Сергей Безруков: про жизнь, театр и кино

Кирдяшкина, Е. Сергей Безруков: про жизнь, театр и кино : [творческий вечер актера Сергея Безрукова на сцене Дворца культуры области] / Е. Кирдяшкина // Веснік Магілёва. — 2013. — 26 июля. — С. 3.

Творческий вечер актера Сергея Безрукова, который прошел в понедельник на сцене Дворца культуры области, сразу же вызвал в памяти ассоциации с классикой: «И жизнь, и театр, и кино». Романтическое мужественное чтение стихов и исполняемые Безруковым мягким баритоном песни под собственный аккомпанемент вкупе с блистательной иронией вконец очаровали могилевчан. Никому не хотелось покидать зал — публика стоя рукоплескала любимому актеру. В трехчасовом выступлении, вопреки заявленной программе,участвовал не один, а четыре героя.

Самого Сергея Безрукова зрители отрывки из фильма «Есенин», а актер уже увидели как раз в финале программы, а вначале из-за занавеса показалась голова, дерзкий взгляд обвел не спеша весь зал, на лице гостя застыла искренняя улыбка, после чего появился и сам герой. В его руках — красочная венецианская маска с длинным клювообразным носом. Сирано де Бержерак – узнали зрители и устроили овацию. Подхватив бурю аплодисментов, буквально заряжаясь энергией, актер прочел отрывок из одноименной пьесы (кстати, исполнитель главной роли и одновременно режиссер спектакля обещал привезти постановку в Могилев).

Тем временем поднялся занавес, за которым появились декорации: стулья, кресло, баян, патефон, гитара, стол с кни­гами, цветами и яблоками. Асам Сирано, повязав на шею галстук, на глазах у зрителей превратился… в Пушкина.

Стихи великого русского поэта сопровождались отрывками из фильма «Александр Пушкин», где Безруков сыграл Александра Сергеевича. Читая «Цветок», актер неожиданно спустился в зал и вручил найденный в книге засушенный цветок очаровательной зрительнице (подозреваю, она сохранит его надолго). Слушая поэзию Пушкина в исполнении артиста, зал как будто окунулся в XIX век, в эпоху, где жил и творил великий мастер.

Незаметно вместе с пиджаком Безруков примерил на себя роль другого Сергея — Есенина. На экране мелькали отрывки из фильма «Есенин», а актер уже взял в руки баян — и со сцены зазвучали знаменитые есенинские частушки — очередная порция смеха для зрителя. В вихре закружились хулиганские песни, стихи, задорные танцы под патефон, шутки, озорной свист… Те яблоки, что лежали на столе, гость из России с задором и смехом отправил по воздуху в зал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…»

Незаметно пролетел антракт, когда можно было написать записку с вопросом любимому актеру, и наступило второе отделение творческого вечера. На сцене уже Владимир Высоцкий, песни которого пели все вместе. «Высоцкий приближает нас к тому времени, когда исполняли песни со смыслом. Сейчас от этого уходят. Я горд тем, хотя сразу и отказывался, что сыграл его роль», — Сергей Безруков незаметно перешел от песен к откровениям.

«Я не играю только исторических персонажей, — продолжил он. — Просто так сложилось, что роли Есенина, Пушкина, Высоцкого имели особенный успех у зрителя. По многим причинам. Ну, во-первых, и люди это были особенные, кумиры целых поколений, гении, как бы мы к ним теперь не относились. Да и для меня лично это особенные роли. Тот же Высоцкий или Есенин — я их люблю с детства, в нашей семье они были в почете. Будучи ребенком, я, стоя на табуретке, декламировал: «Жираф большой — ему видней», думая, что это стихотворение об Африке. Что же до современников, то их я тоже играл. И этот опыт был для меня интересный. Правда, сейчас я уверен, что искусство и кино, в частности, все же должно быть светлым. Оно может быть жестким, но свет в конце тоннеля быть обязан».

Среди записок оказался ожидаемый вопрос, почему Сергея Безрукова нет в продолжении сериала «Бригада». «А вы сами фильм видели? — прищурился он. — В нем и ответ!»

Кстати, актера не огорчает, что спустя столько лет, когда после Саши Белого он сыграл еще множество ролей, его до сих пор отождествляют, в первую очередь, с ним. «Мне как актеру приятно, что я сумел создать на экране героя, которого помнят даже спустя 13 лет, — пояснил он. — Многие не верили, что я смогу сыграть Сашу Белого. Но в этой роли меня полюбили не за то, что я бандит и могу прийти на «стрелу» и там все затухнут-завянут от моего «базара». Чистыйэкшн и бритые затылки уже давно никого не волнуют. Белым до сих пор восхищаются потому, что он мужик. Конечно, для «реальных пацанов» я в некоторой степени стал любимым актером. После фильма они же приходили на спектакль, где я играю Александра Пушкина. Неважно, что Саша уже был не тот. Но я не замыкаюсь в одном амплуа».

На вопрос, что же его вдохновляет на новые роли, Сергей Безруков коротко ответил: «Зрители! — и пояснил: На подобных творческих встречах происходит взаимообмен энергией: то, что я отдаю публике, приходит ко мне с аплодисментами. Я чувствую, что нужен. Пожалуй, когда актер перестает это ощущать, надо уходить из профессии. Мне кажется, что это очень важно — в жизни быть кому-нибудь нужным… Именно поэтому я и выхожу на сцену, — ответил он уже на следующую записку».

А еще, как выяснилось, актер очень любит бывать в новых городах, всегда старается найти время на прогулку. «Я впервые в Могилеве, поэтому, несмотря на дождь, постарался рассмотреть его как можно подробнее, — под одобрительные аплодисменты могилевчан рассказал он. -До концерта успел пройтись по улицам, побывал в Свято-Никольском монастыре и на Буйничском поле. Мне всегда была очень интересна судьба Николая Второго, а стихами Константина Симонова зачитывался еще в школе. Надеюсь, что еще не раз побываю у вас — Могилев мне очень запомнился!»

Однако кроме достопримечательностей и удивительно открытой публики, выступление в городе на Днепре запомнилось удивительными записками, которые сверху были помечены словами «вытяни» и «возьми» — наверное, чтобы среди десятков бумажек актер обратил внимание именно на них. Они от души повеселили Сергея Безрукова. Актер обещал их сохранить и показывать на концертах в других городах, которые он, по собственному признанию, организует с целью, чтобы у него и у зрителей, которые вертятся в круговороте событий, «была возможность остановиться, послушать стихи и подумать о том, на что времени порой не хватает: о душе, о Боге, о родине и о любви».