неразрывными. Границы между ними стерты! Естественность сопровождается художественностью и образностью с самых первых секунд.

Спектакль, который в среду увидели могилевчане, — это не традиционный и привычный многим творческий вечер, в нем нет ни ответов на записки из зала, ни баек со съемочной площадки, хотя юмора в нем предостаточно, порой он сквозит даже там, где его не может быть априори! «Все начинается с любви» — законченное, цельное произведение, спектакль одного актера. С исполнением любимых песен, с чтением стихов любимых поэтов — Александра Вертинского, Владимира Высоцкого, Юрия Левитанского, Владимира Маяковского, Роберта Рождественского, Давида Самойлова. С колоссальным обменом энергией с залом.

Это спектакль о любви артиста к зрителям — любви без условной, необходимой, помогающей «мечтать, влюбляться и творить»: именно об этом артист поет в самом первом номере — песне «Так, как хочется». О любви к профессии, дарящей счастье, вдохновение, но иногда приносящей с собой грусть и сомнения: сбудется — не сбудется, случится — не случится. О любви к творчеству личностей, определивших и продолжающих определять судьбу актера — поэтов, артистов разных лет, партнеров по сцене. И, конечно же, просто — о любви. В разных проявлениях!

Нежной, чуть робкой и тихой, как в песне «За кулисами». Любви невысказанной, незамеченной и — увы — несостоявшейся, как в удивительно трогающем стихотворении «Рicсоlо bambinо» Александра Вертинского. Страстной, но «растаптывающей и обезличивающей», как в его же «Концерте Сарасате». И о той, что никак не может закончиться, как в стихотворении «Злые духи».

Это спектакль-откровение, в котором актер был один на один с публикой и открывал свою душу. Оказалось, что он — и грустный клоун, выводящий собственной рукой на могильной дощечке имя любимой, и счастливый радист, вдохновенно отправляющий понравившейся девушке поцелуй на не каждому ведомом языке. Он один очень точно, эмоционально и бережно проигрывал и мужской, и женский образы «Баллады о прокуренном вагоне», а также — двух стихотворений из цикла «Цыгановы».

В спектакле у Максима Аверина была единственная партнерша — Людмила Гурченко, участвующая сразу в нескольких номерах, к сожалению, только с экрана. Настроение, задаваемое пронзительным дуэтом «Вы говорите, не молчите», получило свое развитие и продолжение в следующем за ним стихотворении «Скрипка и немножко нервно» Маяковского, памятного тем, что было прочитано при первой встрече с актрисой.

«Спектакль окончен», — после песни, спетой в финальном номере вечера, стало немного грустно, хотя до этого зал хохотал. Напутственные слова, в сопровождении точно подобранной музыки, прозвучали как откровение: «Жизнь, это не кино, здесь нужно писать свою историю. Не откладывайте жизнь на завтра, счастье свое не откладывайте, живите сегодня, не живите прошлым, не таскайте его за собой, пусть живет, живите здесь и сейчас. Придя домой, остановитесь, посмотрите в глаза близким, самым необходимым вам людям, и скажите им самые главные слова. Вовсе не надо делать больших революций, не надо менять мир — он вряд ли изменится благодаря нам. Надо просто проявлять заботу друг о друге!»